«Еще чуть-чуть, и станем на колени». Минские кафе и рестораны оказались на грани закрытия из-за эпидемии

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Ружечка
31 марта 2020 в 8:00

На прошлой неделе премьер-министр Сергей Румас пообещал, что уже 31 марта (это сегодня) правительство примет окончательное решение о поддержке предприятий и бизнеса в эти непростые времена. Одни предприниматели увидели что-то похожее на свет в этой непроглядной тьме и скрестили пальцы в ожидании чуда. Другие решили свои пальцы, а заодно и руки, опустить, немедленно признав, что сопротивление бесполезно. Посмотрели, что происходит с минским общепитом и как владельцы кафе и ресторанов пытаются выбраться из глубоких ям, вырытых вредным вирусом, слабым рублем и весенним авитаминозом.

«Выручка упала в четыре раза. У некоторых больше» 

— Вот, посмотрите: пришел вчера в 22:30 — почти никого, — управляющий «Пены дней» показывает запись с камеры наблюдения на экране телефона. В зале так же пусто, как и сейчас, во время обеда. Еще недели три назад здесь обедали работники многочисленных офисов, расположенных неподалеку, а теперь эти люди сидят дома и лишь слегка приподнимают тела для приема пищи.

— МАРТ звонил нашим коллегам, предлагал пригласить налоговую, другие причастные ведомства и обсудить нашу дальнейшую работу. Но уже часа через три им еще раз позвонили и все отменили: никто из госструктур не согласился, — рассказывают в ресторане.

Не так давно минские рестораторы составили петицию, которую подписали представители более 200 заведений. В ней бизнесмены просят о льготах и преференциях — от снижения арендных ставок до предоставления налоговых каникул.


— Ресторан — это не магазин, где можно кассира и кладовщика оставить, — у нас десятки подразделений. Ну я могу с 20 до 12 человек сократить, но на этом все, — говорит бизнесмен.

— Уже сократились? 

— Да, оптимизировались. Все абсолютно это делают. А куда деваться?

— Насколько у вас выручка упала? 

— В четыре раза. Это у меня. У других еще больше. Последний хороший день был 8 марта, после этого все только хуже и хуже. И дно мы еще не пробили. Я чувствую, что будет хуже. 

Считаю, что нашу сферу вообще нужно поставить на паузу. Понимаете, арендные каникулы мало что решат. Я не представляю, какие меры может принять государство, чтобы нам помочь. Я бы закрылся, да только у нас это понравится не всем.

К нашему разговору подключается Юрий Дашкевич, учредитель итальянского ресторана La Scala Trattoria Ignazio и ряда других столичных ресторанов. У него ситуация примерно такая же.

— Дела везде одинаково плохо. Есть бюджетные проекты, которые работают с доставкой, но они тоже просели. Если не в четыре раза, то как минимум в два.

«Такого кризиса, как этот, белорусский бизнес еще не видел» 

Еще недавно мы рассказывали о ресторанных авантюрах Евгения Васильева и его предпринимательских успехах, а сегодня он просит не спрашивать, как дела, и говорит не слишком приличное, но очень понятное слово из четырех букв.

— В чудо никто не верит. Рестораны будут массово закрываться, и я даже не знаю, чем правительство может помочь в такой ситуации. Лично у меня выручка в будние дни упала на 80%, и дальше будет только хуже.

Свою первую точку, на Немиге, я закрываю — не могу работать в убыток. Думаю закрывать и вторую, на Комсомольской. Надежда у меня только на аэропорт (там у Жени вертолетная кофейня. — Прим. Onliner). Но если через месяц самолеты не полетят, нужно будет уходить в лес, — иронизирует белорус.

Всего у Евгения работает около 70 человек. Сколько рабочих мест ему удастся сохранить, он пока и думать боится.

— Такого кризиса, как этот, белорусский бизнес еще не видел. Я знаю, что уже сейчас в «Дана Молле» закрываются вещевые магазины, у них там совсем [беда]. Рестораны тоже долго не продержатся. 


Давайте честно: сколько денег может лежать дома у ресторатора? Ну насобирал он двадцать, тридцать, сорок тысяч долларов. Из них нужно платить зарплаты, аренду, «коммуналку» и так далее. На ресторан уходит примерно десять тысяч в месяц. Вот и посчитайте, сколько я смогу протянуть. Проще всего сейчас сохранить эти деньги и переждать, а потом запустить новый проект. 

Какие бы меры ни приняли власти, выживать будет сложно. Люди сидят дома, алкоголь из-за границы не приходит, креветки у нас не растут, все кончается и так далее. Не знаю, что будет, но если нам полностью не отменят налоги и аренду, то смысла работать я не вижу, потому что это только начало.

«Закроются многие»

Несмотря на просыпающееся после зимы солнце, пешеходная улица практически пуста. В ресторанах — единицы, в кафе тоже почти никого. Даже вечно забитый «МакДональдс» непривычно пустой (хотя вечером здесь наверняка будет многолюдно).


В новом ресторане FABRIQ, открывшемся в здании с барельефом «Солидарность» на пересечении улицы Немиги и проспекта Победителей, дела идут не так плохо: место все еще пользуется популярностью — вероятно, за счет новизны. В других же заведениях группы компаний Golden Project, которая включает Golden Coffee, Gan Bej и другие известные столичные рестораны, все сложнее.

— В FABRIQ гости идут. В пятницу вот вообще был неплохой вечер. А что касается других наших ресторанов, то выручка упала на 70—80%. У нас к правительству такие же предложения, как и у других рестораторов: отсрочки, льготы, каникулы. И поскольку в ближайшие месяцы ситуация вряд ли наладится, нужно говорить о каникулах до конца текущего года, — говорит Наталья Садовская, операционный директор ресторана FABRIQ.

