Многим странам, долгое время находившимся на периферии международного внимания и получившим тем или иным способом уверенный источник дохода, свойственны, казалось бы, иррациональные траты денег, которые оказались в государственном бюджете. С первого взгляда, Эмираты вообще и Дубай в частности выглядят как раз таким местом. С конца 1990-х арабские шейхи пытаются сделать ОАЭ страной всего самого-самого: самых роскошных отелей, самых высоких небоскребов, самых крупных торговых моллов и самых больших крытых горнолыжных курортов в мире. Не все подобные траты себя оправдали, однако в целом именно они превратили Дубай в одну из главных мировых туристических столиц. Высокий сезон там вот-вот начнется, и в преддверии этого вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 определим конкретные дубайские локации, сделавшие его топ-городом. От первых — и до тех, открытие которых состоится в ближайшее время.
Уже в первой половине 1990-х годов у представителей семьи Аль Мактум, более 150 лет управлявшей эмиратом Дубай, сформировалось представление, что доставшийся им клочок суши необходимо принципиально менять. К этому времени примерно два десятилетия они получали нефтяные сверхдоходы и вроде бы город менялся в положительную сторону. В нем появились высотные (по тем меркам) международные сетевые отели, в аэропорт стали летать авиакомпании из стран «золотого миллиарда». В Дубае поселилось и много иностранцев, однако в основном это были экспаты, работавшие в местных компаниях по долгосрочным контрактам.
Причем по их завершении оставаться в стране они не собирались.
Все это приводило к тому, что заработанные нефтедоллары тратились, вывозились из Дубая, но не становились источником альтернативного дохода. При этом шейхи прекрасно понимали, что запасы энергоносителей в их эмирате достаточно ограничены. В эти годы в какой-то момент и принимается решение о диверсификации местной экономики, причем ее альтернативным локомотивом решено было сделать туристический сектор. Базовые основы для его развития имелись — восточный колорит, лазурные воды Персидского залива, белоснежные песчаные пляжи, сухой солнечный климат, трудновыносимый летом, но достаточно комфортный в зимние месяцы. Не хватало лишь соответствующей инфраструктуры, способной привлечь избалованных, в общем-то, туристов.
У руководства Дубая существовало и понимание, что одними лишь десятками отелей «раскручивать» новый курорт придется слишком долго. Никому особо тогда не известному и довольно безликому ближневосточному городу требовалось здание-символ, по которому Дубай бы безошибочно и без лишних слов определялся на любых фотографиях. Архитектор Том Райт из бюро Atkins, который в итоге этот символ и создал, признавался в своих интервью, что перед ним стояла задача придумать проект, который стал бы для Дубая тем, чем является для Парижа Эйфелева башня, для Сиднея — Оперный театр, а для Сан-Франциско — мост Золотые ворота.
Архитектор решил, что символом нового туристического Дубая логично будет сделать гостиницу, но этот отель должен быть непохож на что-либо существующее в те времена в мире.
Ему придумали не только эффектный образ, вдохновленный парусами традиционной арабской лодки дау. Его начали рекламировать как самую роскошную в мире, «семизвездочную» гостиницу.
Конечно, ни о каких семи звездах речи идти не могло. Официально у Бурдж-эль-Араб, «Арабской башни» (именно такое скромное название получил отель), пять звезд, но тем не менее предлагаемый там уровень комфорта для 1999 года, когда здание приняло первых гостей, выглядел беспрецедентно. Только двухуровневые номера от ста «квадратов», уникальные рестораны, включая подводный, высочайший в мире атриум, километры отделки сусальным золотом, исключительно предупредительный сервис. В настоящее время интерьеры и прочие преимущества Бурдж-эль-Араб выглядят уже несколько анахронично, но 20 лет назад это предложение смотрелось действительно эксклюзивно и привлекло к Дубаю внимание состоятельных людей со всего мира.
Поставленная перед зданием-символом задача была выполнена. Наступало время следующего этапа.
К моменту открытия «Арабской башни» в нескольких километрах от нее, прямо в безжизненной пустыне, уже начиналась новая мегастройка. На этот раз речь шла не об одном конкретном объекте, а комплексной градостроительной задаче.
На двух квадратных километрах, принадлежавших ранее военной базе, развернулось сооружение нового центра Дубая, получившего название Dubai Downtown.
