С начала трансформации Объединенных Арабских Эмиратов из богом забытого уголка на Ближнем Востоке в одно из главных мировых туристических направлений прошло уже полвека. Многие из гостей, приезжающих в это государство отдыхать или работать, проводят все свое время в городах. Вероятно, отсюда и возник этот стереотипный образ страны: белоснежные пляжи и лазурь Персидского залива на фоне десятков стеклянных небоскребов. На побережье кипит жизнь, ведь почти всю оставшуюся территорию страны занимает великая пустыня Руб-эль-Хали с ее достаточно редкими оазисами. И это действительно пустыня-пустыня. Море песка, грандиозные дюны, верблюды — все как с открытки. Поездка туда может стать отличной альтернативой для тех, кто устал от городской суеты и хочет, пусть и на короткое время, радикально сменить обстановку. Onlíner совместно с Samsung Galaxy Z Fold3 готов предложить вам две топовые локации для этого.
Пустыни бывают разные. Очень часто они разочаровывают, ведь не укладываются в давным-давно сформированные представления о них. Каменистый «марсианский» пейзаж вряд ли может порадовать, но Руб-эль-Хали, по крайней мере в своей эмиратской части, совершенно точно не оставит равнодушным человека, выросшего среди лесов и рек. В переводе с арабского это название означает «Пустая четверть», и сейчас она действительно кажется пустой, так что любители одиночества и медитативного спокойствия определенно останутся довольны. Когда-то по пустыне кочевали бедуинские племена, разбивая среди дюн и в оазисах свои шатры, но с момента открытия нефтяных полей Персидского залива бóльшая часть этих пустынных странников перешла на оседлый образ жизни и переехала в города. Звучит не очень романтично, но к комфортной жизни, как оказалось, привыкаешь очень быстро и возвращаться в прежние милые времена как-то уже и не тянет.
Впрочем, если караваны пересекали Руб-эль-Хали целыми столетиями, для европейцев эти места оставались terra incognita вплоть до XX века. Лишь в 1930-е там оказались британские путешественники Бертрам Томас и Гарри Филби, и эта гигантская территория в 1000 километров длиной и 500 километров шириной начала открываться миру. В таком отсутствии интереса иностранцев упрекнуть сложно. Красивые дюны можно было найти и поближе к их родным странам, а лишний раз появляться в одном из самых жарких мест планеты, летом регулярно раскаляющемся до 50+ градусов по Цельсию, по своей воле могут хотеть лишь самые отважные люди.
Все, конечно, изменилось в 1948 году, когда в северной, саудовской, части «Пустой четверти» обнаружили Гавар.
Вскоре выяснилось, что только в этом месте под аравийскими песками спрятаны примерно 12 миллиардов тонн нефти и около миллиарда кубометров природного газа. Гавар по сей день остается крупнейшим в мире нефтяным месторождением, но у него нашлись и более скромные собратья, а все это в комплексе составило основу благосостояния стран Персидского залива, перенеся их из практически феодальной эпохи сразу в развитый капитализм.
Нефть сумела привлечь всеобщее внимание к Руб-эль-Хали. Доходы от ее экспорта позволили Объединенным Арабским Эмиратам раскачать свой прежде крайне чахлый туристический сектор и добиться в индустрии гостеприимства лидерских позиций. И вот в страну уже потянулись миллионы иностранцев, готовых по собственной воле оставлять в Дубае, Абу-Даби, Шардже, Рас-эль-Хайме свои трудовые доллары, евро, юани, рубли.
Оказалось, что этих гостей, непривычных к подобному климату и ландшафтам, привлекает пустыня сама по себе.
Им нравятся дюны, рисунок, который на них формирует ветер. Нравится наблюдать, как за песчаными горами садится солнце. Нравится находить в них верблюжьи стада. Нравится даже жара, которая, несмотря на свои экстремальные значения, здесь, в глуби Аравийского полуострова, переносится значительно легче, чем у побережья. Пустыня, кажущаяся безжизненной, неожиданно оказалась интересна. Мы готовы порекомендовать вам два объекта, стоящих отдельных поездок.
