Эта катастрофа стала крупнейшей в истории мировой нефтедобычи на континентальном шельфе. Почему в Северном море погибли 167 человек?

10 ноября 2021 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia

Эта катастрофа стала крупнейшей в истории мировой нефтедобычи на континентальном шельфе. Почему в Северном море погибли 167 человек?

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia

Она была гордостью нефтяной компании Occidental Petroleum, принадлежавшей большому другу Советского Союза миллионеру Арманду Хаммеру. Самый эффективный актив корпорации, расположенный в Северном море между Шотландией и Норвегией, производил больше сотни тысяч баррелей нефти в сутки. Обслуживали буровую платформу Piper Alpha двести с лишним человек. Сто шестьдесят семь из них погибли в ночь с 6 на 7 июля 1988 года. Как почти всегда и случается, эта тяжелейшая по своим последствиям катастрофа, самая крупная в своем роде, стала следствием целой цепи ошибок и совпадений. Экономический ущерб и влияние на отрасль также оказались на то время беспрецедентными.

Звездная платформа

Компания Occidental Petroleum не входила в число мировых нефтяных гигантов с миллиардными оборотами и десятками миллионов тонн ежегодной добычи. Это основанное в 1920 году в Калифорнии предприятие второго эшелона вело бизнес в разных странах мира, но больше было известно благодаря личности своего генерального директора и мажоритарного акционера.

Арманд Хаммер был из тех предпринимателей, чей жизненный путь просто требует киноэкранизации.

Родившийся в Бронксе в еврейской семье эмигрантов из Одессы, он симпатизировал социалистическим идеям и еще в молодости понял, какой уникальный шанс будет у любого бизнесмена, который станет посредником между капиталистическим миром и Советским Союзом, периодически попадавшим по тем или иным причинам в международную изоляцию. Уже в 1921 году 23-летний Хаммер приехал в Москву и умудрился встретиться с Владимиром Лениным, получив выгодный контракт на поставки в СССР американской пшеницы, а в обратном направлении — пушнины, икры и экспроприированных у прежних хозяев российской жизни ценностей.

Тесные отношения с советскими правителями, несмотря на все разнообразие последних, Хаммер сохранил на протяжении всей своей долгой жизни. Он получал в управление месторождение асбеста на Урале, организовывал первую в СССР карандашную концессию, посредничал при распродаже Союзом музейных ценностей, а после Второй мировой войны поставлял в самую большую страну мира фосфаты в обмен на азотные удобрения и даже был допущен к советскому рынку недвижимости, приняв участие в возведении в Москве Центра международной торговли. Стоит ли говорить, что портреты Ленина и Брежнева стояли у Хаммера в первом ряду в рабочем кабинете, а на совместных фотографиях с вождями коммунистической партии заметно, какое удовольствие от взаимного общения получают обе стороны.

Заработанную на сотрудничестве с Советским Союзом прибыль Арманд Хаммер, как настоящий капиталист, вкладывал и в куда более надежные активы.

В 1957 году он приобрел контрольный пакет акций Occidental Petroleum и до своей смерти в 1990-м являлся генеральным директором этой компании, ставшей ядром его разветвленной империи.

В начале 1973 года геологи Occidental Petroleum обнаружили в Северном море, примерно на полпути между шотландским Абердином и норвежским Бергеном, новое нефтяное месторождение, получившее название Piper. Лицензию на его освоение, откладывать которое в долгий ящик не стали, выдали компании OPCAL, совместному предприятию Occidental с еще тремя партнерами. Промышленная разработка месторождения началась уже в декабре 1976-го, менее чем через четыре года после открытия Piper, что по тем временам можно было назвать весьма впечатляющими темпами.

