Из старых газет мы знаем, что старожилы созданы лишь для того, чтобы чего-то не помнить (больше они никогда ничего не делали). Так вот такого года они не помнят. За последние пару десятков лет жизнь много раз нас пинала, но 2020-й крикнул «Крыто!» и едва не отправил всех в нокаут. Огромные киты под ногами зашевелились, гигантские черепахи поплыли, заставив Землю трястись, как маленькая собачонка в розовом комбинезончике. И все же уходящему году вот-вот придет крышка, она уже опускается. Пока ее не прибили, давайте заглянем в щелочку и хорошенько изучим этого мерзавца. Все же плохих парней кому-то тоже надо любить.
Оценивать события этого года — как спорить о форме облака. Кто-то видит хвост крокодила, а кто-то угадывает отбитый от фарфорового чайника носик. Слишком много за последние 12 долгих месяцев было неоднозначных событий, которые мы не осмелились отнести ни к плохим, ни к хорошим. Так что под каждым блоком будет голосовалка — решать вам.
Политическую ситуацию мы затронем лишь вскользь — наши итоги касаются городской жизни, недвижимости и строительства. Об остальном — в других материалах, которых до конца года будет еще много.
Это самый неочевидный, но, пожалуй, самый важный итог последних месяцев. 2020-й заставил нас сплотиться и вспомнить о том, что вокруг живет много прекрасных людей. Наши соседи вдруг перестали быть неловко здоровающимися призраками и превратились в единомышленников, с которыми (оказывается!) можно решать общие проблемы. Это первый шаг на пути к гражданскому обществу, которое наконец начало формироваться.
Теперь практически у каждого микрорайона, двора или даже дома есть свой чат в Telegram — люди начали общаться. Самые инициативные уже попробовали решать маленькие внутренние проблемы: Грушевка моментально собрала деньги на адвоката для задержанного соседа, «Спортивная» починила фонтан, Червякова придумала собственную площадь и всей гурьбой кинулась защищать Степана Латыпова, «Каскад» чуть ли не каждый день гремел в новостях, становясь героем все новых и новых историй. Мы подробно говорили об этом в интервью с Андреем Эзериным.
Пока все делается на волне эмоций, но за этим этапом должен последовать куда более долгий и сложный — конструктивный. Если поднажмем, то в Беларуси будущего мы сможем самостоятельно решать многие внутренние вопросы, которые сегодня ложатся на хрупкие чиновничьи плечи.
Мы долго держались, но нас заставили. Многие белорусы внушали себе, что в стране нечего смотреть, но после закрытия границ и захвата планеты мерзким вирусом радиус путешествий сузился. Народ оккупировал агроусадьбы, заповедники, замки, карьеры, храмы, руины, бункеры, форты и подземелья. А если вам все еще кажется, что смотреть не на что, то вот вам ссылка.
В Министерстве спорта и туризма заметили, что люди начали обкатывать достопримечательности, и пообещали поработать над благоустройством в ближайшие годы. Правда, многие объекты со статусом историко-культурной ценности продолжают разваливаться (и давно бы упали, если бы не оптимисты) — может, однажды и с ними вопрос решится.
В Минске с граффити все было неплохо и раньше, но на городских стенах появлялись лишь согласованные тысячу раз рисунки (каракули в расчет не берем). Однако недавно все изменилось. По всей стране стали появляться протестные рисунки, которые часто становились настоящими произведениями искусства и показывали самые искренние чувства, кипящие внутри нас.
Волна ярких красок долго набирала силу, но потом разбилась о щиты коммунальных служб, которые ринулись закрашивать все, что не попадает под официально оформленные понятия красоты. Самое печальное произошло позже: в какой-то момент силовики объявили охоту на тех, кто решил высказать свое мнение красками.
В конце октября в Минске за протестные граффити судили многодетного отца. Ему дали 13 500 рублей штрафа. В начале декабря год колонии получил 27-летний мужчина из Горок, а самый громкий приговор был объявлен 8 декабря за надпись «Не забудем» на месте гибели Тарайковского: двое минчан отправятся за решетку, трое — на «химию». И это, вероятно, не последний суд, о котором нам придется написать в ближайшее время.
Пару лет назад минские рестораторы устроили тихую революцию, за которой последовал невероятный подъем в сфере общественного питания. У нас появились десятки приятных кафе, баров и ресторанов. Конкуренция росла и сдерживала цены (которые, однако, продолжали пугать). Мы долго шли в эту гору, но потом сверху кто-то толкнул, и нам пришлось стремительно скатываться вниз.
