Сейчас это один из самых известных курортов французского Лазурного берега. Песчаные пляжи, роскошные гостиницы, белоснежные яхты в местном порту примерно на половине дороги между Каннами и Сен-Тропе. Семьдесят лет назад в городе Фрежюс жило в четыре раза меньше людей, и его слава как здравницы была еще впереди. Вместо этого он стал местом одной из крупнейших техногенных катастроф в истории страны. В начале декабря 1959 года плотина Мальпассе, расположенная в 7 километрах к северу от Фрежюса, фактически лопнула под напором воды. Ее поток, высота которого достигала 40 метров, обрушился на речную долину, через несколько минут достигнув города. Причины трагедии, погибло в которой более 400 человек, включая 135 детей, оказались не слишком характерны для респектабельной Западной Европы.
Сейчас климат является конкурентным преимуществом Фрежюса, но еще несколько десятилетий назад это была его самая главная беда. Ситуация особенно обострилась после Второй мировой войны. Поток туристов на Лазурный берег начал приобретать массовый характер, а вместе с сезонными десятками тысяч временных жителей воды на всех уже не хватало. Тем временем сельское хозяйство продолжало оставаться важной частью экономики департамента Вар, на территории которого расположен Фрежюс. Изобилие фруктов, ранние овощи пользовались большим успехом, но их эффективное выращивание вновь-таки требовало расхода большого количества воды.
Между тем ее важным источником была река Рейран, протекающая через город, которая на самом деле рекой была вовсе не круглый год. Обычно лишь три месяца в году, в январе-феврале, а также в апреле, в сезон дождей, ее русло переполнялось, и зачастую Рейран выходил из берегов, затапливая долину, в которой расположен Фрежюс. В остальные месяцы река пересыхала частично (превращаясь в набор не связанных друг с другом отдельных маленьких озер) или полностью. Местных жителей эти капризы изрядно раздражали, тем более существовали способы борьбы с ними.
Рейран требовалось усмирить. Самым логичным решением проблемы было строительство на ней в удобном месте плотины. Ее возведение и последующее образование водохранилища позволили бы регулировать сток в зависимости от сезона. Проще говоря, в паводковые месяцы искусственное озеро собирало бы в себя лишнюю воду, ликвидируя тем самым угрозу наводнений ниже по течению реки. А в засушливый сезон эта накопленная в начале года живительная влага могла, наоборот, отдаваться для орошения ферм, получения стабильного урожая, а также для ликвидации жажды у приезжающих во Фрежюс в отпуск туристов.
Впервые о сооружении на Рейране плотины задумались еще в 1865 году, однако соответствующие технологии и достаточные ресурсы появились у властей департамента лишь почти сотню лет спустя. Большая стройка началась лишь в 1952-м, ее финансировало Министерство сельского хозяйства страны, причем предполагалось, что объект станет экономически прибыльным предприятием. Интересно, что это не была ГЭС. Электростанции, чьи турбины бы работали благодаря перепаду высот и напору воды, под Фрежюсом не проектировали. У деревушки Мальпассе возводилась исключительно плотина, получившая название населенного пункта, а зарабатывать власти планировали на продаже воды населению, живущему ниже по течению Рейрана.
Несмотря на обещанную государственную субсидию, финансировался проект плохо. Доходило даже до забастовок среди работавших на объекте строителей. Подрядные организации экономили и на качестве бетона. Зато другой важный инфраструктурный проект в непосредственном соседстве с Мальпассе таких проблем не испытывал. В нескольких сотнях метров от плотины активно сооружалась автострада А8, для скорейшей сдачи которой активно производились взрывы горной породы, тоже сыгравшие свою роль в развернувшейся позже трагедии.
Несмотря на перебои с деньгами, основные работы по строительству плотины Мальпассе были завершены всего за два года, к 1954-му. Объект получился внушительным. Его высота составила 66 метров, а длина по гребню — 222 метра. У основания толщина бетонной арки превышала 6,5 метра. Эта перемычка сдерживала почти 50 млн кубометров воды. Сдерживала совсем недолго.
Первые пять лет существования плотины она фактически не использовалась. Пятилетка с 1954 по 1959 год выдалась крайне засушливой, и водохранилище наполнялось очень слабо. Зато все изменилось в конце осени 1959-го. Проливные дожди в том сезоне начались еще в конце ноября, и уже к 2 декабря искусственное озеро, сдерживаемое бетоном, по сути, переполнилось. От воды до верхней кромки плотины оставалось всего 28 сантиметров, и такая ситуация требовала чрезвычайных мер. Сотрудники объекта обращаются к властям департамента с просьбой использовать паводковый водосброс, специальное сооружение, позволяющее избавиться от излишков воды, экстренно пропустив ее в нижний бьеф. На эту просьбу следует отказ — впоследствии большинство специалистов пришли к выводу, что администрация опасалась подтопления той самой ударной стройки автострады, в нескольких сотнях метров ниже по течению реки. Через Рейран в эти недели как раз возводился важный мост.