Центром нефтедобывающего комплекса, созданного для освоения нефтяного поля, стала платформа Piper Alpha, собранная из четырех модулей в 1975 году у шотландского побережья и затем перевезенная на 190 километров к северо-востоку на точку, которой суждено было стать местом ее гибели. К 1988 году Piper Alpha была связана подземным нефтепроводом с перерабатывающим заводом на шотландском острове Флотта. Кроме того, отдельные трубопроводы соединяли ее с соседними платформами Claymore и Tartan, которые перекачивали свою добычу на большую землю через Piper Alpha. Такова была конфигурация комплекса, на котором в разгар лета 1988 года разыгралась эта масштабная трагедия.

Предпосылки катастрофы

Как ни странно, всему виной (если смотреть на случившееся в максимально крупном масштабе) стала потрясающая эффективность Piper Alpha. С учетом особенностей месторождения на пике платформа давала около 300 тысяч баррелей в день. Ее владельцы из OPCAL даже решили увеличить квоту на добычу нефти, но регулирующий орган разрешил это сделать при одном условии: оператор платформы обязался наладить на ней первичную переработку попутного нефтяного газа, который прежде просто сжигался. Связанная с этим требованием перестройка Piper Alpha, завершившаяся в 1980 году, и стала первым звеном в цепи последовавших спустя восемь лет событий.

Дело в том, что при своем сооружении платформа изначально была предназначена лишь для нефтедобычи.

Ее производственные блоки, модуль управления и жилые помещения были максимально изолированы друг от друга, что гарантировало безопасность персонала в случае какого-либо форс-мажора. При трансформации под газопереработку новое оборудование было вынужденно размещено рядом с залом управления платформой, а это в свою очередь сделало гибель всех находившихся внутри данного помещения практически неизбежной.

Что представляла собой эта первичная переработка? Из добывавшегося вместе с нефтью газа сначала удаляли воду и сероводород. Затем оставшуюся часть сжимали и охлаждали, что позволяло отделить жидкий конденсат (по сути, пропан) от метановой части. Далее метан отправлялся на большую землю по своему трубопроводу, а пропан проделывал то же самое по нефтепроводу.

Жидкий пропан перед транспортировкой накапливался в специальном хранилище.

Перекачка осуществлялась с помощью двух параллельно расположенных насосов: один считался основным, другой — запасным. 6 июля 1988 года около полудня один из этих насосов (насос А) был остановлен для технического обслуживания. С него сняли предохранительный клапан, на место которого была поставлена временная заглушка. Об этом была сделана соответствующая запись в журнале, после чего инженер, занимавшийся данной процедурой, спокойно доработал свою смену и ушел отдыхать.

В 18 часов 6 июля управление платформой перешло к новой смене, а уже в 21:45 из строя вышел насос системы конденсации B — тот самый, бывший запасной, который на время ремонта своего соседа А стал основным. Далее происходят события, точного объяснения которым нет до сих пор из-за гибели всех их участников. По каким-то причинам новая смена не получает информацию о том, что насос А находится в нерабочем состоянии и закрыт лишь временной заглушкой. Журнал, в котором сделана соответствующая запись, остается незамеченным (или пропадает, или изначально находится в неположенном для него месте). Как бы то ни было, не имея возможности оперативно запустить остановившийся насос B, операторы платформы в 21:55 переключают систему на использование насоса А. Его временная заглушка, естественно, не выдерживает экстремального для нее давления и срывается, газ начинает хлестать из трубопровода, срабатывают датчики, включается сигнализация, но принять какие-то меры персонал уже не успевает. За 2—3 минуты разобраться в ситуации невозможно, газ воспламеняется, звучит первый мощный взрыв, фактически разрушающий зал управления Piper Alpha и системы связи с окружающим миром.

Бóльшая часть персонала слышит звук взрыва, чувствует сильный толчок. Кто-то падает с ног, со стула или кровати. При этом, естественно, понять серьезность ситуации никто не может.

Обреченные

В распоряжении у всех находившихся на платформе было всего чуть больше 20 минут. Противопожарные перегородки между разными модулями Piper Alpha были рассчитаны именно на пожар, но не на взрыв. В результате первого из них такая перегородка фактически разрушила зал управления. Почти все находившиеся внутри погибли. Никто даже не смог объявить по радиотрансляторам о необходимости срочной эвакуации. На соседние платформы также не сообщили о ЧП, и те продолжали закачивать на Piper Alpha свою нефть и газ, пользуясь ей как посредником.