Вообще, у линейного города, вытянувшегося вдоль побережья Персидского залива, по объективным причинам существовало сразу несколько «центров», начиная со старого города и заканчивая современным районом Marina. «Даунтаун» — главный среди них — стал символом процветания нулевых. Ну а его «местом силы» с 2010 года является высочайший небоскреб планеты — Бурдж Халифа.
Вообще, по аналогии с «Арабской башней», эта 828-метровая сверхвысотка должна была называться Бурдж Дубай («Дубайская башня»). Однако компания Emaar, крупнейший девелопер арабского мира, которая и выступила застройщиком этого суперобъекта, не рассчитала свои силы. В 2008 году, когда разразился мировой экономический кризис, особенно ударивший как раз по рынку недвижимости, эмират, вложивший очень много денег как раз в этот сектор, находился на гране краха. Под угрозой превращения в долгострой был и почти законченный небоскреб в «Даунтауне». Чтобы спасти этот проект от позора и сдать его пусть и с годичным опозданием, Emaar, за которым стояла правящая дубайская семья, пришлось взять кредит у соседей из столичного эмирата Абу-Даби. В знак благодарности (а злые языки поговаривают, что это было обязательным условием поддержки) «Дубайская башня» была переименована в Бурдж Халифа, в честь правителя Абу-Даби шейха Халифы бин Заеда аль-Нахайяна.
Тем не менее задача, пусть и такой ценой, была выполнена.
Уже больше десяти лет у Бурдж Халифы нет конкурентов. Саудовская Jeddah Tower, километровой высоты гигант в пустыне под Джиддой, достроен лишь на треть и давно заморожен, а Халифа, окруженная знаменитым водным фонтаном, устраивающим каждый полчаса световые и музыкальные шоу, стоит и давно уже обогнала Бурдж-эль-Араб в гонке за звание самого известного арабского здания. По соседству и крупнейший в мире (по крайней мере на момент открытия) торговый центр города «Дубай Молл», а все это вместе означает, что «Даунтаун» сейчас — одна из самых оживленных точек этого мегаполиса.
У всего этого проекта по превращению Дубая в мировой туристический центр было одно узкое место. С севера город непосредственно граничит с соседним эмиратом Шарджа. В итоге он был вынужден расти лишь на юг, причем достаточно ограниченной полосой, ведь всем хотелось жить поближе к Персидскому заливу. Проблема была в том, что в данном направлении в какой-то момент город упирался в огромную портовую промзону (а обслуживание кораблей также стало важной отраслью местной экономики), за которой, в общем-то, уже было рукой подать до границы Абу-Даби.
Ограниченность береговой линии и стала причиной запуска в 2001 году очередного местного суперпроекта. В Дубае решили, что, если выхода к морю и пляжей не хватает, их необходимо искусственно создать.
Прямо в водах Персидского залива с помощью европейских (естественно) инженеров-специалистов и южноазиатских рабочих стали появляться искусственные острова. Их насыпали из крупнозернистого песка, который брали прямо со дна залива. Эти острова, со временем превратившиеся в настоящие архипелаги, и должны были дать недостающую сушу, имеющую непосредственный доступ к воде. Первым из них, самым скромным по площади, стал остров Палм-Джумейра в виде пальмы. На его лепестках разместились многоэтажные кондоминиумы, таунхаусы, частные виллы, ну а якорным объектом стал выполненный в восточном стиле курортный комплекс Atlantis The Palm с ресторанами, управляемыми мишленовскими шефами, и целым рядом масштабных водных развлечений вроде аквапарка, аквариума и дельфинария.
С «большой землей» остров Палм-Джумейра был связан не только автомобильной дорогой, но и монорельсом.
Увы, он остался единственным полностью законченным островом из нескольких планировавшихся. Соседние Палм-Джабаль-Али и Палм-Дейра, также острова-«пальмы», или остались полностью неразвиты, или освоены лишь частично. Насыпанный архипелаг «Мир», чьи десятки островов образуют собой карту планеты, также пока застраивается крайне медленно. На успехе этого проекта сказался и кризис 2008—2009 годов, на который пришлась самая активная стадия его реализации, и слишком высокие цены на подобного рода недвижимость.
