Спецпроект

Не такое уж и гетто. Как главный спорт страны изменил рабочую окраину Минска

12 мая 2020 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, архив Onliner
Спецпроект

Не такое уж и гетто. Как главный спорт страны изменил рабочую окраину Минска

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, архив Onliner

Чижовка, великая и ужасная. Район, традиционно занимающий последние строчки в списках представлений минчан о подходящем месте для жизни. Лучше «замкадье», даже на пустыре без единого дерева в радиусе километра, с минимумом инфраструктуры и околонулевой транспортной доступностью, но, пожалуйста, только не Чижовка. Между тем во многом такая репутация района стереотипна, заработана тяжелым грузом прожитых пролетарских десятилетий. Сегодня Чижовка меняется, становится более современной, сохраняя при этом атмосферу старого уютного минского района с гуманным масштабом застройки, утопающей в зелени деревьев. Неделю назад мы рассказали об эволюции Брилевичей. В очередной публикации цикла, подготовленного совместно с сетью гипермаркетов ProStore, вспомним, как приход «большого хоккея» навсегда изменил Чижовку.

Первые полвека

«Когда я бываю в Чижовке, мне представляется, что тут созданы все условия для разумного досуга людей разных поколений, для полноценных контактов между ними, а такие контакты носят и массовый характер, и сугубо индивидуальный. Большинство домов здесь надежно защищены от вредностей, связанных с интенсивным транспортными движением на главных магистралях. Чижовка — современный город-спутник в границах Большого Минска», — писал когда-то давным-давно выдающийся белорусский скульптор Заир Азгур. К сожалению, неясно, зачем народному художнику СССР, академику, Герою Социалистического Труда требовалось бывать в Чижовке, но во многом он был прав. На заре своего существования район действительно выглядел городом-спутником, отделенным от основной части Минска километрами неосвоенных территорий.

Чижовка — ветеран среди всех минских жилых районов. Это градостроительное понятие, объединявшее несколько микрорайонов, которые группировались вокруг своих общественных центров, действительно подразумевало «город в городе». Обитателям такого образования, по задумке архитекторов, требовалось выезжать за его пределы только на работу, поскольку все необходимое для жизни, быта, отдыха и лечения должно было находиться в шаговой доступности от дома. Строительство подобных объектов началось в середине 1960-х, и Чижовка (вместе с Серебрянкой, Зеленым Лугом, районом улицы Харьковской) была среди «пионеров» движения.

В конечном итоге здесь построили шесть микрорайонов, где расселили около 50 тысяч человек, преимущественно работников крупных предприятий Заводского района. До строительства в 1997 году станции метро «Автозаводская» Чижовка действительно воспринималась как нечто бесконечно далекое: ехать туда (или оттуда) в условный «центр» или тем более на противоположный конец города приходилось мучительно долго.

Зато, как и положено советскому району «с историей», она получила практически полный набор социальных объектов, компенсировавший территориальную удаленность. В Чижовке построили пару крупных универсамов, кинотеатр («Дружба»), отдельный рынок (не каждый район мог похвастаться своим), дом быта, крупную больницу и все прочее положенное: разнообразные магазины поменьше, кафе (культовый детский «Космос» в том числе), столовые, парикмахерские, поликлинику, школы, детсады и так далее. Из общегородских объектов в пойме Свислочи возник зоопарк (точнее, сначала зоосад Минского автомобильного завода). Все хорошо было здесь и с рекреацией: в наличии имелся огромный водоем (Чижовское водохранилище), который Чижовка делила с Серебрянкой. К 1967 году на его берегу разбили парк 900-летия Минска, через три десятка лет достаточно «повзрослевший».

