Общепит умирал. Он лежал на дубовой кровати, ворочался под жаркой периной, бредил, диктовал завещание. Вокруг сидели самые близкие, вздыхали и неискренне улыбались, а потом оставили чаевые и разбежались. Болезнь все никак не отступала — такое быстро не лечится. Но стоило всем уйти, как вдруг пациент вскочил, сделал сальто, поставил самую модную пластинку, привезенную из-за границы, смешал коктейль на бурбоне и изо всех сил закричал «Юуухуу!». Началась шумная вечеринка с песнями, танцами и кальянами. Что произошло, никто так и не понял, но минские кафе, бары и рестораны, кажется, пошли на поправку.
Для понимания ситуации, складывающейся в начале весны, хватит и нескольких цитат, записанных нами со слов минских рестораторов. Вот они:
Жалобам бизнесменов можно было бы не верить, вот только факты говорили об обратном. В конце марта международное агентство социальных и маркетинговых исследований опубликовало любопытные цифры: 67% белорусов стали реже ходить в кафе и рестораны, чуть больше половины опрошенных ограничили походы в ТЦ и гости, а 47% — в гипер- и супермаркеты.
В центре города вырос целый забор из табличек «Closed». «ТНТ» ушел на каникулы, временно закрылась «Синяя Коза» (закрывались на три недели и уже месяц в строю), «Винный шкаф» свернулся, Seafood Bar by John Dory ушел в спячку, Draniki на площади Свободы остыли (вернулись к работе в эту пятницу), закрыли двери почти все кальянные, гостей перестали приглашать в Simple (теперь тоже открылись), «Свои», «Шикари» (уже открыты) и «1067» (о нем ниже). Счет пошел на десятки.
Большинство этих заведений закрыты и сейчас. Некоторые из них уже не вернутся. Но в какой-то момент ситуация почему-то начала меняться. Несмотря на рост зараженных, Минск снова решил тусоваться. Это видео снято в одном из столичных баров чуть больше месяца назад.
Такие жаркие вечеринки — все еще редкость. Но молодежь постепенно возвращается к привычному ритму жизни и снова наводняет общепит. Рестораторы это видят и спешно отмыкают замки. Может, все не так плохо?
Бары «1067» накрыло первой волной пандемии. Оба заведения ушли на карантин и стали работать исключительно на доставку. Но недавно тот, что на улице Володарского, неожиданно открыл двери. Владелец заведения смеется и говорит, что логики в этом нет: сейчас с ней вообще сложно.
— Мы щупаем. Пытаемся понять, что из всего этого получается, — слегка растерянно говорит Никита, владелец бара.
— Вам не кажется, что это временная слабость, что люди просто устали дома сидеть и рванули по барам? Ситуация в стране ведь лучше не становится.
— Все так. Наверное, все даже хуже, чем было, когда мы закрылись.
— Тогда все это может быстро закончиться: Минск в любой момент может снова опустеть.
— Вы знаете, самое грустное, когда нет никаких мыслей в голове. Смотришь и не понимаешь, что вообще происходит. Как дурачок, как баран на новые ворота. Я вот посидел, подумал, можно ли что-то просчитать. Понял, что нельзя. Открываешь каждый день глаза и думаешь: ну, как будем жить сегодня?
Честно говоря, нет никакой логики ни в моих действиях, ни в людских. Как-то так мы теперь живем.
Сейчас, по-моему, к нам приходит максимум 30% гостей от прежних времен. Мы скорее не открылись, а приоткрылись.
Я вообще не был сторонником того, чтобы открываться. Но наши ребята говорят, что народ начал звонить, заглядывать. Приходят за самовывозом и говорят: «А можно мы у вас тут просто немножко посидим?» Посидите, пожалуйста. Нет никакой логики, вот правда. Это какое-то баловство — вот и все.
Бар «Синяя Коза» на Комсомольской не работал с 1 по 23 апреля, но уже месяц в строю. Владелица заведения Ксения Федорова рассказала о ситуации:
— «Синяя Коза» была на самоизоляции по объективным причинам в период с 1 по 23 апреля. Это было необходимо, чтобы окончательно выздоровели приболевшие сотрудники, а также для осознания изменений и для принятия стратегических и тактических решений по дальнейшему развитию бизнеса. Когда сотрудники окончательно выздоровели и стало ясно, что экономическая и эпидемиологическая ситуация в стране надолго — мы открылись и продолжили работать в прежнем режиме. Мало того, не смогли остаться в стороне и решили помогать врачам настолько, насколько это в наших силах. А именно — горячие супы и сэндвичи для перекусов уже доставляем две недели в небольшое отделение 6-й больницы.
