Брошенными зданиями удивить сложно. Одних они раздражают, ведь своим вызывающим внешним видом портят облик городов и настроение. Для других «заброшки» представляют предмет повышенного интереса — благодаря атмосфере, эстетике распада и увядания, а зачастую и любопытной истории, лежащей в основе упадка. Счет даже крупным объектам такого рода идет на тысячи, но оказавшихся волею судеб, экономики и чьей-то злой прихоти ненужными небоскребов — единицы. Onliner.by отобрал лучшие.
Этот бизнес-центр должен был стать прожектором экономической перестройки в Советском Союзе. Действительно, для СССР эпохи позднего Горбачева это было что-то невиданное. Вместо массивных бетонных или кирпичных параллелепипедов, растаптывавших ранимую душу человека труда, в Москве начали строить нечто фантастическое. Синие стеклянные кристаллы (итальянский проект!), формирующие сложный неправильной формы объем, казались пришельцами из фантастических фильмов и в то же время были первенцем новой архитектурной эпохи. Офисные помещения, торговля, пятизвездочная гостиница, жилые апартаменты, роскошный ресторан на последнем этаже — казалось, вот он, долгожданный «рынок», за которым последует позабытое уже изобилие.
Потом что-то пошло не так. Для начала развалился Советский Союз, однако финансирование строительства, благодаря вовремя взятым Совмином СССР кредитам, продолжилось. К середине 1990-х объект был готов на 90%: полностью завершено возведение объема здания, смонтирована его инженерная инфраструктура, установлены лифты и эскалаторы, шла отделка некоторых внутренних помещений. Но в 1995 году итальянская компания, осуществлявшая работы, исчезла со стройки, оказавшись замешанной в коррупционных скандалах на родине. Сооружение делового центра, получившего название «Зенит», заморозили, и он превратился в самый известный долгострой Москвы. За прошедшие 20 лет природа и вандалы его не пощадили, но надежда сдать наконец «Синий зуб» в эксплуатацию остается. Возможно, даже в ближайшие годы.
В 1929 году, на самом излете американской «золотой железнодорожной эпохи», в Баффало, втором по количеству населения городе штата Нью-Йорк, появилось новое величественное здание центрального вокзала. Эра великих рельсовых дворцов уже заканчивалась, зловещий призрак «личного автомобиля каждой семье» уже настойчиво маячил на горизонте, но железнодорожное будущее по инерции еще виделось светлым.
В год открытия вокзал станции Баффало-Центральный обслуживал до 200 пассажирских составов ежедневно. Последний поезд Lake Shore Limited ушел отсюда в направлении Чикаго в 1979 году — ровно спустя полвека после начала работы огромного терминала. Великий рельсовый погром состоялся. Офисную башню высотой 83 метра пытались приспособить под новые функции, но из идеи открыть здесь отель и жилой комплекс ничего не получилось. Начался период стремительного упадка грандиозного комплекса. Сейчас он по-прежнему не используется, но проекты его реконструкции появляются регулярно. Пока безрезультатно.
Этой башне не везло с самого начала. Затяжное строительство, растянувшееся на 12 лет, закончилось лишь к 1980 году, после чего внезапно выяснилось, что здание никому не нужно. Берлинский горисполком, который был его владельцем, так и не смог найти для него коммерческих арендаторов, и в конце концов сюда въехали различные службы администрации Штеглиц-Целендорфа — шестого административного округа Берлина. «Зенит» в Москве погубила коррупция, вокзал в Баффало — расцвет автомобилей и реактивных самолетов. 30-этажную административную высотку Steglitzer Kreisel приговорил «невидимый убийца».
Еще в 1990 году стало известно, что в строительных материалах, использованных при возведении небоскреба, в повышенном количестве содержался асбест, пыль которого является канцерогеном. В течение следующих полутора десятилетий асбестовая истерия в Западной Европе постепенно нарастала. В конце концов послевоенные здания, зараженные веществом, вызывающим рак, стали массово закрываться на реабилитацию. В каких-то случаях процесс заканчивался сносом объекта, в других — сооружения удавалось сохранить после масштабной реконструкции. В отношении Steglitzer Kreisel, покинутом людьми в 2007-м, оптимальный сценарий еще не выбран. По мнению некоторых экспертов, из-за конструкционных особенностей башни жизнь после асбеста для нее проблематична.
В 1996 году в столице Малайзии начала расти новая гостиница. Центр Куала-Лумпура должен был украсить 60-этажный 243-метровый небоскреб с отелем Grand Hyatt внутри. У мировой экономики оказались свои планы: азиатский финансовый кризис, разразившийся в 1997 году, нанес проекту непоправимый удар.
К этому моменту высотка успела достичь уровня 29-го этажа, но дальше ее девелопер погряз в финансовом болоте, из которого уже не выбрался. Поразительно, что за прошедшие 20 лет в уже вновь процветающей Малайзии так и не нашлось желающих закончить наполовину готовый объект. Несостоявшийся Grand Hyatt так и торчит в Куала-Лумпуре памятником кризису.
Одним из крупнейших профессиональных союзов Польской Народной Республики был NOT — «Главная техническая организация», объединявшая в своих многотысячных рядах инженерно-технических работников страны. Ее влияние было столь высоко, что организация могла позволить себе крупные вложения в недвижимость. Для своего краковского офиса NOT задумала возвести 103-метровый небоскреб, строительство которого стартовало в 1975 году. С началом в 1980-е годы экономического и политического кризиса в ПНР польским инженерам стало не до высоток — окончательно работы на краковской площадке остановились уже в 1981-м.