Сперва из страны уехал, пожалуй, самый заметный ресторатор Беларуси — Вадим Прокопьев. Перед отъездом он продал все заведения, где был совладельцем. А на днях они объявили о закрытии: вмиг не стало культового ресторана Bistro de Luxe, известных баров Pelican и Tapas Bar, а также кафе тайской кухни Mai Thai. По нашей информации, это еще не все — скоро таблички Closed могут появиться и на других дверях.
Примерно месяц назад о закрытии объявили сразу восемь заведений Владислава Луневича, часть из которых была расположена на Октябрьской. Этот бизнесмен тоже покинул страну. Сейчас на месте закрытых появились другие кафе и рестораны, но Луневич в Минске больше не работает, а это большая потеря для города.
Закрылся культовый бар «Хулиган». После однодневных забастовок пострадали и другие заведения, перечислять которые мы не станем — для них так безопаснее. Знающие люди говорят, что сфера еще долго не сможет прийти в себя.
В начале ноября первая электроэнергия от Белорусской АЭС побежала по проводам. С этого момента мы официально стали страной, использующей мирный атом. Самый масштабный и громкий проект последних лет вызвал много споров и обсуждений, но на некоторые вопросы ответов нет и сейчас.
Строительство этого объекта шло долго и тяжело, были ошибки и промахи, но теперь станция все же работает. Радоваться этому или бояться — дело каждого. Однако это действительно знаковое, даже историческое событие для нашей страны.
Сперва «Ковальскую Слободу», «Вокзальную», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейную площадь» планировали открыть ко Дню независимости. Потом в августе. Затем народ ждал новостей ко Дню города. И вот, 7 ноября, в сакральный для наших чиновников день, первые четыре станции новой ветки наконец открыли.
В середине ноября сообщалось, что пассажиропоток новых станций составляет в среднем около 10 тыс. человек в день. Для сравнения, самой непопулярной станцией первых двух веток — «Первомайской» — в день пользуется около 7 тыс. человек, а вот «Каменная Горка» принимает ежедневно 52,8 тыс. пассажиров.
Конечно, во всю мощь третья ветка начнет работать гораздо позже (планируется, что всего будет 14 станций, линия пройдет из Курасовщины в Зеленый Луг через центр города). Но будет это нескоро. Пока же дела обстоят так.
Есть мнение, что Минску вообще не нужно метро: куда рациональнее было бы развивать наземный транспорт. Например, скоростные трамваи. Но как есть.
Вода уходила от нас дважды. Сперва произошла масштабная авария в западной части Минска, где из кранов пошло что-то крайне неприятное. В первый день ЧП минчан заверяли, что это просто запах, вода в системе полностью безопасна. На следующий день ее все же запретили пить. Тогда же в сеть попал документ, согласно которому в воде были обнаружены нефтепродукты.
С поставкой воды в пострадавшие районы наблюдались серьезные проблемы. Тысячи людей стояли в очередях на жаре, чтобы решить простейшие бытовые вопросы. В больницы и роддома воду зачастую доставляли волонтеры из числа обычных минчан. Затем по факту ЧП возбудили уголовное дело, а директор «Минскводоканала» был освобожден от должности.
В ноябре в столице на несколько дней без воды осталась «Новая Боровая». Тогда в местной школе отменили занятия, о случившемся высказался председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, а затем и Александр Лукашенко. Несмотря на масштаб происшествия и предположения о намеренном повреждении системы, об инциденте довольно быстро забыли. Информации о возбуждении уголовного дела не было, о каких-то проверках — тоже. С момента происшествия прошло больше месяца. Мы обращались во все известные нам структуры, которые могли бы обладать информацией о расследовании, однако такого дела никто так и не нашел.
Но есть в этой истории один важный момент. После аварий (не только этих — водное проклятие преследовало нас на протяжении всего года) многие горожане проявили солидарность и массово развозили воду нуждающимся. Волонтерами становились даже те, кто ни разу в жизни не занимался подобным, а в чате «Новой Боровой» рекордно быстро собралось 18 тыс. человек, готовых помочь соседям из пригорода.
В начале октября стало известно, что компания Emaar Properties из ОАЭ планирует реализовать в Минске масштабный проект, который разрабатывался с ноября 2019 года. Это будет «умный город», который появится в северной части столицы. Возведение его начнется с Национального выставочного центра.
Этот «город» решили строить на месте рапсового поля на пересечении МКАД и Долгиновского тракта (Лукашенко уже подписал указ о выделении пахотных земель под застройку).