— Многие рестораны закроются? 

— Конечно. Наступило очень тяжелое время, и дальше будет только сложнее. Но мы свои рестораны закрывать не будем, менять график работы — тоже. Однако нам в этом плане проще: у нас множество ресторанов, мы можем поддерживать друг друга.

Центр мертв, но «правовых оснований для внесения изменений в платежи за аренду не имеется»

На главных тусовочных улицах города можно читать книги и заниматься йогой — здесь тихо, как в библиотеке. Бармен Женя из «Хулигана» говорит, что в последние недели на Октябрьской скучно как никогда.

— Все нормальные ребята хотели бы уйти на каникулы, но мы себе такого позволить не можем, потому что аренду платить надо, надо как-то выживать. Аренда у нас высокая, метраж большой — 120 или 130 «квадратов», так что даже небольшое увеличение цены за метр круто сказывается на кошельке.

— У вас прям критическая ситуация?

— Она скоро станет такой. Еще чуть-чуть, и станем на колени. В целом мы просели в три-четыре раза по выручке. По понятным причинам отказались от вечеринок, работаем в формате бара. Людей приходит все меньше и меньше, так что надо ужиматься даже на гонорарах диджеям и охранникам.


Женя говорит, что владельцы заведений с Октябрьской обратились к руководству МЗОР с просьбой временно уменьшить арендную ставку, но не срослось: на днях от юриста завода пришло коротенькое письмо, которое бармен находит в телефоне:

— В адрес МЗОР от некоторых арендаторов поступили обращения о предоставлении арендных каникул в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом. Информируем вас о том, что в настоящее время правовых оснований для внесения изменений в платежи за аренду не имеется. В связи с чем напоминаем, что срок оплаты аренды истекает 25.03.


— Так как у кафешек тяжелая ситуация, они написали письмо в МЗОР с просьбой хотя бы немного снизить аренду. У нас срок предоплаты на следующий месяц стоял 25 марта. А уже 26 марта комиссия от завода ходила по всем объектам и выключала электричество тем, кто нарушил сроки на день, — недоумевает Наталья Новикова, учредитель помещения Yoga Place, которое находится над «Хулиганом».

«Если будет совсем худо, сядем на велики и организуем доставку» 

Ребятам из BurgerLab, о которых мы много рассказывали, проще: относительно скромные масштабы позволяют оперативно трансформироваться.


— Количество гостей все эти недели постепенно сокращалось. Как только появилась первая новость о коронавирусе в Беларуси, у нас сразу отменилось четыре стола. Потом постепенно людей становилось все меньше, а в этот понедельник мы уже не открывались: поняли, что работаем в минус.

С каждой неделей стараемся принимать меры и сокращать расходы. Недавно решили не работать по понедельникам, отправили четверых человек в отпуска, повар сократился. Если ситуация будет еще хуже, начнем отдыхать и по вторникам. А если будет совсем худо, сядем на велики и организуем доставку. Что-то будем придумывать. Нам проще: мы можем сами стать за плиту и работать без наемных сотрудников, это наш бонус, — рассказывает Слава.

«Наших резервов с такими темпами хватит на месяц-два»

Наши соседи буквально недавно закрыли границы, однако заметить это уже успели многие: полки с электротехникой оказались пусты, челноки задрали цены, а рестораны начали переходить на белорусские продукты. Но с белорусским алкоголем дела обстоят чуть сложнее.

Хотя в Беларуси и не объявлен карантин, гостей в баре стало значительно меньше. Выручка упала процентов на 40—50, и это еще не предел. 

Мы пока держимся, но наших резервов с такими темпами хватит на месяц-два. Очень помогла бы отмена ФСЗН, это довольно большой кусок зарплатного фонда. Ребят мы не увольняем и за свой счет отправлять не хотим, нам важно удержать всю команду, чувствуем за людей ответственность. Арендные каникулы тоже были бы не лишними. Но по-настоящему нас выручило бы разрешение на доставку алкоголя, потому что заработать на зарплаты, аренды и закупку мы можем только продавая наши коктейли. Сейчас у нас можно взять коктейли навынос, но это полумера.

Большая надежда на поставщиков алкоголя, мы ведь очень зависимы друг от друга. Ведем переговоры по отсрочкам платежей, надеемся, что не будут расти цены. Иначе мы попадем в совсем безвыходную ситуацию, — рассказала учредитель бара «Алкоголи» Юля Полонецкая.

67% белорусов стали реже ходить в кафе и рестораны, кальяны запретили, клубы закрыли

Тусовки приходится ставить на паузу. Совсем недавно власти временно запретили курить в заведениях кальяны, а на днях, по не подтвержденной пока информации, вышло негласное распоряжение о закрытии клубов. Судя по всему, ограничительные меры работают: недавнее исследование утверждает, что белорусы все больше интересуются доставкой еды, а не походами в рестораны и кафе. Также наши люди стали меньше ходить по торговым центрам.

«67% респондентов стали реже ходить в кафе и рестораны или временно перестали посещать такие заведения. Чуть более половины опрошенных ограничили свои походы в ТЦ и гости, а 47% — в гипер- и супермаркеты», — говорится в отчете Международного агентства социальных и маркетинговых исследований. 

Мы обязательно сообщим, какую стратегию выбрало правительство для помощи рестораторам, оказавшимся в столь непростой ситуации.

А пока — время для пиццы!

35 см, мясная/грибная, тонкое тесто, борт обычный
Снят с продажи

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by