С тех пор красивейший город Польши украшает уродливый бетонный каркас, прозванный местными жителями «Шкелетором» за сходство с популярным в то время главным злодеем из «Повелителей Вселенной» — медиафраншизы из игрушек, комиксов, мультфильмов и фильма компании Mattel. «Шкелетор», ставший архитектурным символом недостатков польского социализма, неоднократно пытались достроить, самый последний раз — прямо сейчас.
Некогда это был самый роскошный, самый модный отель блестящего Йоханнесбурга. Где-то на окраинах города в трущобах прозябали десятки тысяч коренных жителей ЮАР, а здесь кипела вполне европейская ярмарка тщеславия. В начале 1970-х годов в центре крупнейшего мегаполиса страны открылся Carlton Centre — высотный многофункциональный комплекс, проектировал который известнейший архитектор Гордон Буншафт из американской компании Skidmore, Owings and Merrill. Офисный небоскреб, торговый центр и пятизвездочная гостиница стали витриной успехов южноафриканской экономики, они же в конечном счете отразили пороки созданной там системы.
К середине 1980-х годов из-за обширных международных санкций, наложенных на страну победившего апартеида, поток туристов и бизнес-путешественников начал иссякать. В 1990-е стало еще хуже. Со сломом апартеида и приходом к власти партии Нельсона Манделы уровень преступности в центре Йоханнесбурга многократно вырос. Блеск отеля Carlton оказался окончательно никому не нужен, и в 1998 году гостиница закрылась. С тех пор вновь открыть здание никак не получается, хотя реанимировать соседние строения Carlton Centre успешно удалось.
Новый 25-этажный небоскреб высотой 111 метров с престижным адресом Таймс-сквер, дом 1, был сдан в эксплуатацию в 1904 году, а еще год спустя в здание въехала редакция газеты The New York Times. Надолго она там не задержалась, но и после этого высотка с легкостью находила новых арендаторов — слишком удачным было ее расположение. Именно локация в итоге и привела к тому, что башня опустела, но это вовсе не печальное событие, а наоборот, уникальная в своем роде история успеха.
One Times Square — редчайшая, если не уникальная, «заброшка», которая является «заброшкой» только потому, что у ее владельцев все хорошо. Когда Таймс-сквер превратилась в самое оживленное место Нью-Йорка, ее владельцы поняли, что им выгоднее трансформировать административное здание в одну гигантскую рекламную конструкцию. Сейчас фасады старого небоскреба, украшенные знаменитой яркой рекламой, приносят собственникам десятки миллионов долларов ежегодно. При этом отсутствуют всякие проблемы с арендаторами: лишь самые нижние этажи заняты магазином аптечной сети Walgreens.
В 1990 году в венесуэльской столице было принято решение о строительстве высотного офисного комплекса Centro Financiero Confinanzas, или, как его еще называли, «Башни Давида». Но в 1994 году по причине банковского кризиса и смерти главного инвестора Давида Бриллембурга строительство было приостановлено. 45-этажный небоскреб пустовал недолго: довольно быстро его стали занимать бездомные Каракаса.
В настоящее время «Башня Давида» представляет собой, вероятно, крупнейший сквот в мире, где проживает более 3000 человек. Электричество и водопровод, смонтированные на скорую руку, есть только до 28-го этажа. В противовес архитекторам, строителям и чиновникам, которые не сумели договориться, люди сами «достроили» здание, превратив его из офисного в жилое.
С момента своего открытия и до середины 1970-х годов 145-метровая башня Book Tower оставалась одним из самых престижных деловых центров автомобильной столицы США. С превращением Детройта в криминальное гетто, «бегством белых», а заодно и бизнеса харизматичная высотка оказалась никому не нужна. Ее владелец в конце концов обанкротился, а новые собственники так и не нашли ей применения.
Детройт постепенно оживает. Труды федеральных властей, администрации штата и города дают свои плоды. Многие из прежде заброшенных зданий в местном даунтауне уже реконструированы или находятся в процессе реабилитации. Когда-нибудь очередь наверняка дойдет и до Book Tower. По крайней мере, небоскреб неплохо сохранился для своих лет и непростой судьбы.
Самый одиозный образец заброшенного небоскреба находится в самой своеобразной стране мира — Северной Корее. Строительство 330-метрового колосса на 3000 номеров началось в 1987 году и было приурочено к XIII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Пхеньяне. В стройку вложили фантастические для КНДР 750 миллионов долларов, но так и не завершили объект. Гигантская бетонная коробка здания 20 лет радовала и пугала интуристов своим фантасмагорическим видом.
В 2008 году на египетские деньги многострадальный «Рюгён» начали довольно быстро достраивать. После освоения дополнительных 400 миллионов долларов гостиница заблестела новеньким синим стеклом, и все люди доброй воли стали с нетерпением ждать ее торжественного открытия. Оно ожидалось еще в 2012 году, и оператором отеля должна была стать сеть Kempinski. Однако у Пхеньяна с Kempinski не сложилось ровно так же, как и у нашего Минска. Прошло еще пять лет, а внешне готовый «Рюгён» по-прежнему не работает.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by