Emaar Properties — это крупная компания, которая, в частности, занималась строительством самого высокого в мире здания Бурдж-Халифа и Экономического города короля Абдаллы в Саудовской Аравии. У экспертов не возникает больших сомнений насчет реализации проекта — все же этому застройщику можно доверять. Но есть другая проблема.
Горожане узнали о планах на застройку этой территории только после того, как в поле появилась мемориальная плита с капсулой. До этого нам ничего не сообщали, хотя проект, как выяснилось, обсуждался давно. Отсутствие информации и закрытые двери — огромная проблема для нашей страны. На Новый год загадаем, чтобы ситуация изменилась.
Начнем с наиболее скандального здания — «БК Капитал Центр» на Октябрьской площади. Его критиковали так сильно, как только можно было, однако сегодня оно практически закончено, и там уже работает приемная комиссия. По крайней мере, мы не получили очередной долгострой, да еще в самом центре.
Весной в «Новой Боровой» презентовали школу за 20 млн долларов. После открытия с ней возникло немало проблем, но сам по себе объект крайне любопытный: на заднем дворе есть скейт-парк, корты, собственная теплица, ученики могут выйти на крышу, а с фасада улыбается Гагарин — для учебного заведения решили выбрать космическую тему. Застройщик называет это школой будущего.
Полтора года назад, в томном июле 2019-го, в начале проспекта Дзержинского приступили к возведению большого физкультурно-оздоровительного центра. Признаться, мало кто ожидал, что все пойдет так быстро и уже через считаные месяцы пустырь возле «Беларусбанка» превратится сначала в котлован, а затем и в полноценное здание. Выглядит новый ФОК довольно необычно: он явно входит в топ самых современных фитнес-центров в городе. Пока попасть внутрь еще нельзя, но центр вот-вот откроется для посетителей.
А из-за этого здания бывший главный архитектор Минска Павел Лучинович оказался на скамье подсудимых: по данным следствия, он настоял на изменении ПДП, в результате чего на улице Смолячкова появилось административное здание для айтишников. Несмотря на печальные подробности этой стройки, объект получился действительно стильным. Уже сегодня можно оценить, как постройка выглядит снаружи.
А еще в этом году в Минске открылся физкультурно-спортивный комплекс «Олимпик Арена». Футуристичное здание общей площадью 21 тыс. кв. метров появилось на улице Ратомской. Здесь есть современные ледовые арены, два хореографических зала и спортивная площадка на тысячу с лишним «квадратов» для игры в баскетбол, волейбол и мини-футбол.
Долгострои — еще одна болезнь Минска. Каждый год нам говорят, что ее вот-вот вылечат, но до полной реабилитации еще далеко. 180-метровый небоскреб «Газпром-центра», который строится на пересечении Независимости и Филимонова, уже давно ни жив ни мертв. Строительство ведется с 2015 года, но активности на стройплощадке долгое время вообще не наблюдалось. А недавно стало известно, что заказчик хочет просить у Александра Лукашенко продлить сроки реализации инвестпроекта до 2024 года.
Неважно идут дела и с уже устаревшей и порядком подзабытой историей «Гулливера» — торгового центра, который должен был вырасти на улице Притыцкого еще в начале второго десятилетия XXI века. На площадке так же глухо, как и раньше.
Про «Экс-Кемпински» мы вспоминаем при подведении итогов каждого года. Вспомним и сейчас.
Список столичных долгостроев в этом году пополнился крупным жилым комплексом: строительство «Грушевского Посада» приостановили 31 марта. Первые две секции должны были ввести в эксплуатацию еще в конце июля 2019-го, однако сейчас они готовы примерно на 90%. На третьей секции стройка остановилась, дом №4 вообще не начат. Сейчас застройщика объекта — компанию «Жилстройкомплект» — проверяют силовики. Известно, что владелец находится за границей. Он неоднократно заверял, что стройка будет возобновлена, но дело с мертвой точки не сдвинулось.
Вероятнее всего, появился в Минске и еще один серьезный долгострой. В самом начале года в Ждановичах должен был открыться долгожданный Leroy Merlin, который обязательно бы составил конкуренцию «Материку», «Оме», Mile и другим строительно-домашним гипермаркетам. Белорусы его действительно ждали и очень хотели сравнить цены. Но не срослось. Эта стройка вообще продвигалась крайне медленно. А недавно по городу поползли слухи, что проект замораживают — ни «Леруа», ни «Мерленов» минчанам в ближайшее время не видать.
Подводить какие-то масштабные итоги мы не станем — их заменят ваши ответы в опросах. К тому же год еще не закончился. Кто знает, что он может устроить за оставшиеся две недели.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by