26 сентября 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Владислав Борисевич

Минчане ополчились против кафе в центре города. Конфликт зашел слишком далеко

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Владислав Борисевич

«Ночью камера сняла, как аккуратно одетый молодой человек разбрасывает мусор на нашей террасе, обрезает провода и уходит», — хозяйка израильского кафе на Карла Маркса ищет видео про мусорного диверсанта и вспоминает, с чего все началось. Говорит, пришла сюда с намерениями кота Леопольда, а в ответ получила океан претензий и жалоб. Ее соседи в теорию с намеренным вредительством не верят и кроют аргументы предпринимателей пачкой документов. Говорят, кафе открыли с множеством нарушений и в таком виде оно существовать не может: запах из кухни распространяется по дому и наполняет квартиры ярким ароматом восточных специй. «Над нашим соседом на работе уже подтрунивают, говорят, что он в столовой спит», — рассказывает один из недовольных и приглашает в квартиру.

Поговорим о домашнем вине. На бабушкином балконе стоит огромная бутыль, горлышко обтягивает резиновая перчатка. Напиток тихо вызревает, живет своей жизнью внутри сосуда. Пока резиновые пальчики сонно и неторопливо поднимаются, никто бутыль не замечает. Но стоит процессу завершиться, как на кухне уже караулит половина подъезда с большими кружками. В этой истории перчатка финально поклонилась в момент выхода большого сюжета по телевизору — после этого конфликт вышел за пределы одного двора и стал общим.

В передаче трехэтажку называли «домом с душком», а квартиры — «газовыми камерами». Эмоции с экрана выливались прямо на ковер. Версия второй стороны появилась немного позже, но увидели ее только пользователи Facebook. На своей странице собственница кафе раскритиковала журналистов и поведала, как соседи пинают ее бизнес без особых на то причин. После этой медиаперепалки градус конфликта только подрос — выяснить, кто неправ, стало еще сложней. А теперь к началу.

Сценарий

Действие спектакля разворачивается в кафе Cimes на первом этаже дома на Карла Маркса, 17 (вы могли читать об этой трехэтажке в новостях около года назад; тогда жильцы воевали с властями, которые решили отселить людей на время капитального ремонта). Главные герои — начинающая бизнесвумен Валерия Суровцева и группа местных активистов, которые заподозрили неладное еще на стадии ремонта. Кто из них антагонист, зритель пока не понимает. Да и сценарий еще не дописан.

Сюжет прост до безобразия. Все начинается с визита в кафе одной из жительниц дома в первые дни работы «Цимеса». Женщина возмущена. Она говорит, что из-за кафе у нее греется стена в ванной комнате, а квартира наполняется специфическим запахом еды, который приятен только в определенных обстоятельствах. К тому же она слышит шум вентилятора. Валерия в ответ улыбается и предлагает обсудить все цивилизованно — провести собрание.

На встречу приходит несколько жильцов — самых инициативных. Люди высказывают свои претензии, главная из них касается проникающего в квартиры запаха. Активисты предлагают рестораторам закрыть кухню и готовить в другом месте — например, арендовать помещение в «Главпочтамте», а в кафе привозить уже готовые блюда. Валерия, очевидно, от такого варианта отказывается, но обещает подумать над возможными решениями.

Новые соседи жмут руки и расходятся по своим делам. Зрителю какое-то время кажется, что конфликт исчерпан, но войны уже не избежать.

Акт 1

После встречи руководители кафе решили провести дополнительную проверку вентиляции, перенести вытяжку в другую сторону и зашить ее в короб. Это, правда, отношения не спасло.

— Мы все это сделали буквально за несколько дней, но в какой-то момент мне позвонил один из соседей и сказал, что вытяжка снова ему мешает. Что самое смешное, в этот момент она была выключена. Я предложил ему провести эксперимент, чтобы убедиться, что шумит именно наша вытяжка. Но говорил я ему все наоборот: я ее выключил, а по телефону сказал, что включил. Мужчина прислушался и сказал, что шумим именно мы, — улыбается технический директор Александр.

Учредители кафе оказались в растерянности: они были убеждены, что проблема решена, но жалобы продолжали поступать. Для бизнесменов ситуация прояснилась, когда кто-то из собственников обронил фразу о том, что многие против кафе, потому что им куда больше хотелось бы новый магазин или что-то более практичное на этом месте.

В наступление недовольные минчане перешли довольно быстро. После непродуктивных переговоров они обратились в различные инстанции с просьбой навестить «Цимес» с проверками. Ревизоры приходили один за одним и зафиксировали некоторые нарушения.

Результаты исследований у сторон разные. Жильцы показывают ответ из ЖКХ, где говорится, что собственник демонтировал инженерные сети с вентиляционной шахты на чердаке и кровле, а также бумагу с замечаниями из Минкульта. Они касаются внутренней планировки, не соответствующей техническому паспорту, и замены окон, дверей и установки кондиционера на фасаде. В кафе, однако, утверждают, что впервые услышали об этом от нас: их, мол, официально никто не предупреждал.

Валерия на документы своих оппонентов отвечает бумагой из администрации района, в которой сказано, что вентиляция смонтирована по всем правилам. Перекидываться листиками с печатями можно долго — пока имеющиеся документы мало о чем говорят.

Акт 2

После окончания эпопеи с проверками открылась новая глава, в которую, правда, верят только в кафе. А началась она с задымления.