Впрочем, за те же три десятка лет «повзрослело» и прежде горевшее трудовым энтузиазмом население Чижовки. В 1990-е за районом закрепилась не самая лучшая репутация: большой процент населения, сознательно выбиравшего асоциальное поведение, неистребимый пролетарский дух, постаревшая инфраструктура, да еще и подозрительная экология, чья тема после Чернобыльской катастрофы заняла важное место в умах минчан. В 1990—2000-е район уплотнялся лишь единичными домами, преимущественно ведомственными от кооперативов работников предприятий Заводского района, но, в общем и целом, правильнее будет сказать, что городские власти про Чижовку забыли. Пахотные земли еще не стали священной коровой, и Мингорисполком яростно их осваивал во славу нуждающихся в улучшении жилищных условий. Чижовка же жила себе на своей периферии жизнью дряхлеющей рабочей окраины.

Большие перемены

Про ее наличие в черте города внезапно вспомнили в самом конце нулевых. Провалив заявку на получение чемпионата мира по хоккею 2013 года (с аренами в Минске и Бобруйске), руководство страны вздохнуло и смирилось с тем, что вторую арену для этого международного соревнования придется тоже строить в Минске. Хитрый план сработал, чемпионат 2014 года отдали Беларуси. При выборе места для нового спортивного комплекса выяснилось, что Чижовка для него подходит как нельзя лучше. Во-первых, она находилась максимально далеко от Веснянки с ее «Минск-Ареной», что обеспечило необходимую социальную дистанцию между стадионами. Во-вторых, в Чижовке имелась крупная свободная площадка. Она, конечно, была частично занята парком 900-летия Минска, но что значат какие-то несчастные деревья перед важнейшим делом укрепления белорусского авторитета среди международного сообщества. В-третьих, сложившиеся обстоятельства позволяли наладить хорошее транспортное сообщение с новой ледовой ареной.

Вот так на рубеже нулевых и 2010-х судьбы забытого района и изменились. На берегу водохранилища приземлились «летающие тарелки» спортивного комплекса, обошедшегося государству в $180 миллионов, и весь хоккейный мир с изумлением принялся учить такое странное, слегка будоражащее слово Chizhovka. Ну а для мирных жителей Чижовки смена десятилетий запомнилась появлением в 2010-м своего «домашнего» гипермаркета ProStore, причем в те годы таким достижением цивилизации был оборудован далеко не каждый минский район.

Всеобщая бодрость от грядущего спортивного праздника не могла не заразить и городских чиновников — про Чижовку вспомнили в районной администрации. Глава района Олег Жогло уже в 2012 году мужественно заявил, что «в Чижовке теперь лучше жить, чем в центре, а плохая экология — стереотип». Чемпионат действительно принес улучшения: улицы Кабушкина и Ташкентская превратились в многополосные проспекты, достойные принять и парад; рядом с хоккейным стадионом выросла трехзвездочная гостиница; привели в порядок фасады зданий, выходящих на основные магистрали района, и остатки парка 900-летия Минска. Но некоторые планы так и остались на бумаге. Например, благополучно забыли (впрочем, это даже к лучшему) о транспортных развязках МКАД — Ташкентская и Машиностроителей — Крупской. Не была завершена и масштабная реконструкция Минского зоопарка.

Но главное было впереди. После окончания чемпионата, когда иностранные гости покинули гостеприимные берега Чижовского водохранилища, настал черед и этому району стать жертвой общегородской инфекции — уплотнения.

Единичные дома, преимущественно ведомственные, от промышленных предприятий строились в Чижовке и в 1990-е, и в нулевые. К началу 2010-х район получил свои первые 19-этажные башни М111-90, непременный атрибут любого минского «спального» пейзажа. В конце 2013-го здесь была сдана одна из первых в городе арендных девятиэтажек (в те годы этот формат жилья считался перспективным). Параллельно, в октябре 2013-го, власти озвучили и куда более масштабные планы — полный снос довольно крупной деревни Корзюки, с 1970-х годов являвшейся частью города, с последующим строительством на ее месте дополнительных полутора микрорайонов панельного жилья.