Несмотря на отдельные проблемы со своими суперпроектами, Дубай продолжает активно строиться, причем все больше территорий осваивают в пустыне, достаточно далеко от пляжной полосы. Тем не менее в последнее время в эмирате появляется осознание необходимости наполнения всего этого перегретого рынка офисной и жилой недвижимости каким-то дополнительным содержанием. В конце концов, у текущих и будущих обитателей квартир и частных домов должна быть возможность развлечься не только с помощью похода на пляж, в ТЦ или в ресторан.
На реализацию такого рода объектов город переключился в последние годы.
Буквально на днях, 21 октября текущего года, в дубайском районе Marina, в новом центре города на его юге, открылось высочайшее в мире колесо обозрения «Айн Дубай». Его должны были запустить после пятилетнего строительства еще в прошлом году, но пандемия коронавируса внесла свои коррективы в эти планы. Но все же к долгожданному открытию Всемирной выставки «Экспо-2020» заработал и данный аттракцион, причем символически его пустил дубайский наследный принц Хамдан, эффектно насладившийся чаем на высоте 250 метров.
Всем желающим «Айн Дубай» предлагает почти 40-минутное путешествие сразу трех типов. В обычных кабинках любой гость сможет просто насладиться дневными, закатными или ночными видами города. Так называемые «социальные кабины» оборудованы баром со всеми вытекающими из-за его стойки напитками. Для приватного мероприятия, дня рождения или свадьбы можно снять «частную кабину», которая будет полностью в распоряжении арендатора в течение двух витков колеса.
Удовольствие, как, впрочем, и почти все в этом городе, достаточно дорогое.
Проезд в обычное дневное время в стандартной кабинке обойдется взрослому в $35. Закатные поездки, а также кабины классом выше стоят соответственно дороже. Впрочем, в городе начинается высокий туристический сезон, поэтому владельцы колеса рассчитывают, что недостатка в посетителях у них не будет.
Ну а новейшая точка притяжения в Дубае должна открыться в ближайшие месяцы. В 2015 году нынешний глава эмирата шейх Мухаммед объявил о планах создания Музея будущего, который должен был «способствовать технологическому развитию и инновациям, особенно в сферах робототехники и искусственного интеллекта». По сути, он будет посвящен вопросам космонавтики, устойчивого развития и экологии, борьбе с изменением климата, прогрессивным технологиям здравоохранения.
В общем, всему тому, что сейчас принято называть актуальной повесткой.
При этом этот музей должен быть максимально далек от давно устаревшего стереотипа скучного здания с пыльными витринами. Разработка основных тем будет напоминать тематические павильоны проходящего прямо сейчас «Экспо-2020» с его эффектным миксом медиа-экспозиций, иммерсивного шоу и полного интерактива. Все это должно превратить посещение Музея будущего в увлекательное событие, остающееся в памяти надолго.
Удивительным аттракционом выглядит и само здание музея. Футуристическая структура, придуманная архитекторами студии Killa Design и реализованная британскими инженерами из Buro Happold, покрыта панелями из нержавеющей стали, а стекло окон между ними образует эффектный паттерн из арабской вязи, складывающийся в стихотворение, которое было написано шейхом Мухаммедом и посвящено будущему его эмирата.
Дубай продолжает развиваться, пробует преодолеть накопленные ошибки роста и стать городом, по-настоящему комфортным для жизни. Деньги у эмирата по-прежнему есть, а это значит, что продолжат появляться и впечатляющие объекты, за которыми сюда вновь полетят туристы со всего мира. Остается только надеяться, что город не выберет путь превращения в эксклав лишь для состоятельных гостей. В конце концов, уже сейчас единственный способ расширения туристического потока лежит через демократизацию города. И если он будет выбран, тогда, наконец-то, всем известные дубайские приманки станут достоянием широкой публики.
Samsung Galaxy Z Fold3 — первый складной смартфон с поддержкой электронного пера S Pen. В сложенном виде это 6,2-дюймовый смартфон, который удобно держать одной рукой. В раскрытом виде вы получаете планшет, открывающий новые возможности и сценарии использования. Благодаря режиму Flex Galaxy Z Fold3 раскрывает свой потенциал на полную мощность. Этот симметричный и сбалансированный дизайн создан для того, чтобы вы получали максимум удовольствия от его использования. Samsung Galaxy Z Fold3 — кинотеатр, зона гейминга, рабочее пространство. Все, что вам нужно, — в вашем кармане.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by