Это было нелегко, но Onliner собрал все значимые факты о сфере общепита, которые связаны с 2020 годом. Итоги удивляют. Еще никогда заведения Минска так не штормило. Город потерял огромное количество хороших локаций, многие поменяли название и концепт, некоторые переехали, а кто-то даже воскрес из мертвых. Итак, начнем с плохого и постараемся закончить позитивом.
Год такой, что, несмотря на положение дел сегодня, переноситься в начало все равно не хочется. Но давайте все же вспомним, что происходило.
Весной была надежда, что «корона» окажется быстротечной, неопасной или глупой шуткой тайного мирового правительства. Но ситуация развивалась стремительно. В стране не объявили карантин, но люди все равно включили инстинкт самосохранения. Многие работали из дома, а о тусовках не было и речи. Это и был первый удар по минским заведениям, которые привыкли пусть и к вялотекущему, но стабильному потоку гостей.
Уже в апреле кафе опустели. Реально опустели. Остановилась даже Зыбицкая и Революционная. О маленьком апокалипсисе с вывесками Closed Onliner писал здесь. Кальянным вообще подписали смертный приговор. Несмотря на это, многие арендодатели не снизили арендные ставки, и какие-то заведения закрылись навсегда под тяжестью долгов.
В этот период объявил о закрытии популярный «Винный шкаф» на Революционной, задавший тренд на винные бары. «Иногда бывает так: чтобы дать родиться новому, нужно чем-то пожертвовать», — так объяснила свое решение владелица Ольга Мазур. Команда создаст новый проект после того, как пандемия уйдет.
Наверняка, минчане не знали о ситуации, ведь не выбирались дальше своих квартир и дворов. А вот для ресторанной индустрии время было жесткое.
Летом выжившие заведения потихоньку открыли двери, пустили в залы живительное солнце, услышали давно забытые голоса людей и были рады любому счету, даже просто за чашку кофе. И все, в общем-то, налаживалось…
…Но пришла еще одна напасть. 26 октября многие заведения (по случайному или неслучайному совпадению — самые концептуальные и популярные) дружно закрылись на один день в качестве безмолвной забастовки. Спустя некоторое время к ним постучались проверки и выявили нарушения.
Какие-то места быстро пофиксили все нарушения и запустились буквально через пару дней. Например, сеть пекарен Brioche, рестораны Umami, «Березка». А многие не могут разгрести проблемы по сей день — например, Svobody 4, Moulin.
Еще часть заведений после закрытия так и не нашла сил, чтобы бороться за свое гастрономическое существование. Например, кофейня O’Petit на проспекте Победителей, 3.
Vegan-кафе Monkey Food остановило свою историю с грустным послесловием: «В связи с большим количеством проверок, судов и штрафов мы были вынуждены закрыться. Сейчас нет возможности продолжать наше дело в Беларуси».
Это печальная потеря. Monkey Food — одно из первых веганских мест в Минске, которое открылось со своей особенной философией. «Мечтаем развить веганский фастфуд», — говорили ребята в интервью Onliner в 2016 году. И реально развили. С подачи авторов фалафель в Минске стал почти таким же популярным, как бургер.
«Мы работаем над релокацией проекта, а также верим, что сможем вернуться в Беларусь в будущем», — такая информация содержится в последнем посте аккаунта Monkey Food.
Еще одна галочка в истории — бар «Хулиган», сначала копивший на штрафы, но в итоге закрывшийся навсегда. Воспоминания о нем у каждого свои. Например, такого плана: жаркая летняя ночь, только что отгулял фестиваль Freaky Summer Party, музыка еще звенит в ушах, смузи еще в руке, поэтому домой возвращаться рано. В этот раз afterparty в «Хулике». И самая стойкая публика с узнаваемыми браслетами Freaky Summer Party — тут.
Движ в помещении, движ на улице, движ внутри людей, внутри лета, внутри этой части воспоминаний. 3 782 880 минут воспоминаний — столько насчитали владельцы бара. Больно. Надо.
