Неспокойная жизнь старого трехэтажного дома на Карла Маркса, 17, началась еще несколько лет назад, когда жильцы впервые узнали о планах на отселение. Тогда у людей все же получилось отстоять свои квартиры, однако сегодня история повторяется. После проведения очередного обследования коммунальные службы пришли к выводу, что жить в здании небезопасно, а идущие по фасаду трещины могут закончиться большой бедой. Жителям 22 квартир предложили временно переехать в квартиры из резервного фонда, захватив с собой лишь самое необходимое, однако о конкретных сроках никто не говорит, а местные жители опасаются того, что в свои квартиры они уже не вернутся.
Трехэтажное здание с уютным внутренним двориком было построено еще в XIX веке. После войны квартиры выделили ветеранам войны, сотрудникам МВД и КГБ. Все помещения были приватизированы по упрощенному принципу. Позже постройке присвоили статус историко-культурной ценности, что сыграло большую роль в этой неоднозначной истории.
В последние годы фасад здания пошел трещинами. Активные граждане много раз обращались к коммунальщикам и пытались привлечь внимание к проблеме. В октябре прошлого года экспертиза показала, что износ постройки не превышает допустимых норм и проживание в ней не представляет опасности. Однако не прошло и года, как жильцам представили новые результаты визуального обследования, которые не утешали: здание находится в аварийном состоянии и людей нужно срочно отселять. 22 семьям предложили квартиры из маневренного фонда и проинформировали о скором выселении. У людей потребовали покинуть жилье не позднее 14 часов 17 сентября. В противном случае выселять пообещали с милицией.
Покидать квартиры добровольно, кажется, не согласился ни один из домочадцев. Сегодня в положенное время многие местные жители собрались во внутреннем дворе и стали дожидаться приезда милиции. В 14:00 никто так и не приехал. В 15:00 тоже… Тем не менее жильцы уходить с улицы не торопились и продолжали ждать.
В телефонном разговоре главный инженер ЖКХ Ленинского района рассказал, что мероприятия по выселению все же запланированы на сегодня, однако точного времени назвать не рискнул: «Я пока не могу ответить, потому что этим занимаюсь не я. Но, насколько я знаю, сегодня все будет», — коротко прокомментировал Виктор Муравицкий и повесил трубку.
Сегодня трещины на первом этаже постройки видны издалека. Уполномоченный представитель жильцов дома Сергей Петрович Леднев уверяет, что в какой-то момент сотрудники ЖЭУ зачем-то «обнажили» трещины, отбив с фасада часть штукатурки и достав кирпичи. Зачем это было сделано, мужчина может лишь предполагать.
— Наш дом — историко-культурная ценность. Коммунальные службы обязаны следить за его сохранностью: доведение до такого состояния столь важной для города постройки карается законом, но об этом почему-то никто не вспоминает, — делится мыслями активный пенсионер.
Сергей Петрович провел много времени за изучением документации и постарался досконально разобраться в вопросе.
— Происходящее наталкивает меня на определенные выводы, которые не утешают. Еще в прошлом году нам говорили, что здание находится в удовлетворительном состоянии, а износ не превышает допустимых норм, а тут внезапно говорят о трещинах и аварийном состоянии. Как меньше чем за год историко-культурная ценность могла прийти в негодность? Не понимаю.
Я изучил много документов и понял, что при проведении ремонтных работ такого плана жильцов не отселяют. Просто накладываются определенные ограничения, и в отведенные часы люди не могут находиться в квартирах. Нас же предлагают бессрочно выселить. Зачем? Эти трещины были заметны еще много лет назад и с тех пор ни капли не увеличились. Толщина наших стен — 53—63 сантиметра. Их танком не пробьешь!
У меня есть сведения, что наш дом хотят переделать в гостиницу, небольшой отель. Узнал я об этом просто. Позвонил в ЖЭУ и сказал, что хочу купить здесь квартиру, однако меня начали отговаривать и рассказали о планах. Лично я такой вариант вполне допускаю: самый центр города — лакомый кусочек для любого инвестора. Есть основания полагать, что после нашего выселения дом признают непригодным для проживания, а после передадут коммерческой структуре, которая приведет его в порядок, пристроит еще этаж и откроет что-нибудь прибыльное. Мы же окажемся ни с чем.
Многие соседи Сергея Петровича его опасения разделяют. Галина Геннадьевна живет здесь с самого рождения. Отец пенсионерки получил квартиру сразу после войны. Сегодня женщина весь день дежурит у подъезда. Возле ее двери собрана небольшая сумка со всеми документами и отцовскими орденами — в случае выселения с собой можно взять только самое необходимое.
Женщина приглашает в квартиру и ведет в ванную комнату. Это единственное место в квартире, где давно не проводился косметический ремонт.
— Посмотрите на стены — они идеально ровные. Никаких трещин, деформаций. Я согласна, что дом нуждается в капитальном ремонте, но ни о каком выселении или реконструкции речи и быть не может.
Понимаете, если мы покинем квартиры, мы рискуем сюда уже не вернуться. Наш уход будет означать, что мы согласились на условия, которые нам навязывают. В случае чего мы и в суде ничего не докажем: скажут, «вы сами согласились». Вы же знаете, как все это делается: дадут нам старую квартирку на окраине, а эта будет служить кому-то другому.
Со слов Галины Геннадьевны, на время ремонта ей и двум ее детям предложили пожить в двух комнатах трехкомнатной квартиры (еще одну будет занимать другая семья). Сколько это продлится — женщина не знает.
— Как можно оставить свой дом, все свои вещи и переехать в непонятную квартиру с чужими людьми? Как долго там придется жить — тоже неясно. Но если нас придут выгонять вместе с милицией, вариантов у нас не будет. Родственников у нас нет, у друзей месяцами жить не будешь. И что делать?
В администрации Ленинского района согласились дать лишь короткий комментарий, поскольку руководит работами районное ЖКХ (там от развернутых комментариев пока отказались, сославшись на загруженность).
— Это исключительно временная мера. Конечно, люди вернутся в свои квартиры, это даже не обсуждается. Все дело в том, что предстоящие работы предполагают полное отселение — жильцы создают дополнительные вибрации, что несет определенные угрозы. Как только ремонт закончится, люди переселятся обратно. О сроках надо спрашивать в ЖКХ, у них есть вся информация, — прокомментировали в управлении по архитектуре и строительству Ленинского района.
Мы продолжаем следить за развитием событий.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!