Следует отдать должное архитекторам. На соответствующем общественном обсуждении они честно признали, что и не подумали бы вспоминать о Чижовке вообще и Корзюках в частности, если бы им оставили возможность освоения пахотных земель. «Наверное, мы бы не трогали Чижовку, если бы была возможность выхода за МКАД, — заявила архитектор „Минскградо“ Людмила Ларина. — У нас запроектированы Дегтяревка, Тарасово, Щомыслица, Новинки. Но нельзя. Там пахотные земли. А очередь в Минске растет, и строить негде». К счастью, пахотные земли в Минске и около него продолжают плодоносить, внося свой бесценный вклад в обеспечение продовольственной безопасности государства. Ну а Чижовку пришлось уплотнить (что поделаешь), хотя первый реальный проект Мингорисполкома на этом поприще закончился оглушительным провалом.

Уплотнение из последних сил

Местные жители редко выходят победителями из уплотнительных войн с городской и районными администрациями, и эта Чижовская битва в числе легендарных. Суть вопроса в следующем. Жарким летом 2015 года жителей улиц Голодеда и Уборевича огорошили информацией о том, что у них могут скоро появиться новые соседи. Это было классическое уплотнение из учебников. Четыре 9- и 10-этажки предлагали «воткнуть» прямо посреди внутридворовой территории, благо советские архитекторы 1960-х годов (в отличие от их внуков) оставляли между домами (5-этажками) достаточно комфортное пространство.

На прошедшее спустя пару недель общественное обсуждение пришел если и не весь заинтересованный район, то значительная и весьма возмущенная наглостью происходящего часть его населения. Чиновники сдались всего через 15 минут, объявив в итоге, что они «с народом», строительства «не будет», после чего ретировались. Противостояние закончилось стремительно, дворы с цветущими по весне яблонями были спасены, но отступление администрации было лишь тактическим.

Так и не уплотненный двор на улице Голодеда

От покушений на дворы, которые жильцы окружающих их домов привыкли воспринимать своей неотъемлемой собственностью, чиновники отказались, но не от идеи уплотнения. Для ее реализации они нашли другой ресурс — массивы индивидуальной застройки. Чижовке досталось несколько крупных участков частного сектора — бывшая деревня Корзюки и остатки послевоенного поселка пригородного совхоза «Затишье». Вот их-то и принялись осваивать.

Для начала взялись за бывшее Затишье. Через год после эпического «дворового» провала, весной 2016-го, началось строительство 10-этажки на 119 квартир в районе пересечения Копыльской и Старобинской. Следом за ней по соседству выросла вторая. Скандалов с ними не было, поскольку УКС Заводского района перестал играть в хищника, покушающегося на «бесплатные» дворы, а повел себя цивилизованно: расселил частные усадьбы, удовлетворив требования их собственников, произвел снос, на освободившемся месте построил дом и ко всеобщему удовольствию его реализовал. Спрос на «коммерческую» часть квартир был столь велик, что желающие несли круглосуточное дежурство. Упомянутый УКС даже возвел два двухэтажных паркинга, доведя обеспеченность местами для автомобилей до непривычной в наших условиях цифры «1 место на 1 квартиру».

Весной 2018 года по такому же принципу тот же УКС Заводского района приступил к освоению следующего участка — в соседнем квартале на пересечении Столбцовской и Копыльской. Точно так же от существовавшего частного сектора «отщипнули» фрагмент, расселили усадьбы, а вместо них построили (или еще строят) две 10-этажки от МАПИДа, одну 15-этажку от «Завода эффективных промышленных конструкций» и заодно 5-уровневый паркинг на 300 машино-мест.

Такая же участь ожидает еще по крайней мере два фрагмента индивидуальной застройки в том же районе вдоль улицы Копыльской.

Частные застройщики своим вниманием Чижовку не балуют, лишь «10 УНР» стремительно возвел у диспетчерской станции на Голодеда свою очередную 18-этажную высотку на 215 квартир, самыми дешевыми из которых стали «студии-пеналы» на 30 «квадратов». Здание вновь-таки пришло на смену частному сектору.