Бар «Ў» на Октябрьской, притягивавший творческую интеллигенцию, тоже закончил свою историю. Теперь тут бар «Вершы», который пытается поддерживать творческий концепт, еще не успевший отсюда выветриться.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Новость о том, что заведения Влада Луневича (Simple, Enzo, Underdog, «Дэпо», «Лаўка», Let it be) закрываются, ранила в самое сердечко. Особенно тех, кто застал расцвет Октябрьской, когда там искрились самые творческие тусовки. Прощальные слова ресторатора отдавались болью в каждом уголке воспоминаний: «Да, мы, конечно, попробуем что-то сделать, чтобы открыться вновь, но на всякий случай хочется сказать „спасибо“ вам за все эти годы! Это было незабываемо! Это была невероятная улица! Это был невероятный город!»
Воспоминания об Октябрьской также у каждого свои. Они могут быть связаны с летом, греющим и зеленым. С утра до вечера велопарковки заняты велосипедами. Берешь блинчик, садишься за столик возле «Дэпо». Солнце обжигает спину, рядом идет фотосессия, время еще есть — можно пройтись по набережной.
К осени обычно начинаются граффити-фестивали. Здания обретают цвет. Весь день тут тусуются зарубежные райтеры. Все продолжается фестивалем с бразильскими танцами, фуд-кортами и вечерней постфактумной тусовкой.
Беззаботные времена. Все тусовки обычно заканчиваются в «Лаўке». 4 утра, а в маленьком помещении очередь из уставших, но довольных. Такси приезжает вместе с рассветом и забирает тебя — пора немного поспать.
Ладно, хватит воспоминаний. На самом деле, не все так плохо. По словам Влада, заведения теперь в надежных руках людей, которым он доверяет. Правды мы не узнаем, но факт в том, что прежних названий больше не существует. Есть «Кафе 1» (Enzo), «Кафе 2» («Дэпо»), «Кафе 3» («Лаўка»), «Кафе 4» (Let it be), «Кафе 5» (Underdog), «Ресторан 1» (Simple).
Влад уехал, забрав с собой немалую часть атмосферы улицы и оставив безликие названия там, где когда-то была душа. Это прекрасный и говорящий перформанс, который не нуждается в музейных стенах.
Заведение — это не только помещение, интерьер и кухня. Существует некий секретный ингредиент, который делает ресторан любимцем публики и позволяет ему годами успешно работать. Ресторатор Вадим Прокопьев этот ингредиент знал и использовал. Зачастую он создавал локации, которые были очень нужны городу.
Возьмем, Bistro de Luxe на Городском Валу. Это было место для случаев, когда очень хочется почувствовать себя элитненько. Ресторан открылся в 2010 году, что объяснимо: в то время Минск активно наполнялся элитной недвижимостью («Дом у Троицкого», «Славянский квартал», клубные дома), образовалась категория людей, способных и желающих тратить большие деньги.
Было услышано также и их желание есть устрицы и пить шампанское, при этом фоткаться и выкладывать фото досуга в только что появившийся Instagram.
Bistro de Luxe порой раздражал своей праздностью. Где-то в соцсетях появился коммент девушки, которая радовалась, что наконец перестанет видеть фотографии инстадевочек в стенах «бистро».
Pelican тоже был единственным в своем роде. Привлек обеспеченных минчан и девочек, желающих к ним примкнуть. Чем он запомнился? Томными вечерами под игру пианиста, комнатой, где можно было покурить сигары, и богемной атмосферой с девушками в сверкающих платьях и коктейлем в руках. Было дорого. Зато красиво.
Кафе Mai Thai на Кирова подоспело ко времени, когда минчане активно ездили по островам, влюблялись в острые воки и позже не могли найти их в Минске. Тайская кухня внезапно вошла в моду. Прокопьев решил заполнить пустующую нишу и сделал это в целом неплохо: блюда том-ям и пад-тай из Mai Thai до недавнего времени действительно не имели конкурентов. Кстати, точка в Palazzo продолжает работать.