Этот объект общеэмиратского значения расположен в 250 километрах от Абу-Даби, столицы ОАЭ. До Дубая, второго основного мегаполиса страны, на 100 км дальше. Дорога по комфортным местным шоссе, освещаемым даже ночью, займет 2,5 и 3,5 часа соответственно, так что эта поездка на целый день. Некоторые, впрочем, предпочитают оставаться на ночь — пару-тройку отелей для данных целей в этих краях уже успели открыть.
Можно гарантировать, что сам путь, с момента, когда автотрасса начнет проникать все глубже в Руб-эль-Хали, доставит отдельное удовольствие.
Дорога весьма причудливо извивается среди дюн красно-оранжевого цвета, характерного для этих мест. Ракурсы постоянно меняются, то открывая бескрайнее море песка, то сужая поле зрения до минимума. Песчаные наносы на асфальте не дают водителям расслабиться, но в целом, впервые оказавшись в настолько классической пустыне, будто сошедшей со страниц учебника или фотоальбома, испытываешь близкие к восторгу впечатления. Встреча с верблюдами их только усугубляет.
Где-то в этих краях снималась и одна из серий «Звездных войн», для которой нужны были виды какой-то очередной пустынной планеты. Но новую автостраду, уже четырехполосную, с разделением, здесь строят вовсе не поэтому. Формально это классическая точка, для которых в английском языке существует выражение in the middle of nowhere, место, казалось бы, забытое богом и людьми. До границы с Саудовской Аравией всего ничего, и дальше на сотни километров вроде бы одна пустыня — песок, песок, еще больше песка.
Тем не менее это место привлекает устойчивый туристический поток, раз в год превращающийся в лавину. Всех интересует дюна Мориб, а раз дюне дали свое имя — значит, в ней есть что-то выдающееся. Но что может быть выдающегося в дюне?
Разумеется, ее размеры. Это одна из крупнейших куч песка в мире и точно самая большая дюна в ОАЭ. Длина — 1,6 километра, высота — 300 метров. Формально это просто холм, но местные жители прозвали его «Страшной горой». Из-за исключительно крутого уклона иначе как горой эта дюна не воспринимается, и, как любая гора, она поддается покорению, хотя по рассказам процесс этот непростой.
Жители Эмиратов предпочитают забираться наверх на внедорожниках или квадроциклах, а раз в год, зимой, в самое комфортное время для жизни в этой стране, здесь устраивается масштабный фестиваль, где помимо соревновательных заездов по «Страшной горе» тысячи арабов наслаждаются гонками на верблюдах, главным всеобщим локальным увлечением. Для фестиваля у подножия дюны имеется вся необходимая инфраструктура: от паркингов и трибун до АЗС и магазинов. Но работает это только под фестиваль, когда окрестности усеивают шатры и палатки гостей.
Второй любопытный объект Руб-эль-Хали совсем иного рода, прежде всего потому, что он рукотворный, хотя и пустыня имеет к нему прямое отношение. Добраться сюда уже гораздо проще: от Дубая до «похороненной деревни» Эль-Мадам всего 70 километров и чуть больше часа пути. Расстояние, которое можно преодолеть даже на такси.
Руб-эль-Хали здесь еще не во всей своей мощи, поэтому впечатляет не так сильно, как по дороге к дюне Мориб. Впрочем, главная цель здесь не она, а занесенный ее песками «город-призрак».
Конечно, «городом» все это можно назвать лишь с очень большой натяжкой. По сути, это одна широкая улица, застроенная в два ряда коттеджами и упирающаяся в мечеть. Но вот насчет «призрака» путеводители не обманывают. Все дома здесь брошены людьми, но из-за чрезвычайно сухого местного климата очень неплохо сохранились. В отдельных зданиях остались даже декоративные элементы, плитка и обои.
