Самые жуткие места мира. Рассказываем про запретный остров-кладбище на миллион человек у огромного мегаполиса

17 апреля 2022 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia

Самые жуткие места мира. Рассказываем про запретный остров-кладбище на миллион человек у огромного мегаполиса

Источник: Валерий Волатович. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia

До последнего времени абсолютное большинство жителей Нью-Йорка даже не подозревало о существовании этого места, хотя расположено оно совсем рядом с центром огромной агломерации с населением в 20 с лишним миллионов человек. Лишь после начала массовых захоронений здесь во времена пандемии коронавируса многие узнали об острове Харт и о том, чем на протяжении полутора столетий он являлся для города. Лагерь для военнопленных, психиатрическая больница, туберкулезная лечебница, приюты для бездомных и сирот, центр реабилитации наркоманов, тюрьма — что здесь только ни размещали в разные периоды истории острова. Но главным предназначением Харта была его роль как крупнейшего в Нью-Йорке кладбища, где хоронили людей с обочины жизни, включая жертв страшных эпидемий. Сейчас доступ туда, в это средоточие боли, страданий и смерти, практически невозможен, но у городских властей на остров большие планы.

Жизнь на фоне

Лишь относительно небольшая часть Нью-Йорка находится на материке. Бóльшая же часть мегаполиса лежит на многочисленных островах, расположенных при впадении в Атлантический океан реки Гудзон. Крупнейшие из них — Лонг-Айленд, Статен-Айленд и, конечно же, Манхэттен — всем известны. Однако кроме них существуют и десятки более мелких островов, каждый из которых играл и играет свою роль в функционировании городского организма.

На первый взгляд, Харт в этом ряду ничем особенным не выделяется. Его длина составляет чуть больше полутора километров, ширина — около пятисот метров. Площадь — 53 гектара. Физически он находится между Лонг-Айлендом и Бронксом, и, хотя до знаменитого Центрального парка Нью-Йорка отсюда 16 километров по прямой, блестящие небоскребы Манхэттена отсюда хорошо видны. При этом ни одного дня своей истории Харт никак не соответствовал сложившемуся в массовом сознанию образу этого города, который никогда не спит. Наоборот, его можно назвать темной изнанкой Нью-Йорка, его зловещей тенью.

Начало освоения

В руки европейских пришельцев остров перешел в середине XVII века, когда у коренного населения его купил английский доктор Томас Пелл. Примерно двести лет эта территория меняла (впрочем, не слишком часто) владельцев и к середине XIX века оказалась в собственности семьи Хантер. Примерно тогда же об острове узнали обычные горожане, по крайней мере те из них, которых принято относить к социальным низам. Именно на Харте, пользуясь его тогдашней уединенностью и большим расстоянием до городской застройки, стали проводиться нелегальные кулачные бои, любимое развлечение охочего до азарта народа. Порой посмотреть на эти драки и поставить на них трудовой доллар собирались несколько тысяч зрителей.

Но вскоре в США началась Гражданская война, и на остров обратило свое внимание правительство северян. Сначала здесь разместился тренировочный лагерь для одного из пехотных подразделений их армии, а затем, по мере ее успехов, объект трансформировался в лагерь для военнопленных конфедератов. Периодически некоторые из них умирали, и именно в этот момент на Харте появились первые захоронения. Как показало время, это было лишь начало.

Остров-кладбище

В 1868 году муниципальные власти Нью-Йорка за $75 тысяч, крупную по тем меркам сумму, окончательно выкупили Харт у Хантеров, и с тех пор он находится в городской собственности. Участь для острова руководство города выбрало незавидную. Здесь разместили очередное кладбище, но закончить свои дни на нем не захотел бы никто. Из-за островного расположения на периферии Нью-Йорка того времени именно Харт был выбран для некрополя, где хоронили бедняков, бездомных, мертворожденных детей и жертв всяческих эпидемий. Нью-Йорк — город крупный, и недостатка в «посетителях» остров не испытывал.

Как и в случае с почти каждой социальной программой, захоронения проводились максимально экономно. Индивидуальных участков удостаивались лишь избранные, да и то если был повод. Например, в 1980-е годы в отдельных могилах хоронили первых жертв СПИДа, тогда особенно страшной и непонятной болезни. В остальном прибывавших на Харт покойников помещали в стандартные типовые траншеи на два ряда и три самых простых деревянных гроба-ящика в высоту. На каждом указывались базовые данные: фамилия (или идентификационный номер, если имя было неизвестно), возраст, этническая принадлежность и место, откуда тело прибыло или где оно было найдено. В случаях когда родственники захороненного позже находились, так работникам кладбища было проще провести эксгумацию.

Не только некрополь

Говорят, когда на Нью-Йорк обрушивается очередной ураган (а они здесь довольно регулярны), штормовые воды пролива Лонг-Айленд размывают берега Харта, и тогда жители Бронкса, самого ближнего к острову района города, с ужасом обнаруживают на своих пляжах человеческие останки. В этом нет ничего удивительного, ведь к настоящему моменту на острове нашли свое последнее пристанище более миллиона горожан. При этом захоронения занимают лишь северную и южную оконечности Харта. В его же центре расположен заброшенный ныне поселок, которому правительство Нью-Йорка в разное время находило разное применение. Любое из них было под стать основной функции этого жуткого места.

Уже в 1870-е годы здесь организовали карантинный госпиталь для больных желтой лихорадкой. Затем на Харте устроили женскую психиатрическую больницу и туберкулезную лечебницу. Медицинскую функцию в XX веке сменила пенитенциарная. Здания на острове приняли трудных подростков, сирот и заключенных с малыми сроками. После Второй мировой ко всему этому набору специфических учреждений добавились и военные объекты. В течение холодной войны на Харте размещались зенитные ракетные установки Nike Ajax с подземными бункерами, защищавшие мирное небо Нью-Йорка от агрессии вероятного противника. Когда в 1970-е город захлестнуло цунами наркопотребления, здесь открыли приют для реабилитации от этой зависимости. Но в конце концов по тем или иным причинам все эти объекты закрывались, и лишь кладбище продолжало свою монотонную работу. Поселок оказался заброшен, а его здания постепенно начали сноситься, чтобы освободить место для новых захоронений.

Новая жизнь

Впрочем, вполне возможно, что вскоре Харт вновь поменяет свою роль. В 1920-е годы здесь планировали построить развлекательный парк аттракционов для афро-американского населения Нью-Йорка, но тогда проект не был реализован. Сегодня городские власти снова задумались над созданием здесь большого парка. Несмотря на кажущуюся оскорбительность идеи устройства рекреационной зоны на месте массового захоронения, ничего святотатственного по нью-йоркским меркам в этом нет. Во-первых, многие нынешние парки города занимают места бывших кладбищ. Во-вторых, мегаполис сейчас проводит активную реабилитацию прежде маргинализированных территорий. В-третьих, отношение к некрополям у местных жителей своеобразное, и многие даже поныне существующие из них сегодня выступают в роли мест неспешного отдыха.

Скорее всего, роль Харта во время пандемии COVID-19, когда в условиях нехватки мест на традиционных кладбищах там проводились захоронения жертв коронавируса, окажется последней в череде страшных ролей, которые суждено было играть острову. Пока доступ туда крайне затруднен. Паром ходит очень редко, посещения разрешены лишь родственникам захороненных и единичным праздным посетителям по предварительной договоренности с администрацией. Но вполне возможно, что уже в скором будущем у жителей Нью-Йорка появится новая модная точка, где так чудесно будет делать барбекю с видом на силуэт высотных башен Манхэттена.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by