— В один из дней у нас вентиляция перестала вытягивать воздух, скопился дым в помещении. Мы вызвали специалистов, которые поднялись на крышу и увидели в трубе кирпич. Мы его достали и не придали особого значения — на тот момент у нас еще шел капремонт, и мы подумали, что он упал туда случайно. Но вскоре ситуация повторилась, — говорит предпринимательница.

— Во второй раз у нас все кафе было в дыму. Мне позвонили сотрудники, я прилетел и не мог понять, в чем дело, — продолжает технический директор Александр. — Мы снова вызвали специалистов, которые обнаружили в вентиляции цементный кирпич. Теперь было понятно, что кто-то специально заложил трубу, хотя как это было сделано — до сих пор неясно.

Валерия признается, что все эти ситуации, проверки и переделки вытянули немало денег из бюджета молодых бизнесменов, но самое странное произошло всего пару недель назад. Одним прекрасным утром Валерия получила фотографию террасы, усыпанной мусором. Рядом лежал обрезанный кабель гирлянды, которая висела все лето.

Бизнесмены отсмотрели несколько часов записи с камеры видеонаблюдения и обнаружили на ней молодого человека, совершившего акт вандализма. Конечно, обвинять в этом жильцов Валерия не может, но определенные подозрения у нее все же есть. Девушка обратилась в милицию, хотя надежды на поимку негодяя немного: видеозапись вышла не самой качественной.

Домочадцы в историю с порчей имущества, кажется, и вовсе не верят и только иронично улыбаются, показывая свое отношение к ситуации.

Акт 3 

С жителями Карла Маркса мы встречаемся у металлических ворот, закрывающих доступ к их многострадальному подъезду, который пытается выдержать капремонт. Представители инициативной группы листают Гражданский кодекс, цитируют нормы и говорят, что все должно быть по букве закона. Мы просим на минутку отбросить все формальности и по-человечески объяснить, почему кафе никак не может прижиться.

— Посмотрите, как сделана вентиляция в соседних кафе — везде обособленная! У них же она присоединена к нашей шахте, — говорит местный активист Александр.

— Но администрация после проверки ответила, что все в порядке, — пытаемся понять суть проблемы этого дома.

— Ленинский район, судя по всему, не разбирался в ситуации. Они посмотрели документы и ничего не проверяли. По ТКП вентиляция должна быть обособленной, у нас такой нет. Там кухня с большим количеством специй, и все это у нас в квартирах волнами. Я ем много специй, но когда вся одежда этим пахнет — это ужасно.

Валерия же утверждает, что в общедомовую систему они не врезались и сделать этого в принципе не могли.

— Дом старый, рассчитанный на печное отопление, поэтому все вентиляционные каналы в нем обособлены и никакой врезки в общедомовую систему нет, так как нет и общедомовой системы. Собственно, на видео это тоже видно — нигде нет пересечений с другими каналами. В более новых домах приходится делать внешние вытяжки как раз потому, что там есть общая система с затворами, — говорит девушка.

Минчане в очередной раз заостряют внимание на том, что они не против кафе как такового — не нравится им исключительно кухня. По их словам, запах проникает через окна, вентиляцию и даже полы — в некоторые дни спастись от него никак не получается.

— Мы стали искать совместные решения, чтобы кафе осталось, но фактор запаха в то же время был исключен. Это дерматит, астма, аллергия (а у нас живет девочка-аллергик, и эта семья вынуждена была закрыть вентиляционный канал), — говорит уполномоченный представитель жильцов дома Сергей Петрович Леднев. Мужчина убеждает, что чувствуется аромат в нескольких ближайших домах, а порой даже на проспекте Независимости.

В самом кафе действительно пахнет едой и специями — помещение совсем небольшое. В день встречи с Валерией запаха в подъезде мы не почувствовали, хотя жильцы уверяли, что он часто наполняется знакомым ароматом.

Когда мы уже попрощались с нашими собеседниками, нам позвонил один из жильцов и попросил вернуться в его квартиру: «горяченькая пошла». Это было примерно через полчаса после открытия заведения.

Он живет на втором этаже. Мы зашли в ванную и действительно почувствовали довольно резкий аромат (надо признать, сильно похожий на тот, что вился в кафе). «Нашего соседа на работе уже подтрунивают, говорят, что он в столовой спит», — улыбается Александр, провожая нас к выходу.

Эпилог 

Валерия говорит, что она и ее сотрудники не раз поднимались в квартиры по приглашению хозяев, но никакого запаха так и не почувствовали. Поведение соседей девушка считает странным и даже видит в этом признаки антисемитизма. Люди же убеждают, что действуют они исключительно в рамках закона и дозволенных границ не переходят. Да и скрытых мотивов у них никаких — они просто пытаются защитить свой дом, условия жизни в котором резко ухудшились.

Смогут ли они доказать свою правоту и как зафиксировать запах в квартире — неясно: как минимум по бумагам с вентиляцией все в порядке. Прошлая эпопея этого дома (про выселение и неудобный капремонт) едва закончилась. Эта же только началась. Валерия говорит, что не собирается закрывать кафе и даже планирует открывать новые точки в других частях Минска — бизнес пошел. Жильцы опускать руки тоже не станут: запах в квартирах действительно нервирует некоторых из них. Будем следить за сюжетом и надеяться, что эту историю не затянут, как другие популярные сериалы.

Читайте также: 

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by