Особенным, отличающим его от аналогичных «заброшек», Эль-Мадам делают те же дюны.
Природа здесь провела неумолимое наступление. Некоторые дома занесены песком полностью, благодаря чему по их крышам можно спокойно прогуляться. В других дюны расположились прямо внутри комнат. Все это в совокупности выглядит очень необычно и фотогенично, а близость к Дубаю делает деревню-призрак неочевидной, но все более популярной туристической достопримечательностью. Естественно, и по этим дюнам находятся любители погонять на квадроциклах и внедорожниках, только в данных условиях надо проявлять особую осторожность.
Вокруг этого места бытует легенда (куда без нее) о причинах, побудивших местных жителей бросить свои дома и исчезнуть в неизвестном направлении. В этой истории, разумеется, есть место джиннам или даже Умм Аль-Дувайсу, демону в женском обличье, который будто бы знакомится с мужчинами, увлекает их в пустыню, а затем превращается в гадюку со всеми вытекающими последствиями. Однако лишний раз плодить суеверные вымыслы не хочется, поэтому имеет смысл разобраться, что на самом деле произошло с Эль-Мадам и почему его оставили люди.
Ничего мистического в этой истории нет.
В 1960-е годы, когда в Эмиратах начали добывать нефть и получать за нее большие деньги, у государства появилась возможность резко увеличить расходы на собственное население. Одной из программ, инициированных шейхом Заидом Аль Нахайяном, отцом ОАЭ, было массовое строительство жилья с целью укоренить прежде кочевые бедуинские племена.
Раньше коренной обитатель Эмиратов из какого-нибудь племени аль-кутби жил скромно в шатре или какой-нибудь наспех сделанной хижине, крытой соломой, где прямо во дворе пасся верблюд. При необходимости он снимался с места и переезжал на новую локацию. Но отец новой нефтяной нации решил позаботиться о подданных, переведя их на оседлый образ жизни. Для этого по всей стране стали строиться не многоэтажные панельки, как у нас (в такой дом бедуина было бы трудно загнать), а индивидуальные небольшие дома, выполненные из современных материалов, но планировочно повторяющие традиционное арабское жилье.
Такие социальные коттеджи назвали шааби (от слова шааб — «народ»).
Бедуины с удовольствием переселялись в подобное жилье, потому что оно, по крайней мере теоретические, предоставляло совершенно иной уровень комфорта. Однако порой строительство домов отставало от возведения положенной инфраструктуры. В коттеджах, где отсутствовало электричество, не было воды и не работала канализация, жили уже не с таким удовольствием. Судя по всему, это как раз случай Эль-Мадам. Речь о типичном социальном квартале, построенном в пустыне для бедуинов, куда, судя по рассказам старожилов, люди даже успели заселиться, но вот положенных удобств так и не дождались, после чего переехали куда-то еще.
Ну а как водится, стоит человеку исчезнуть, и природа начинает стремительно восстанавливать свои права. Деревня-призрак Эль-Мадам — хороший повод увидеть великую Руб-эль-Хали и с этой, беспощадной стороны, чтобы затем вернуться в уютную кондиционированную прохладу своего дубайского отеля.
Samsung Galaxy Z Fold3 — первый складной смартфон с поддержкой электронного пера S Pen. В сложенном виде это 6,2-дюймовый смартфон, который удобно держать одной рукой. В раскрытом виде вы получаете планшет, открывающий новые возможности и сценарии использования. Благодаря режиму Flex устройство раскрывает свой потенциал на полную мощность. Этот симметричный и сбалансированный дизайн создан для того, чтобы вы получали максимум удовольствия от его использования. Samsung Galaxy Z Fold3 — кинотеатр, зона гейминга, рабочее пространство. Все, что вам нужно, — в вашем кармане.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by