Этот бар открылся чуть меньше двух лет назад. Крепленые вина, португальская тематика, колоритный интерьер — все стильно и современно. Но уже после первых ударов пандемии на дверях появилась табличка, разворачивающая гостей на 180 градусов.
Она провисела примерно пять недель, а теперь бар снова открыт. Разве все кончилось?
— Людей не было, обстановка была накаленная — мы решили закрыться, — объясняет Алексей Рощин — учредитель.
— Но разве что-то изменилось?
— Во-первых, погода. Во-вторых, люди устали сидеть дома, устали от всего происходящего. Посмотрите, уже даже маски никто не носит. Теперь все стали относиться к вирусу как к нормальному явлению.
Я думаю, что люди постепенно будут выходить, их будет становиться все больше и больше.
— У вас сейчас много гостей?
— Да, на самом деле, хватает. День на день не приходится, но в целом нормально. Прошлые выходные показали, что можно работать. Естественно, мы по-прежнему работаем в минус, но надо как-то шевелиться. Думаю, мы в плюс только после Нового года начнем выходить, но все же процесс пошел.
Мы сократили расходы, снизили зарплаты, оптимизировали работу, нам арендодатель дал скидку 50% по своей инициативе. Только поэтому у нас получается работать и платить ребятам какую-то копейку.
— На старте было столько разговоров о том, что сфера просядет, заведения будут массово закрываться и все будет очень плохо. Может, эмоций было слишком много?
— А так все и есть. 90% заведений до сих пор работает в минус, просто появился лучик надежды.
— То есть навсегда заведения все же не будут закрываться?
— Будут. Они уже начали. В нашем здании закрылся ресторан грузинской кухни «Чито», закрывается Bobo, они на днях уже мебель вывозили [ждем открытия на новом месте — прим. Onliner]. «Винный шкаф» продали. «Пена дней» переезжает, El Pushka переезжает. Еще ничего не закончилось.
В этом году многие уже и не ждали открытия полюбившейся гастроплощадки во дворике «Горизонта» — раньше она открывалась в конце апреля или начале мая. Но на днях «Песочница» объявила, что начнет работу с 4 июня. Более того: заведений, которые хотят посотрудничать, в этом году оказалось больше, чем может вместить дворик.
— Фуд-траки являются нашими арендаторами. Мы с прошлого года вообще не поднимали им аренду, потому что пока не знаем, как пойдет бизнес. Мы можем только предполагать, что люди соскучились и будут стараться выходить на улицу, — говорит Ольга, организатор проекта. — Конечно, мы потеряли много партнеров, но заведения активно идут.
Мы стартуем в надежде, что все пойдет. Похоронить сезонную площадку мы не можем. Тем более осталось не так много мест, где могут работать фуд-траки, поэтому они все с радостью согласились — у нас даже был конкурентный отбор. Еще мы привезли пять морских контейнеров, где будут работать мини-кафе.
Мы планируем, что людей будет не меньше, чем в прошлом году, поскольку находиться в помещении сегодня хотят далеко не все, а мы работаем на улице — у нас преимущество.
В середине марта Минздрав выпустил рекомендации для столичного общепита: кроме всего прочего, рестораторов попросили увеличить расстояние между столиками и не подавать посетителям кальян. Такие письма были отправлены во все заведения Минска. Буквально на следующий день после рассылки в Минске массово начали закрываться кальянные. Новое заведение Neft к этому моменту успело проработать всего неделю.
Прошло два месяца, и сегодня кальянная снова в строю. Соучредитель «Нефти» Егор Барановский говорит, что теперь дела идут очень даже неплохо.
— Сначала вышло постановление Минздрава, потом все офисные работники ушли на удаленку. У нас почти не осталось гостей. Но сейчас люди вернулись на работу, а бары и рестораны начали постепенно оживать. Мы решили, что пора открываться.
Егор утверждает, что в первые же выходные у них оказались забронированы почти все столики.
— Мы уже увеличили график работы и стали работать до шести утра. Очевидно, что ситуация стала гораздо хуже, но народ перестал так бояться. Нам начали буквально обрывать телефон. Мне кажется, люди уже не уйдут с улицы. Что-то же их переубедило, они же не просто так начали двигаться.
Как оказалось, ограничения по курению кальянов носили рекомендательный характер. Запрета никто не вводил. Просто нужно правила соблюдать и делать все аккуратно.
Нам тоже было страшно, мы тоже опасались, что не выживем. Но в Беларуси все прошло гораздо мягче, чем, например, в России. Там больше 30% заведений закрылись навсегда.
— Вы говорите «прошло». То есть это конец?
— Многие заведения уже открываются. Думаю, это конец.
Читайте также:
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by