Непроходимые болота, горы, тучи насекомых, проливные дожди и наводнения, дикие звери, агрессивные партизаны, наркоторговцы и потоки мигрантов. Это место не только труднопреодолимо, но и по-настоящему опасно для жизни. Тем не менее периодически находятся смельчаки, добровольно туда попадающие. И все для того, чтобы испытать себя и поставить в «зачетку» туриста выдающееся достижение — покорение Дарьенского пробела. Единственный стокилометровый разрыв в Панамериканском шоссе, пересекающем сразу два континента, остается практически неосвоенным человечеством. И тем самым он продолжает будоражить умы множества авантюристов разного толка.
С первого взгляда это кажется невероятным, но сейчас, при желании, можно проехать на автомобиле от безвестного поселка нефтяников Прадхо-Бей на аляскинском побережье Северного Ледовитого океана до аргентинской Ушуаи на острове Огненная Земля, самого южного города нашей планеты. Такое желание — преодолеть десятки тысяч километров, побывать чуть ли не во всех климатических зонах Земли, увидеть множество разных городов и национальных культур — возникает у многих. Но у этого великолепного плана, с точки зрения активного туриста представляющего собой настоящую идею фикс, есть одно обстоятельство, делающее его практически неосуществимым.
В Панамериканском шоссе, пересекающем Северную и Южную Америки, есть один-единственный разрыв, участок, заполненный горной сельвой и топкими болотами, преодоление которого на автомобилях, по крайней мере обычных, невозможно. И даже подготовленные экспедиции с опытными водителями на внедорожниках, дополнительно модифицированных для того, чтобы справляться с водными препятствиями, рискуют столкнуться с настоящей угрозой жизни. Ведь Дарьенский пробел — это край без мобильной связи, без полиции, с агрессивной, пусть и нетронутой человеком, природой, через который проходят нелегальные каналы наркотрафика и доставки мигрантов в США. В общем, то еще место.
Из европейцев первыми в заливе Дарьен, узким аппендиксом на 160 км врезающемся в территорию современной Колумбии неподалеку от границы с Панамой, высадились, конечно же, испанцы. Именно здесь ими был даже основан первый город в континентальной части Америки. Долго, впрочем, он не просуществовал, в конце концов пав жертвой нападений аборигенов, тяжелого климата и наступающих джунглей. Куда экзотичнее другие переселенцы, высадившиеся здесь в ноябре 1698 года. Именно это место, тогда бывшее спорной территорией, выбрали для основания своей первой колонии шотландцы. Тогда Шотландия была еще отдельным государством, пусть и находившимся в личной унии с Англией (через общего монарха), она пребывала в жестоком экономическом кризисе и остро нуждалась в притоке легких денег. Их естественным источником тогда по-прежнему воспринимался Новый Свет.
Экспедиция, снаряженная Шотландской компанией заморской торговли, на пяти кораблях с 1200 человек экипажа основала в заливе Дарьен форт Сент-Эндрю и поселение Новый Эдинбург. Отсюда, с узкого Панамского перешейка, где практически смыкались Тихий и Атлантический океаны, потомки горских кланов планировали торговать и с Дальним Востоком, и с североамериканскими колониями, и с Европой, но природа и аборигены оказались к ним столь же беспощадны. Всего через восемь месяцев жалкие остатки экспедиционеров вернулись на родину, колония была заброшена, а сама Шотландия разорена, ведь в организацию предприятия были вложены 20% бюджета страны и множество средств шотландских аристократов. Так Дарьенский пробел еще в начале 18-го века показал характер, фактически вынудив Шотландию расстаться с независимостью и пойти уже на государственную унию с Англией — единственный способ спасти страну от окончательного банкротства.
Пусть шотландский Дарьенский проект и закончился катастрофой, но место по-прежнему имело стратегическое значение. В последней четверти 19-го века муссировались планы по строительству Трансамериканской железнодорожной магистрали, а чуть позже район Дарьена рассматривался как одна из возможных трасс канала между Тихим и Атлантическим океанами. Объект в итоге построили севернее, а об этом участке перешейка забыли еще на несколько десятилетий, пока не наступила эпоха автомобилей.
Уже в 1920-е годы впервые начали распространяться слухи о строительстве уже автомобильного Панамериканского шоссе. Активно к созданию участков будущей магистрали приступили в начале 1940-х, когда в условиях Второй мировой остро встал вопрос снабжения зоны Панамского канала. Создание Шоссе двух континентов не было единым суперпроектом. Каждая из стран строила свои участки в разное время, но в конечном итоге общая сеть автодорог достигла 30 тысяч километров: от ледяных берегов Аляски до чуть более комфортной в климатическом плане Огненной Земли. Но проехать эту трассу насквозь все равно было невозможно, ведь Дарьенский пробел продолжал существовать.
Североамериканский участок Панамериканского шоссе сейчас заканчивается в небольшом панамском городке Явиса. Южноамериканский начинается в крупном колумбийском порту Турбо на побережье залива Дарьен. Между ними примерно стокилометровый разрыв, занятый обширной болотистой дельтой реки Атрато в восточной части и горной грядой Серрания-дель-Дарьен, покрытой тропическим лесом, — в западной. Высоты отдельных вершин превышают 1500 метров, то есть это достаточно серьезная преграда.
Кроме собственно рельефа, первоначально и помешавшего строительству финальной перемычки, которая связала бы обе части Панамериканского шоссе в единое целое, важную роль в существовании пробела сыграли протесты экологов. На территории разрыва созданы два национальных парка, включенных сейчас в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что строительство магистрали по их территории нанесет непоправимый ущерб окружающей среде и многочисленным видам животных, там обитающих. На территории Дарьена проживает и около 8 тысяч человек, относящихся к нескольким небольшим местным народностям. Они также сопротивляются планам по строительству финального участка шоссе, опасаясь, что приход в сельву цивилизации разрушит традиционный уклад их жизни. В последний раз дискуссия о ликвидации Дарьенского пробела велась в 1990-е годы, но в настоящее время, похоже, даже лоббисты этой идеи смирились с тем, что единым целым Панамериканское шоссе никогда не станет, и рассматривают иные варианты обеспечения непрерывного транспортного сообщения, включая паромную переправу.
Попытки покорить Дарьенский пробел на автомобилях предпринимались еще в 1930-е годы, однако впервые это удалось сделать лишь в 1960-м. При этом значительные участки преодолевались с помощью плотов по воде, а экспедиция растянулась на 136 дней. Лишь в середине 1980-х этот стокилометровый участок удалось пересечь полностью по земле. При этом речь, конечно, идет не об обычных автомобилях, а о специально подготовленных к задаче внедорожниках. Часто участники экспедиций были вынуждены оставлять свои средства передвижения в джунглях, и их ржавые остовы сейчас являются своеобразным памятником беспощадности этого участка Земли.
Пешеходные походы через Дарьенский пробел также имели популярность, хотя порой заканчивались и гибелью участников. Однако в последнее время угроза для жизни любителей подобных приключений существенно выросла. Помимо собственно природных трудностей (климата с постоянными дождями, рельефа, диких животных, насекомых), в джунглях этой территории существуют базы группировки FARC, леворадикальной экстремистской организации, ведущей многолетнюю борьбу с правительством Колумбии. Через пробел проходят и маршруты транзита наркотиков и мигрантов из Южной Америки в Северную. Все это делает Дарьенский пробел одним из самых опасных мест на планете. Однако он по-прежнему привлекает туристов, ведь недоступность и опасность останавливают далеко не всех, а преодоление препятствий — в человеческой натуре.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by