В апреле 1973 года последние прежние жители этих островов были сопровождены на корабль и отправлены на запад. К этому моменту здесь уже вовсю работали строители, создававшие на месте, где почти две сотни лет существовали лишь кокосовые плантации, стратегический военный объект. Он имел настолько принципиальное значение, что ради него не остановились даже перед массовой депортацией. Уже почти полвека эта территория остается предметом споров между ядерными державами и маленькой тропической нацией, конца которым не видно. Почему затерянный на просторах Индийского океана архипелаг Чагос, попасть на берега которого не могут даже самые отчаянные путешественники, настолько важен?
Когда португальские мореплаватели в ходе своих экспедиций 16-го века обнаружили примерно посредине между побережьем Африки и современной Индонезией очередной тропический атолл, они и предположить не могли, какую роль он приобретет четыреста лет спустя. Сложно их в этом винить, ведь на его стратегическую важность в то время ничего не намекало. На архипелаге Чагос, состоявшем из четырех островов, была вода, росли пальмы, но он был необитаем. Люди если и жили там, то к моменту прихода европейцев уже покинули этот богом забытый уголок Индийского океана.
Белых пришельцев на больших кораблях Чагос и его крупнейший остров Диего-Гарсия, вытянувшийся вокруг лагуны на 60 километров, тоже очень долго не интересовал. Лишь в конце 18-го века там из своей колонии на Маврикии появились сначала французы, которых после перехода Маврикия под контроль Соединенного королевства сменили подданные британских монархов. Они-то и придумали устроить здесь кокосовые плантации, для работы на которых были завезены несколько сотен рабов. После отмены рабства в Великобритании многие из них и их потомков приняли решение остаться на атолле. С тех пор они работали на плантациях уже как свободные люди. К 1953 году население Чагоса достигло своего пика в 1142 человека, и все они тем или иным способом были заняты выращиванием кокосовых пальм. После выхода же на пенсию практически все потомки бывших рабов предпочитали возвращаться на Маврикий или на Сейшельские острова, другую британскую территорию в Индийском океане.
Так архипелаг и жил вплоть до середины 1960-х годов. Большая часть мира не подозревала о его существовании, но, конечно, не сверхдержавы, для которых в этот период Индийский океан стал очередной зоной «холодного» противостояния. В 1964 году в Сомали прибыли советские специалисты, итогом работы которых стало создание на берегу Аденского залива в Бербере крупной военно-морской базы с глубоководным портом, аэродромом, узлом связи и станцией слежения. У США аналогичного объекта в регионе не было, и не отреагировать на действия главного противника там не могли. Чагос и конкретно остров Диего-Гарсия подходили для этих целей как нельзя лучше.
Соединенными Штатами руководило сразу несколько соображений. Во-первых, архипелаг фактически контролировался Великобританией, ближайшим союзником США. В 1965 году метрополия отделила его от своей колонии Маврикий и вместе с Сейшельскими островами включила в новую заморскую Британскую Территорию в Индийском океане. Во-вторых, атолл располагался вдалеке от потенциальных угроз вне зоны влияния океанических циклонов. В-третьих, его кокосовые пальмы и рыба не представляли особого экономического интереса для других стран. Наконец, в-четвертых, на Чагосе было минимальное население (около тысячи человек в середине 1960-х), и к тому же все оно так или иначе было привозным, ведь при открытии португальцами архипелаг был необитаем. Это нивелировало угрозу внезапного антиколониального движения и объявления независимости с непредсказуемыми последствиями.
Остров Диего-Гарсия, а американцев интересовал в первую очередь именно он, был достаточно велик для создания крупного военного объекта, но все-таки его конфигурация и размеры не позволяли организовать безопасное соседство с местными жителями. В 1966 году США взяли остров в аренду у Великобритании на 50 лет (в 2016-м это соглашение было продлено еще на 20), и обязательным условием этой договоренности стало выселение прежних жителей Чагоса. Постепенный процесс начался уже в 1968-м. Тем чагосцам, которые выезжали с архипелага на Маврикий, Сейшелы или куда-то еще по любой причине (например, для встречи с оставшимися там родственниками, на отдых или из медицинских соображений), запретили возвращаться назад. Процесс такой миграции был интенсивным, поэтому население атолла стало быстро сокращаться.
В 1971 году на Диего-Гарсия высадились первые строительные батальоны ВМФ США, и к этому моменту британская администрация переселила всех остававшихся там обитателей на соседние острова архипелага, Перос-Баньос и Саломон, расположенные к северо-западу от Диего-Гарсии. Спустя два года работавшие и там плантации закрылись, а остававшиеся еще чагосцы были отправлены по желанию на Маврикий или Сейшелы. Правительство Великобритании выплатило компенсацию в 650 тыс. фунтов стерлингов для распределения между переехавшими семьями (впоследствии к этой сумме добавилось еще 4 млн фунтов). Многие из чагосцев вдобавок в будущем эмигрировали в саму Великобританию.
Развитие своей военно-морской базы на Диего-Гарсия, получившей название Camp Thunder Cove (лагерь «Громовая бухта»), США продолжали непрерывно. В конечном итоге в той самой бухте, лагуне атолла, разместились глубоководные стоянки для кораблей ВМФ страны любого класса. На самом острове был построен крупный военный аэродром с двумя взлетно-посадочными полосами длиной сразу 3700 метров. Кроме этого, здесь сооружены узел связи, радары, станция слежения за космическим пространством, стоянки и ангары, в том числе для тяжелых бомбардировщиков, топливные хранилища, госпиталь и жилье для военнослужащих и гражданского персонала, работающего на базе.
В среднем одновременно на Диего-Гарсии находятся от 3 до 5 тысяч человек, лишь 50 из которых составляют небольшой британский гарнизон. Среди американских военных попадание сюда считается за удачу. Вечное лето, живописная природа тропического рая, прекрасные условия службы и жизни стали достаточными поводами для получения базой прозвища Fantasy Island («Остров фантазий»).
Диего-Гарсия превратился в стратегический объект для США, главный в регионе Индийского океана, и наряду с аналогичной базой на острове Гуам — в ключевую точку влияния на всем пространстве от Африки до западного побережья Северной Америки. «Громовая бухта» принимала непосредственное участие во многих американских военных операциях в Южной Азии: Кувейте («Буря в пустыне»), Ираке, Афганистане. Ключевое значение она имеет и для контроля над нефтяными потоками из Персидского залива. Естественно, доступ посторонних на острова Чагоса запрещен, а территория вокруг объявлена Великобританией крупнейшим в мире морским заповедником, чтобы даже рыбацким судам было неповадно туда приближаться.
Между тем с точки зрения международного права юридический статус архипелага можно назвать как минимум спорным. И ООН, и ее международный суд, и даже суд Великобритании своими неоднократными решениями признавали Чагос частью Маврикия, призывая Великобританию незамедлительно передать контроль над островами этой стране. Выселенные оттуда чагосцы также требуют своего возвращения на острова в различных инстанциях. Вот только после проведенных преобразований поддерживать там сколь-нибудь автономное существование, как это было до 1960-х, уже невозможно. Поэтому в условиях отказа Великобритании и США выполнять инструкции Генеральной Ассамблеи ООН статус и Чагоса вообще, и Диего-Гарсии в частности так и останется в ближайшее время до конца неопределенным.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by