Гавайские острова. Главный экзотический курорт США, всеамериканская здравница, любимая локация киношников, бывшее королевство, и по сей день во многом сохраняющее свои самобытные традиции и этнический колорит. Самые крупные из островов архипелага переполнены туристами, которым доступны все блага цивилизации. Однако существует там и место, куда въезд посторонним практически невозможен. На Ниихау, принадлежащем одной семье уже более 150 лет, сейчас живет около сотни человек. Там не просто нет отелей, с которыми привыкли ассоциировать Гавайи. Нет и мобильной связи, интернета, автомобилей, водопровода и многих других достижений научно-технического прогресса. Нет места и чужакам с «большой земли».
Строго говоря, Гавайи состоят из 24 островов и атоллов, однако большинство из них представляют собой небольшие клочки суши, не имеющие даже постоянного населения. Сколь-нибудь крупными с настоящими городами являются лишь четыре острова в северо-западной части архипелага. Еще на двух живут по несколько тысяч человек. Ниихау по количеству населения замыкает этот список. Его площадь всего 180 кв. км, это примерно 30 км в длину и 10 км в ширину. До ближайшего крупного острова, Кауаи, 28 км через океанский пролив.
При этом весь архипелаг стал обитаемым задолго до прихода туда американцев. США фактически аннексировали Гавайи лишь в 1898 году, а полноценным штатом (пятидесятым и пока последним) острова стали лишь 61 год спустя. До этого же почти целый век там существовало настоящее королевство, пусть и имевшее тесные связи с США, но свободно распоряжавшееся своей территорией. Эта история как раз про такой случай.
В 1864 году на Гавайи прибыла барка «Бесси», на борту которой находилось 14 человек, все представители семьи Синклер. Команду возглавляла 63-летняя дама-матриарх Элизабет Синклер, уже немало повидавшая к своему весьма преклонному по тем меркам возрасту. Уроженка Шотландии, она вышла замуж за морского капитана, после чего переехала с ним в Новую Зеландию, где купила ранчо. Со временем имевшейся земли перестало хватать всем членам разросшегося семейства, а миссис Синклер, судя по всему, несмотря на годы, была особой подвижной. Погрузившись на «Бесси», вся династия отправилась сначала в Канаду. Остров Ванкувер, где они сначала хотели обосноваться, оказался слишком лесистым и не приспособленным для ведения сельского хозяйства. Преодолевать тернии ради эфемерных звезд госпожа Синклер не собиралась и следующей целью для собственной семьи выбрала экзотические Гавайи.
Как оказалось, местные власти были весьма заинтересованы в подобных, пусть и заморских, но энергичных инвесторах. Камеамеа V, пятый король Гавайев, с удовольствием принял от пожилой шотландки 10 тыс. золотых долларов (примерно $170 тыс. в современном эквиваленте), после чего передал ей права собственности на Ниихау, седьмой по величине остров архипелага. Единственным дополнительным условием было обязательство новых владельцев сохранять самобытную культуру местных жителей. К их чести, они неукоснительно продолжают соблюдать договоренность и спустя 158 лет после сделки. Здесь нет ошибки, и в 2022 году Ниихау продолжает оставаться частной собственностью уже пятого поколения семьи, праправнуков Элизабет Синклер, потомков ее старшей дочери, сейчас носящих фамилию Робинсон.
Через несколько лет после своей покупки 1864 года Элизабет Синклер приобрела еще и крупную плантацию на соседнем острове Кауаи. Там семья принялась выращивать сахарный тростник, ну а Ниихау был отдан под скотоводческое ранчо. Синклер и ее наследники Робинсоны завезли туда стада овец и крупного рогатого скота и в итоге занимались этим бизнесом вплоть до 1999 года. Постоянно они жили на Кауаи, среди цивилизации, но регулярно наведывались и на остров, где они были единственными хозяевами. Любопытно, что свою страничку он вписал и в историю Второй мировой войны.
Японцы перед атакой на Перл-Харбор пребывали в полной уверенности, что Ниихау необитаем. Именно поэтому все летчики, осуществлявшие нападение, получили указание в случае необходимости пытаться приземлиться там, после чего их должна была спасти подлодка. Именно это и сделал пилот Сигэнори Нисикаити, чей подбитый Mitsubishi A6M Zero 7 декабря 1941 года совершил аварийную посадку на собственность Робинсонов. Каково было удивление летчика, когда оказалось, что остров не просто обитаем, но там живут даже три японца, которых вообще было много на Гавайях. Пилота взяли в плен, но через несколько дней его соотечественники попытались устроить для него побег. Инцидент для Нисикаити закончился неудачно, он был убит, а один из помогавших ему японцев, как было принято у этой нации, покончил с собой. Оставшуюся пару арестовали, и это происшествие в течение войны сыграло очень негативную роль на отношении к японским иммигрантам, даже их потомкам, не только на Гавайях, но и в континентальных Соединенных Штатах.
Робинсоны выполняют условия своего договора с королем Камеамеа V, хотя все же с определенными поправками. На острове нет мобильной связи, интернета, телевидения. Нет автомобилей и асфальтированных дорог. Для передвижения используются лошади и иногда велосипеды. За электроснабжение отвечают солнечные батареи, а вода собирается лишь в дождливые сезоны. Иногда на Ниихау случаются продолжительные засухи, в таком случае жители эвакуируются на «большую землю».
По результатам переписи 2020 года, там официально проживает 84 человека, однако на деле обычно еще меньше. Обитатели часто самостоятельно плавают на Кауаи, чтобы подработать или навестить родственников. Как таковой работы на самом Ниихау после закрытия ранчо нет. Робинсоны освободили жителей своего острова от платы за жилье, они могут свободно охотиться на любых животных в пределах владений семьи. Кто-то ведет почти натуральное хозяйство, добывая пищу охотой и рыболовством, кто-то занимается исконными ремеслами, другие живут на социальное пособие или выезжают на заработки за пределы острова. При этом для экстренных случаев, например медицинских, Робинсоны держат на Ниихау вертолет, чтобы всегда иметь быстрый транспорт во внешний мир.
Однако нынешнее поколение Робинсонов вовсе не сверхбогатые люди, которые занимаются благотворительностью. Да, посещение острова посторонними строго запрещено, но в этом правиле есть свои исключения. Например, основным источником дохода семьи является сдача в аренду площадки под радар располагающегося на Гавайях Тихоокеанского ракетного полигона. Плата за военный объект, расположенный в скалистой части Ниихау, обеспечивает 80% доходов острова. Соответственно, в случае необходимости армейцы имеют право посещать эту территорию для обслуживания радара. Кроме того, Робинсоны сдают свой вертолет в аренду желающим облететь остров и с некоторых пор допускают на него несколько охотничьих экспедиций в год.
Дело в том, что все то время, которое Синклеры-Робинсоны владеют Ниихау, они последовательно делали его заповедником дикой природы. Внук миссис Синклер начал программу высаживания на прежде голом клочке суши деревьев (примерно 10 тыс. в год), поэтому сейчас остров неплохо озеленен. Кроме этого, сюда, помимо крупного рогатого скота и овец, завезли несколько видов антилоп, кабанов и гривистых баранов. В отсутствие доступа чужаков и ограниченного автохтонного населения животные расплодились, и сейчас единичные охотничьи сафари, за которые энтузиасты готовы платить владельцам неплохие деньги, ущерба популяции нанести не могут. Продавать же Ниихау Робинсоны не собираются. В конце концов, кроме них никто на Земле не может похвастаться тем, что им действительно принадлежит гавайский остров, пусть и совсем небольшой.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by