Сюда по-прежнему, как и на протяжении почти всей многовековой истории Японии, приезжают миллионы паломников ежегодно. Их не останавливает даже то, что оказаться внутри святая святых этого огромного комплекса простым смертным не удастся. Доступ внутрь разрешен лишь некоторым священнослужителям и, конечно, японскому императору и его супруге. Главный храм обнесен четырьмя заборами, а фотографирование на его территории категорически запрещено. Ведь внутри хранится Священное Зеркало — одна из трех японских императорских регалий, божественное сокровище, олицетворение и воплощение богини солнца Аматэрасу. Хранится — по легенде, ведь никто из обычных людей, ныне живущих на планете, вживую его не видел.
Про существование в Японии города Исэ у нас, да и в других странах мира, мало кто знает. Он расположен на острове Хонсю, на берегу одного из заливов Тихого океана, в 120 км к востоку от Осаки, и с первого взгляда выглядит непримечательно. Сто двадцать тысяч жителей, заурядная застройка и не слишком эффектный рельеф. Однако японцы называют его Святым городом, и для синтоизма, традиционной религии Страны восходящего солнца, Исэ является тем, чем для христианства — Иерусалим. Ведь в лесах национального парка Исэ-сима на юго-восточной окраине города находится, возможно, самая важная и почитаемая святыня синтоизма.
На территории храмового комплекса Исэ-Дзингу расположено множество — больше сотни — святилищ, но центральное место занимают Геку (Внешний) и Найку (Внутренний) храмы, находящиеся на расстоянии 4 км друг от друга. Найку посвящен поклонению Аматэрасу о-миками, богине солнца, согласно синтоистским убеждениям являющейся прародительницей японской императорской семьи. То есть нынешний император Японии Нарухито считается прямым потомком в очередном колене Аматэрасу, и не случайно на японском его титул звучит как «небесный государь».
Чтобы представить степень сакральности храма Исэ в сознании японцев, по крайней мере той их части, которая придерживается традиционных для страны верований, важно понять, что первый японский император Дзимму, наследник и потомок богини Солнца, жил еще в 8—6 веках до нашей эры, успев застать за свои легендарные 126 лет земного существования целых три столетия. Почитание его прародительницы (Дзимму считается правнуком внука Аматэрасу), таким образом, носит весьма древний характер и не могло не стать за прошедшие тысячелетия частью японского культурного кода.
Сначала святилище главной богини синтоистского пантеона располагалось в императорских покоях и перемещалось вместе с ним и его семьей. В 4-м веке нашей эры было наконец решено найти для главного храма Аматэрасу постоянное место для поклонения, и, по легенде, его определила сама богиня, явившись ответственному за поиск локации лицу. С тех пор, то есть уже 1700 лет, именно восток острова Хонсю и современная окраина Исэ несет непрерывную традицию фундаментального почитания богини, и в этом смысле созданный здесь комплекс вместе с синтоистским святилищем на священной для японцев горе Фудзи считаются древнейшими храмами всего государства.
За прошедшее время святилище Исэ превратилось в огромный объект, где собственно Найку, посвященный Аматэрасу Внутренний храм, является пусть центральным и самым важным, но всего лишь одним из элементов. К нему примыкает Внешний храм, посвященный богине еды Тоёукэ, в представлениях синтоизма бывшей кухаркой при богине солнца. В этом смысле вся еда, которая используется на территории святыни, производитcя на ней же. Здесь существует разветвленная сеть подсобных хозяйств, огородов, садов, собственная мельница и изготовление сакэ. При этом еда готовится на огне, добываемом с помощью трения.
Собственно, внешняя территория комплекса является доступной для туристов и паломников и привлекает ежегодно множество людей. Помимо разнообразных (более сотни) второстепенных святилищ, к услугам гостей даже сувенирные магазины и забегаловки, где любой желающий может вкусить дары священной земли. Все выстроено вдоль широкой паломнической дороги, проложенной вдоль реки Исудзу, выходящей в итоге к мосту через нее и к Внутреннему храму как конечной цели. Раньше реку полагалось пересекать вброд, проходя таким образом обряд очищения. Теперь достаточно омыть руки и прополоскать рот. Считается, что для синтоистских богов и духов чистота и новизна имеют принципиальное значение. И это ключевой парадокс данного места. При всей своей древней истории главным постройкам храма Исэ максимум 20 лет.
Основные постройки Внутреннего и Внешнего храмов святилища Исэ разбираются и возводятся вновь каждые 20 лет. Вера в непостоянство всего на земле, цикличность смерти и через нее обновления природы важны для синтоизма и находят свое воплощение даже в архитектуре. Вдобавок считается, что этот бесконечный цикл постоянных перестроек позволяет гарантировать вечность сакрального места и сохранение традиционных строительных практик, ведь все делается в буквальном смысле голыми руками ремесленников, многие из которых занимаются этим целыми поколениями, передавая навыки от отца к сыну.
Отдельно надо отметить, что архитектура Внутреннего и Внешнего храмов не менялась на протяжении тысячелетий. У японцев даже существует специальный термин для этого художественного стиля, характеризующегося чрезвычайной простотой, — симмэй-дзукури. Рядом с текущим Внутренним храмом существует засыпанная белыми камешками площадка, где примерно за восемь лет до назначенного срока сдачи новой инкарнации святилища начинается физический процесс его сборки. Это очень медленная, скрупулезная в деталях и техниках работа, отчего она и растягивается на столь длительный для сооружения таких размеров срок. В последний раз Внутренний храм обновлялся в 2013 году, на что японское государство потратило сразу $550 млн. Соответственно, следующий цикл должен начаться в 2033-м. И в этом заключается ключевое свойство храма, важное для богини, которой он посвящен. Он одновременно очень древний (традиция восходит к 4-му веку нашей эры) и при этом вечно новый и молодой.
Впрочем, простые японцы на практике не могут ни насладиться элегантным минимализмом Найку, Внутреннего храма, ни своими глазами оценить сочетание древности и молодости в одном здании. Из-за четырех заборов, которыми он окружен, с территории, доступной публике, заметна разве что его крыша. Собственно, к святыне разрешен доступ лишь священнослужителям, включая верховную жрицу (сейчас ей является сестра императора) и императорской семье. Внутрь храма и вовсе пускают лишь императора с супругой. Поэтому никто достоверно не знает, что там происходит, а главное, действительно ли в святилище находится т. н. «зеркало Ято».
Считается, что у японских императоров есть три «священных сокровища». Это меч Кусанаги-но цуруги (предполагается, что он находится в Нагое, во втором по величине синтоистском святилище), яшмовое ожерелье Ясакани-но (оно, как полагают, хранится в императорском дворце в Токио) и бронзовое зеркало Ята-но кагами. Все три артефакта, по легенде, были переданы первому императору непосредственно от богини Солнца. При этом как раз зеркало и является непосредственным символом Аматэрасу. Передача этих регалий жрецами новому императору является ключевым элементом церемонии его восхождения на престол. Впрочем, посторонние при этом не присутствуют, поэтому все сведения о существовании меча, ожерелья и зеркала — сугубо предположения, и это, конечно, лишь добавляет и им самим, и храму Исэ, где находится одна из регалий, ареола таинственности.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by