Bistro de Luxe, Pelican, Mai Thai и Tapas bar закрылись в один день, совершенно неожиданно объявив об этом в «инсте».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В этом году случилось еще кое-что странное. Воскресло несколько мест с узнаваемыми именами.
Самым неожиданным стало возвращение Blondes and Brunettes, который появился в одно время с Bistro de Luxe. Это было время, когда из тени вышла минская публика c лозунгом «дорого-богато». Ох, как ненавидел это место нетусовочный народ и как любили девочки с хорошими репликами сумочки Chanel! Квинтэссенция гламурной жизни начала 2010-х — припаркованная у Blondes and Brunettes машина представительского класса… Так вот, о чем это мы? О том, что возвращение этого культового места в 2020 году — это как минимум неуместно. Ждали ли его минчане? Нет. Ходят ли? Да — в стремлении убежать от реальности. Благо дресс-кода больше нет, да и коктейли доступные.
Еще один come back — кафе Byblos. Оно открывалось на Интернациональной в 2001 году и закрылось 5 лет назад. В нынешнем году Byblos открылся практически с тем же составом причастных к бренду лиц. «80% первых посетителей нового заведения спрашивают, а тот ли это Byblos?» — говорил в интервью Onliner управляющий Марун Ризк. Да, тот самый. Иногда они возвращаются.
В текущем году мы получили обратно кофейню «Мануфактура» на Карла Маркса. И это возвращение во всех смыслах позитивное. Это сейчас хороший кофе не редкость, а в 2010-м в столице с ним было туговато. «Мануфактура» одной из первых предложила минчанам вкусный, сваренный с любовью кофе с кремовым вкусом и плотной пенкой. Сейчас кофейня закрыта на неопределенный срок по причинам, изложенным выше, но давайте верить, что ребята справятся с трудностями и опять заработают.
В этом году мы увидели подозрительно активную миграцию популярных заведений.
«Банки-Бутылки» убежали с Зыбицкой на Интернациональную, изменив привычную планировку внутри. Фанаты «Банок» перебежали вместе с ними. Еще летом, когда подступила пандемия, тут гремели тесные вечеринки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кафе «Пена дней» уехало с Комсомольской тоже на Интернациональную, обновив интерьер, но в целом сохранив свой художественный концепт.
Бар El Pushka тоже покинул территорию Зыбицкой и поселился в более просторное помещение на Свободы, 23. Это решение лишило его привычной атмосферы тесного уюта, но, вероятно, увеличило количество чеков.
За прошедший год открылось немало топовых мест, которые вполне способны надолго занять свою нишу и обрести ту самую душу.
Допустим, бар «За Победой» на Интернациональной, 20а. Его особенность в сочетании шутливой, провокационной и элегантной составляющих. Утром там красиво, а вечером — пошлые надписи на стенах.
Неплохим вышел Darling на Комсомольской, 12. Качественное место с красивым видом на пешеходную улицу.
Отметим бар Benedict с завтраками по утрам и коктейлями по вечерам на Богдановича, 23. Такая чисто минская история, сюда за час может зайти десяток человек, и все — знакомые бармена и шеф-повара.
Напоминалочка для тех, кого огорчило закрытие Mai Thai. На самом деле, в Минске есть место, где готовят еду, мало чем отличающуюся от «майтайской». Сеть Kokos создал шеф-повар Сумуду, который ставил кухню в Mai Thai. И в этом однозначно можно найти успокоение.
Конец года скрасила брестская сеть классных кофеен Paragraph, открывшая свое первое заведение в Минске на Независимости, 37. И судя по всему, будут еще точки. Сейчас тут очень сказочно и по-домашнему. Людей всегда битком.
Безусловно, Минск потерял много заведений, которые невозможно повторить. Они рождались в нужном месте, в нужное время и поэтому наполнялись особым смыслом. Таких уже не будет, но будут другие. И им придется очень постараться. чтобы завоевать сердца людей так же, как сделали это закрывшиеся навсегда кафе и бары.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by