Самые жуткие места мира. Рассказываем про «Пещеру полуночного ужаса»

39 041
11 июня 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Самые жуткие места мира. Рассказываем про «Пещеру полуночного ужаса»

Источник: Валерий Волатович

Когда в декабре 2006 года незадачливый черный копатель, бродивший по окрестностям деревушки Спрингфилд на полуострове Юкатан, случайно упал в неизвестный прежде провал в земле, он, очевидно, не ожидал, что невольно станет автором важного открытия. Мужчине можно только посочувствовать. Мало того что во время происшествия он получил пусть и несерьезные, но травмы, так еще в ожидании помощи ему пришлось провести ночь среди груды человеческих останков. Вскоре туда прибыли профессиональные археологи, которым быстро стало ясно, что судьба навела их на редчайший, но жуткий объект. Про то, что местные жители раньше не гнушались человеческими жертвоприношениями, было хорошо известно, но в данном случае речь шла о месте, где страшный конец встретили десятки детей. Кто и почему убивал в «Пещере полуночного ужаса»?

Земля карстовых провалов

Название деревни Спрингфилд, рядом с которой была обнаружена пещера, кажется для полуострова Юкатан и для, казалось бы, насквозь испанизированной Центральной Америки вообще странным. Однако помимо стран, образовавшихся на месте осколков бывшей пиренейской колониальной империи, там существует и государство, ранее бывшее частью империи Британской. Белиз (некогда Британский Гондурас), расположившийся между Мексикой и Гватемалой, невелик, но и ему достался фрагмент земель некогда величественной цивилизации майя.

И майя, и их нынешние потомки вынуждены жить в весьма специфических геологических условиях Юкатана. Этот полуостров фактически представляет собой гигантскую глыбу пористого известняка. На его поверхности почти нет рек и озер, зато обильные водные потоки текут под землей, прямо в известняковой толще. Эта порода медленно растворяется водой, что приводит к образованию обширных карстовых пещерных систем, периодически выходящих на поверхность провалами.

Культ сенота

Подобных карстовых воронок на Юкатане великое множество, и «Пещера полуночного ужаса» (это вполне официальное название, Midnight Terror Cave) — лишь одна из них. Те провалы, на дне которых имеется вода, получили специфическое юкатанское название «сеноты» (от майяского «тсонот» — «колодец»). Для индейцев майя они действительно выполняли роль колодцев: в условиях отсутствия пресной воды на поверхности эти воронки превратились в ключевой фактор выживания. Дождевая вода, выпадающая на землю, затем проходит фильтрацию известняковыми породами и собирается в подземных озерах и ручьях в уже готовом к употреблению виде.

Неудивительно поэтому, что величайшие свои города (ту же Чичен-Ицу) майя основывали рядом с сенотами. Их ресурсы требовались не только для питья, но и для орошения полей маиса (кукурузы), то есть, по сути, вся жизнь цивилизации зависела от этих провалов. Вполне логично, что вокруг сенотов сложился религиозный культ, а сами они воспринимались как обитель Чаака, бога дождя, молний и воды вообще.

Колодец жертв

Исследованием «Пещеры полуночного ужаса» занялись специалисты Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. На протяжении трех полевых сезонов (2008—2010) ученые-археологи изучали содержимое карстового провала, а результаты последовавшей работы в лабораториях публикуются до сих пор.

Итак, из пещеры в Белизе было извлечено в общей сложности 9566 человеческих фрагментов. Это кости, черепа, зубы. Их анализ еще продолжается, но уже ясно, что принадлежат они как минимум 118 различным людям, из которых 55, то есть чуть меньше половины, были детьми до 14 лет. Возраст 41,1% детских останков оценивается в 4—10 лет. Радиоуглеродные исследования показали, что все эти люди жили в первом тысячелетии нашей эры, а точнее, в 250—925 годах, то есть в период расцвета цивилизации майя, в ее так называемый классический период. Расположение останков в пещере (на берегу протекающего через нее ручья), характер травм и отсутствие следов серьезных прижизненных заболеваний, да и сама возрастная диспропорция, убедительно доказывали, что в данном случае речь идет о месте жертвоприношений. И в этом смысле «Пещера полуночного ужаса» оказалась редчайшим объектом в своем роде.

Жестокие боги

Про практики человеческих жертвоприношений у майя писали еще испанские конкистадоры, пришедшие на Юкатан в XVI веке. Они же упоминали и про ритуальные убийства индейцами собственных детей. Доказательств первого тезиса было найдено достаточно. Например, в главном, Священном, сеноте Чичен-Ицы под водой обнаружили и кости людей, и кости животных, и различные подношения, в том числе драгоценные, которые обычно бросались после людей в воду. Цель — задобрить бога Чаака, чтобы тот ниспослал на бренную землю дожди, которые бы дали ныне живущим вкусный и полезный урожай маиса. По представлениям майя человек сначала два раза был неудачно сотворен богами из глины и дерева, успешная же попытка получилась только из кукурузного теста. А что еще требовалось Чааку, чтобы дать маис, если не тот же маис, только в человеческой оболочке?

Однако все это касалось лишь взрослых. До открытия «Пещеры полуночного ужаса» археологам был известен лишь один сенот (в той же Чичен-Ице), где в качестве жертв выступали дети. И вот в Белизе было найдено второе доказательство, что майя не гнушались отдавать жестокому Чааку и детей. Правда, в данном случае был и нюанс, в котором конкистадоры в своих наблюдениях за местными жителями ошиблись. Дети были не местные.

Торговля детьми

Лабораторные исследования внесли любопытные подробности в наше понимание образа жизни и поведения майя классического периода. Анализ останков показал, что сброшенные в пещеру и погибшие рядом с подземным потоком дети были не местными жителями. По оценкам калифорнийских археологов, их доставили к «Пещере полуночного ужаса» из районов Мексики и Гватемалы, находящихся на расстоянии более 300 километров. Для первого тысячелетия нашей эры это было весьма серьезное расстояние. На зубах жертв были найдены синие волокна, а рядом с костями — пятно синей краски. Ученые предположили, что во рту несчастных были кляпы из синей ткани, цвет которой у майя ассоциировался с жертвоприношениями.

Все это говорило о том, что черный копатель случайно нашел в Белизе крупное святилище Чаака, где богу дождя приносили детские жертвы, судя по всему, во имя избавления от длительных засух, угрожающих майя голодом и потенциальным вымиранием. Однако археологам еще предстоит дать ответ на целый ряд новых вопросов. Кто были эти дети? Как они были доставлены на территорию современного Белиза? Были ли они проданы (что свидетельствует о практике торговли детьми), приведены насильственно или отданы родителями Чааку добровольно? Были ли они сиротами? И в каких случаях, почему, при каких обстоятельствах взрослые жертвы Чааку заменялись порой детьми? Далеко не факт, что данные проблемы будут решены на материале «Пещеры полуночного ужаса», но можно быть уверенным, что она — не последний сенот, который озадачит историков своим содержимым, заставив почувствовать себя детективами.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by