Точно так же не сработала и автоматическая система пожаротушения, которая могла бы дать персоналу больше времени на спасение. Ее переключили на ручной режим, потому что в тот момент под водой работали водолазы, которые от включившихся мощных противопожарных насосов могли бы получить травмы. Никого, способного физически отдать соответствующие команды системе пожаротушения, уже не нашлось.

Поврежденные в результате первого взрыва и последовавшего пожара хранилища с добытой нефтью в модуле B дали течь. Их горящее содержимое скапливалось как раз под газопроводом высокого давления, связывающим Piper Alpha с соседней платформой Tartan. В 22:20 высоких температур не выдержал и он, после чего последовал второй, еще более мощный взрыв.

В результате конструкция платформы получила критические повреждения, и с этого момента Piper Alpha была обречена.

Взрыв еще одного газопровода последовал в 22:50, а в 23:18 рванул и газопровод, ведущий к платформе Claymore. Факелы, хлеставшие из каждой разрушенной системы Piper Alpha, расплавили объект весом в 20 тысяч тонн в течение следующих 80 минут. В 00:45 уже следующего дня, 7 июля, остатки одного из лучших активов Occidental Petroleum обрушились в море.

Пожар на том, что некогда было суперсовременной буровой платформой, смогли потушить лишь через три недели. В ноябре 1988 года свою работу начала специальная комиссия, за полгода составившаяся обстоятельный доклад с разбором всех обстоятельств, приведших к катастрофе. Там был анализ и опасной перестройки Piper Alpha под переработку газа, и выхода из строя насосов газового конденсатора. Фиксировались и фактический нулевой вклад системы пожаротушения в ликвидацию ЧП, и мгновенное разрушение коммуникационных систем, и продолжение закачки на уже горящую платформу газа с соседних станций, что привело к серии взрывов. Оценивалась и работа спасательных кораблей и вертолетов, сумевших достать из воды 57 нефтяников. В общей сложности комиссия вынесла 106 рекомендаций, касавшихся различных аспектов работы оборудования, персонала, спасательных систем, конструкции платформ. Почти все из них были внедрены на практике, что во многом позволило избежать трагедий с таким количеством человеческих жертв в будущем.

И все же почему в аварии на Piper Alpha погибло целых 167 человек?

Ведь между первым взрывом, убившим лишь тех, кто находился в зале управления или в непосредственной близости от оборудования по переработке газа, и вторым, приведшим к катастрофическим повреждениям конструкции и, по сути, обрекшим платформу на гибель, прошло целых 20 минут.

Все дело в том, что протоколы эвакуации предполагали первоочередное использование вертолетов, на которые и понадеялось большинство нефтяников. Значительная их часть собралась в жилом модуле D, не подозревая, что уже в первые минуты после начала кризиса вертолетная площадка была окутана густыми клубами дыма, что сделало невозможным ее использование. Каких-либо активных попыток спустить на воду спасательные плоты и шлюпки предпринято не было.

По сути, выжили лишь те, кто самостоятельно тем или иным способом покинул платформу.

Чуть более восьми десятков людей, собравшихся в модуле D в ожидании спасателей, просто задохнулись от дыма или захлебнулись, когда из-за деформации конструкции Piper Alpha этот блок упал в воду и затонул. Их тела впоследствии были подняты со дна моря. Тридцать нефтяников так и не были найдены, причины их смерти неизвестны.

Катастрофа Piper Alpha потрясла нефтедобывающий мир и привела к убыткам, которые оцениваются в $5 миллиардов в современном эквиваленте.

Производство нефти в Великобритании рухнуло сразу на 10%. Но страшнее всего, конечно, участь обреченных, многие из которых больше часа не теряли надежды на лучший исход, но в конце концов все-таки стали жертвой этой крупнейшей трагедии в истории морской добычи углеводородов.

Четырехэтажный блок, в котором находилась основная часть погибших

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by