Планы на будущее

Однако подобный (по сути точечный и индивидуальный) подход все же глубоко противен нашим крупным государственным застройщикам и их генподрядчикам с комбинатов индустриального домостроения. Они привыкли строить хотя бы микрорайонами, сотнями тысяч квадратных метров. В этом смысле у Чижовки был только один ресурс — та самая деревня Корзюки, о которой впервые публично заговорили осенью 2013 года. Тогда архитекторы «Минскградо» пообещали освоить территорию до 2020-го, и это тот случай, когда они уложились (почти) в сроки. Осенью 2019 года старые Корзюки практически стерли с лица земли, а их место с ноября начала занимать продукция ОАО «МАПИД».

Новыми Корзюками станет микрорайон Чижовка-6а (не очень понятно, почему нельзя было присвоить ему наименование Чижовка-7) из восьми домов (двух 19-этажных башен и шести 9-этажек), расположившийся сразу за гипермаркетом на Уборевича. Достроят до финального вида и соседний старый микрорайон Чижовка-6. Здесь добавят еще пять домов: одну башню М111-90 и четыре 9-этажки. Материал — как всегда, панель. Целевая аудитория — нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Такого масштабного строительства жилья Чижовка не видела уже 45 лет.

Старые Корзюки со своими последними покосившимися домами доживают последние месяцы. Неясно, сохранится ли у местной улицы такое же название. Если ее переименуют, то с городской карты исчезнет очередной топоним, о котором забудут через поколение.

Освоение бывшей деревни, скорее всего, станет последним масштабным строительным проектом в Чижовке. Крупных ресурсов для иного у района нет, по крайней мере если верить плану развития его территории, опубликованному на сайте администрации Заводского района. Предполагается, что под жилье уйдет еще два фрагмента частного сектора в районе Копыльской улицы — с учетом Корзюков город к 2030 году получит еще 2748 новых квартир. В остальном массивы индивидуальной застройки планируют сохранить и даже выделить 17 участков для строительства новых особняков.

Развитие района скорее будет касаться его инфраструктуры. Крупнейшим проектом (увы, похоже превращающимся в долгострой) здесь является многофункциональный центр на месте снесенного кинотеатра «Дружба»: здание, в котором проводило время не одно поколение жителей Чижовки, несколько раз безуспешно пытались продать и в конце концов, найдя покупателя, снесли еще в 2017 году. Новый МФК с кафе, спортивным и детским центрами, выставочным и конференц-залом, а также большим паркингом должен был открыться еще в 2019 году. Текущие сроки — конец 2020-го, но, судя по состоянию стройки, верить им тоже нельзя.

Кроме продажи «Дружбы» и строительства нескольких небольших торговых центров между улицей Уборевича и МКАД, пока успешные инвестпроекты города в отношении Чижовки ограничились открытым в 2018 году рестораном McDonald’s. Завершается строительство довольно крупного супермаркета на Голодеда, в планах еще несколько небольших инвестобъектов, включая большую ветклинику с гостиницей для временного содержания животных, реконструкцию Чижовского рынка, строительство веломоста, который должен соединить Чижовку и Серебрянку, перепрофилирование одного из ненужных детсадов в многофункциональный центр, возведение новой детской поликлиники на улице Ауэзова и нескольких паркингов вдоль МКАД. Все это хотят построить до 2030 года, и на этом планы городских властей по развитию данной части Минска заканчиваются.

Чижовке скоро 60 лет. За последнее десятилетие она пережила вторую молодость, но больше району седой панели расти уже некуда. Впрочем, городские власти в этом плане часто проявляют завидную фантазию — остаются незастроенными обширные парковые пространства на берегах Чижовского водохранилища. Кто знает, возможно, в будущем придется написать и про них.

Читайте также:


Сеть ProStore начала свою историю в 2006 году с открытия гипермаркета в минском микрорайоне Малиновка. Сейчас она состоит из трех магазинов, расположенных на выезде из города рядом с МКАД: в ТЦ ArenaCity в районе комплекса «Минск-Арена», в ТЦ «Горка ДОМ» в микрорайоне Каменная Горка и в микрорайоне Малиновка.

Минчане полюбили гипермаркеты ProStore не только за выбор товаров и расположение, но и за приятные цены. А с картой лояльности «Впрок» покупки становятся еще выгоднее!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ПРОСТОРИТЕЙЛ», УНП 193203512.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by