Ситуация 2 декабря продолжала стремительно обостряться, ливень не собирался прекращаться. К 18 часам вечера разрешение на использование водосброса было наконец получено, но открыли его лишь частично. К этому моменту уровень воды в верхнем бьефе уже превысил все критические отметки, и экстренно его понизить не удалось. В 21:13 по местному времени плотина Мальпассе практически полностью обрушилась.
Многотонные обломки плотины вместе с десятками миллионов кубометров воды цунами в 40—50 метров высотой и со скоростью, достигавшей 70 км/ч, понеслись вниз по долине Рейрана. Первой была уничтожена площадка злосчастной автострады и строители, ночевавшие во временном городке у нее. Затем такая же участь ждала две небольшие деревни и около 50 ферм ниже по течению реки. С выходом на равнину у Фрежюса скорость и высота волны значительно упали, но разного рода обломков, деревьев, автомобилей в этом смертоносном потоке стало только больше. В 21:35 он достиг местной подстанции, и во всем Фрежюсе и его окрестностях погас свет.
Исторический центр Фрежюса, расположенный на возвышенности, к счастью, не пострадал, чего не скажешь о районах, расположенных у подножия Старого города. Вода затопила в том числе и античный амфитеатр, и местный вокзал, разрушила железнодорожные пути. В конце концов поток, высота которого составляла «всего лишь» 2 метра, добрался до авиабазы ВМФ Франции и ушел в Средиземное море, заодно смыв туда несколько самолетов.
Уже этой же ночью спасательные работы начинают военнослужащие пострадавшей авиабазы и уцелевшие строители автострады. Утром к ним присоединяются профессионалы. На место трагедии прилетает французский президент Шарль де Голль. К 15 января ликвидация последствий катастрофы заканчивается. Все завалы разобраны, и власти объявляют финальную печальную статистику.
В общей сложности в результате обрушения плотины Мальпассе погибло 423 человека. Колоссальным было количество жертв среди детей — 135 в возрасте до 15 лет. Еще 15 было от 15 до 21 года. Полностью разрушено 155 зданий, 796 — в той или иной степени повреждено. Материальный ущерб приближался к миллиарду евро в современном эквиваленте. От самой плотины мало что осталось.
Самыми популярными являются три вида конструкции плотин. Гравитационные сопротивляются давлению воды в водохранилище лишь благодаря собственному весу. Они считаются самыми ненадежными, иногда размываясь из-за ошибок в проектировании. Их антиподом выступают арочные плотины, вес которых не имеет значения. Их конструкция обеспечивает передачу нагрузки в скальные берега и основание, в которые такая плотина фактически упирается. При повышении давления воды бетонная арка начинает лишь усерднее упираться в берега и дно. Надежность таких плотин иллюстрирует катастрофа, произошедшая в 1963 году на севере Италии. В заполненную чащу водохранилища, образованного арочной плотиной в ущелье реки Вайонт, 9 октября обрушился гигантский оползень. В результате его схода около 50 млн кубометров воды (примерно такой же объем, что и в Мальпассе) перехлестнул через гребень плотины и образовал горное цунами в лежавшей ниже долине, что привело к гибели нескольких тысяч человек. Однако несмотря на то, что в процессе всего этого бетонная арка испытала нагрузки, в несколько раз превышавшие расчетные, она устояла и прекрасно существует до сих порт. Точно так же без проблем стоит арочная плотина на иранской реке Кебар, построенная еще конце XIII века (!).
Третьим распространенным типом плотин являются арочно-гравитационные, сочетающие в себе черты и арочных, и гравитационных объектов. Самым известным примером такого рода конструкций является Саяно-Шушенская ГЭС.
Плотина Мальпассе же устоять не смогла. Проведенное расследование установило, что в катастрофе виновата, как обычно это и случается, комбинация факторов, каждый из которых по отдельности, скорее всего, к трагедии бы не привел. Во-первых, из-за экономии средств при строительстве объекта геологическое обследование этого места было проведено в недостаточной степени. В результате был «пропущен» существовавший там геологический разлом. Его наличие вместе с естественными сейсмическими подвижками и искусственными возмущениями, вызванными взрывами при проведении работ на сооружении автострады по соседству, способствовали образованию микротрещин в бетоне плотины и протечек в ней.
При этом арка Мальпассе упиралась в гнейс, горную породу, которая отличалась повышенной водонепроницаемостью. В результате сильных проливных дождей и переполнения водохранилища давление на гнейс усилилось, но пройти через него вода не могла. Вместо этого, проникнув под тело плотины через микротрещины и не найдя иного выхода, она начала давить в обратном от гнейса направлении и вновь уперлась в тело арки. В итоге в какой-то момент эта арка была просто вытолкнута со своего места, как пробка из бутылки шампанского.
В момент строительства плотины Мальпассе авторы ее проекта просто не знали, насколько опасно сочетание гнейсового основания и геологического разлома при переполнении водохранилища. Сейчас при наличии такого сочетания факторов устраивают специальную дренажную систему, которая нивелирует давление проникшей в микротрещины или поры воды и предотвращает катастрофы подобного рода. Но в начале 1950-х о необходимости дренажа в данном конкретном случае еще не подозревали. К сожалению, в очередной раз полезное знание было получено лишь ценой ошибок и сотен ни в чем не виноватых жертв.