Еще недавно Каменная Горка была грустным символом эпохи льготных кредитов. Казалось, что живописное рапсовое поле на окраине Минска превратилось в мрачное гетто, построенное на деньги налогоплательщиков. Но ситуация неожиданно стала меняться. Огромный район на пустыре, изголодавшийся по социальной инфраструктуре, оказался самым желанным местом для открытия новых торговых центров, моллов, строительных и интерьерных гипермаркетов, ресторанов быстрого питания. Все долгожданные сети и бренды выбирали Каменку. Вчерашние новоселы начали относиться к своим домам с пиететом: благоустраивать дворы, обновлять подъезды, высаживать цветы и деревья. Сегодня Каменная Горка — отнюдь не гетто, а полноценный район с огромным количеством молодежи. Сюда приезжают из других районов, чтобы посетить магазины, отужинать в кафе и закупиться всем необходимым. Вместе с сетью гипермаркетов ProStore продолжаем рассказывать, что сделало Минск таким, каким мы его знаем сегодня.
История Каменной Горки насчитывает всего 10 лет. В 2004-м ее перспективная территория была включена в состав Минска, но оставалась голым рапсовым полем.
Спустя год рядом с полем на перспективу достроили метро. Еще три года — и пасторальный пейзаж распахали на котлованы, в которых стала копошиться строительная техника МАПИДа.
Главной целью госзастройщика было возвести как можно больше недорогого жилья для нуждающихся, поэтому в изысках он не упражнялся. Впрочем, нашлось место в Каменной Горке и монолитно-каркасным высоткам по индивидуальным проектам. Сейчас Каменка состоит из пяти микрорайонов с населением около 100 тыс. человек.
Сразу Каменная Горка была воспринята минчанами в штыки. В ней, как в кривом зеркале, отражалась вся несправедливость государственной поддержки. Квартиры здесь получали не только многодетные, но и обычные 25-летние белорусы, выросшие в стесненных жилищных условиях и успевшие обзавестись своими семьями. Для этого их родителям достаточно было разделить с ними свою очередь нуждающихся. Поэтому, несмотря на рекордные темпы ввода жилья, количество очередников в Минске неуклонно росло. Если в 1999 году на учете стояло 100 тыс. семей, то в 2011-м их было уже почти 280 тыс.
С 2005 по 2010 год основная масса жилья в столице строилась для льготников. Зачастую обладателями новых квартир становились не самые обеспеченные, не самые успешные и даже не самые нуждающиеся, а самые хваткие минчане. Те, кому повезло меньше, считали их халявщиками и рвачами. На фоне кризиса 2011 года, одной из причин которого стала как раз раздача льготных кредитов нуждающимся, люди окончательно невзлюбили Каменную Горку.
Жители Каменки отвечали городу тем же. Оказавшись посреди пустыря, застроенного многоэтажками, они не находили возможности реализовать даже самые простые социальные потребности. До детских садов и школ приходилось ездить с пересадками. Денег на строительство поликлиники у властей не было — людей собирались лечить на первых этажах жилых домов, да и то в перспективе. В 2011—2012 годах продуктовые магазины отсутствовали даже возле метро «Каменная Горка», а когда появлялись, покупатели стояли в очередях за едой по 30 минут.
Родители в заботе о детях помладше не всегда могли уследить за старшими, которые зачастую исписывали стены тегами и забрасывали подъезды новостроек окурками. В новом районе без инфраструктуры им попросту было нечем себя занять. Не будешь же целыми днями смотреть в окошко на котлован или как ворона ворошит мусор. Приведенные ниже снимки ни в коем случае не характеризуют ситуацию во всей Каменке, но подобных домов по району хватало.
С 2012 года в Минск приходят новые торговые сети и начинают колонизацию изнывающей от отсутствия инфраструктуры Каменной Горки.
Постепенно подтягиваются социальные объекты и магазины шаговой доступности, но пока всего этого катастрофически не хватает. Новые школы переполняются детьми еще до того, как чиновники перерезают красную ленточку. Детские сады в районе заняты на 180%. Одни возят детей в сад с пересадками, другие пристраивают в полулегальные «квартирники» — импровизированные сады на дому.
2014—2015 годы стали переломными для Каменной Горки. Из района, в котором почти ничего нет, она превращается в место самых громких городских открытий.
В конце 2014-го здесь с ажиотажем открывается гипермаркет ProStore — самый большой в Минске. Уже тогда его общая площадь составляла 20 тыс. кв. м (позже достроили еще одно здание). Люди, изголодавшиеся по шопингу, занимали места сразу в нескольких очередях, расхватывали корзины, толпились у прилавков. Многие приехали сюда издалека за щедрыми скидками.
В 2015 году в Минск заходят новые мировые фастфуды, которые начинают свое победное шествие по стране с перенаселенной Каменной Горки. Рядом с одноименным метро открывается первый Burger King.
Очереди с бидонами за безлимитной Pepsi надолго становятся главной темой новостей. В инцидентах по привычке винят «каменногорских рвачей, привыкших к халяве», хотя сюда съезжаются жители всего Минска.
Через три месяца рядом с Burger King открывается его главный конкурент — первый в Беларуси ресторан KFC.
Улица Налибокская нежданно-негаданно входит в топ магистралей с самой высокой концентрацией торговых центров. На отсутствие точек притяжения в Каменной Горке уже никто не жалуется. В 2016 году здесь открывается самая большая и современная детская поликлиника в городе, рассчитанная на 480 посещений в смену. В ней все цифровизировано: номер очереди и данные о работе врачей отображаются на большом табло, а история болезни хранится на пластиковой карточке.
Вскоре после этого в Каменку приходит Jysk — скандинавская сеть товаров для повседневной жизни и отдыха. Минчане до сих пор сублимируют в него свою тоску по IKEA, которая никак не доберется до наших широт. Магазин Jysk открывается на первом этаже гипермаркета ProStore, расположенного на Каменногорской, 3.
Борьба за улучшение статуса района ведется и на внутреннем фронте. Жильцы начинают отвоевывать свои дворы и подъезды — в первую очередь у автомобилистов, расставляя у бордюров столбики и полусферы. На придомовых цветниках высаживают сирень и пышные елки, разбивают клумбы, а теги на трансформаторных подстанциях закрашивают красивыми муралами. Новостройки обрастают благородными туями и камерами видеонаблюдения. Публика пореспектабельнее обновляет входные группы. Публика попроще являет миру лебедей из покрышек.
В 2018 году в Каменную Горку приходит Inditex с брендами Zara, Bershka и Stradivarius. В 2019-м здесь же открывается первый в Беларуси NewYorker. Торговые центры Каменки начинают притягивать минчан из других районов.
Парк Уго Чавеса, который до недавнего времени был пустырем, наконец удостаивается благоустройства. Здесь устанавливают детские площадки и тренажеры, возводят стадионы. Правда, с зелеными насаждениями по-прежнему туго. Позже, в 2019-м, здесь откроется детский парк аттракционов.
Сегодня Каменная Горка уже не ассоциируется со спальным гетто, в котором нет ничего, кроме мест для установки кроватей. Здесь продолжают строиться гипермаркеты и объекты социальной инфраструктуры. В 2018 году в составе хорошо знакомого ProStore открывается Mile, через год — «Горка ДОМ» с товарами для интерьера.
Рядом завершается строительство спортивно-оздоровительного торгово-развлекательного комплекса «МегаПарк». Этим летом его планируют сдать в эксплуатацию. Площадь объекта — более 55 тыс. кв. м. На первом этаже откроются гипермаркет, сотня магазинов, ледовая арена, фуд-корт. На втором — кинотеатр, боулинг, тренажерный зал, детский развлекательный комплекс и рестораны. А еще в ТРЦ заработает фитнес-центр, в котором одновременно смогут заниматься до 200 человек.
При этом Каменная Горка пока испытывает дефицит детских садов, школ и поликлиник. Вместо запроектированных 18 садов построено только 10, вместо 10 школ — 5, вместо 3 поликлиник — по одной для детей и взрослых. Хотя вместо 70 тыс. жителей, на которые изначально была рассчитана вся эта инфраструктура, в «спальнике» обитает около 100 тыс. человек.
Масштабы района захватывают дух. Здесь, в бетонных джунглях, как нигде лучше чувствуешь дыхание мегаполиса. Вот какие роскошные виды открываются из окон 25-этажек.
Да, в Каменной Горке плотно. Но на самом деле проблема отнюдь не в количестве квадратных метров на гектар, а в отсутствии современных благоустроенных дворов, где найдут чем заняться не только младшие дети, но и подростки, взрослые, пожилые люди. Сейчас каменногорская молодежь за неимением лучшего проводит время в торговых центрах и на пустырях, стихийно заросших деревьями и кустарниками. Впрочем, последнее тоже не может не радовать.
Да, у района есть минусы. Но благодаря новизне и позитивным изменениям, которые произошли с Каменкой за последние шесть лет, она перестала считаться ущербной. Квартиры здесь стоят отнюдь не дешевле, чем в старых типовых домах, которые расположены ближе к центру города, ведь жилой фонд в Каменной Горке бодрее, кухни просторнее, ремонты свежее, соседи моложе, и жизнь на некогда депрессивной окраине больше не внушает экзистенциальный ужас.
Сеть гипермаркетов ProStore начинает свою историю с 2006 года, когда был открыт первый гипермаркет в минском микрорайоне Малиновка. Сегодня ProStore — это магазины с доступными ценами, удобно расположенные на выездах из города: в ТЦ «Горка ДОМ» в микрорайоне Каменная Горка и на проспекте Дзержинского в Малиновке.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by