Быстро и незаметно проходит лето, пылятся на полках паспорта, прогорают шенгенские визы. Что и говорить, в этом году все пошло не по плану. Впрочем, закрытые границы — это, возможно, не препятствие, а шанс — шанс открыть для себя Беларусь. Потому как очень для многих «дискавери»-этап закончился вместе с организованными школьными экскурсиями. Есть ли пляжный отдых в нашей стране? Куда ехать, когда солнышко пригрело и сидеть дома невмоготу? Сколько надо потратить на красивую жизнь на родных курортах? Покатавшись по удаленным Браславским озерам, переведем взор на Вилейское водохранилище: всего 90 километров от Минска, и вот мы уже на красивых и безлюдных (по сравнению с Минским морем) пляжах. И если раньше Вилейское было оплотом самого простого, если не сказать первобытного, отдыха, отдушиной для непритязательных рыбаков, то теперь здесь появились по-настоящему интересные места.
Безусловно, в конце 60-х, когда и началось строительство Вилейского водохранилища, оно совершенно точно не задумывалось как курорт и место притяжения отдыхающих. Во главе стояла утилитарная мысль — напоить растущий Минск чистой водой. «Питьевая» функция сохранилась за рукотворным озером до сих пор, но и «туристический» потенциал второго по величине водоема страны не остался незамеченным. По крайней мере, самими отдыхающими, которые принялись обживать пологие берега.
Базы отдыха, санатории, большие отели вдоль водохранилища можно не искать. Как и многочисленные агроусадьбы — так уж получилось, что во время строительства водоема деревни затапливали, а не развивали, поэтому по-настоящему обжитых населенных пунктов, выходящих напрямую к воде, всего несколько штук. Тут периодически сдаются коттеджи под мероприятия, но арендный бизнес не носит массовый характер.
Главные достопримечательности сохранившихся деревень — общедоступные пляжи, на которых белорусы отдыхают в любой погожий денек. Так, например, выглядит «побережье» Сосенки (с противоположной стороны от заправки). Никаких удобств и признаков цивилизации. Хотя нам к «дикому» варианту и не привыкать — чуть ли не каждый первый пляж на общедоступных водоемах будет таким.
В будний день здесь малолюдно — собрались местные и отпускники, оставшиеся без запланированных поездок. Претензий к пляжу никаких — самый честный и близкий к природе отдых. Хочется какого-то комфорта — поезжай в кемпинги, благо «Желтый берег» в пяти минутах ходьбы.
Кстати, на диких пляжах чисто, и заслуга это, скорее всего, самих отдыхающих, так как мусорных баков поблизости мы не заметили.
У рыбаков на Вилейском своя отдушина — так называемый рыбозаградитель: разбил палатку, поставил удочку и наслаждайся. Но строго в рамках закона: инспекторы регулярно патрулируют водоем. О штрафах за плотву можно почитать тут.
Сергей материализовался на берегах Вилейского водохранилища шесть лет назад вместе с «подозрительной» идеей организовать на земле необетованной полноценный кемпинг: с биотуалетами, душевыми, газовой плиткой и стационарными домиками для тех, кто не жалует палатки. Говорит, долго колесил по знакомым с детства местам и выбирал подходящую площадку, пока не очутился в густом сосновом лесу в южной части водоема. Тогда в его замысел облагородить дикое и создать «клевое» место поверили не все — мол, зачем платить за отдых на природе, если можно не платить. Но, как видим, дело живет до сих пор и даже разрастается.
— Многие тогда сомневались в нас и нашей затее, — вспоминает Сергей, владелец кемпинга «Клевое место». — Не понимали, зачем все это нужно, кажется, не только рыбаки, но и сотрудники исполкома. А потом дело пошло. Если раньше у нас было арендовано девять гектаров и договор был всего на пять лет, что внушало определенные тревоги, то теперь под кемпинг отведено 13 гектаров и аренда продлена сразу на 15 лет.
Люди распробовали отдых в кемпинге, когда ты остаешься наедине с природой, но в то же время имеешь доступ к благам цивилизации.
Впрочем, надо понимать, что кемпинг — это не пятизвездочный отель: здесь нет электричества (зарядить телефон от сети можно только на ресепшене), не проведена вода (ее надо брать с собой либо покупать на месте), в домиках нет кондиционеров.
В общем, каблуки и вечерние платья во время отдыха в кемпинге не понадобятся. Первое дело — котелки, а также хороший запас воды и продуктов, чтобы не надо было ездить в магазин в Вязынь.
Кстати, о домиках. Построить что-то более масштабное и комфортное мы не можем — связаны ограничениями, так как это лес первой категории. Если вы обратите внимание, под постройками нет даже фундамента, это не капитальные здания. Задумка такова, что если мы сворачиваем бизнес и уезжаем, площадка должна выглядеть так, будто нас тут никогда и не было. Ради эксперимента мы сделали несколько домиков с отоплением, но эта услуга оказалась невостребованной.
Территория «Клевого места» условно разделена на две части: направо пойдешь — в семейный уголок попадаешь. Здесь находится бóльшая часть домиков и отдыхать громко, с музыкой разрешается до 00:00. Так что если хочется абсолютной тишины, кемпинг — не вариант (песни под гитару — это обязательный атрибут отдыха), искать надо удаленный от людей и дорог хутор.
Слева — молодежно-рыбацкая территория. «Режим шума» продлен до 02:00, но опять же — «все в пределах разумного».
Что касается вариантов проживания, то заночевать можно в домике (цены от 35 до 85 рублей в сутки в зависимости от дня недели и количества спальных мест), своей палатке (ориентировочно 8—10 рублей в сутки с человека) или личном автодоме. Палатку, если нет своей, можно и арендовать: стоит это 10 рублей в сутки, спальный мешок — 5. Сергей рассказывает, что прошлым летом до его кемпинга добрались не только европейцы, что уже не экзотика, но даже китайцы, на мудреные автомобильные номера которых приходили посмотреть все.
— Мы — кемпинг одного-двух дней. Конечно, существуют фанаты, которые могут приехать на неделю и даже две, но это скорее исключение. А так — пожили, развеялись и поехали дальше. Для некоторых туристов, преимущественно россиян, мы становимся «базовым лагерем» — оставили здесь вещи и на целый день уехали смотреть достопримечательности.
Кстати, этот год, когда границы закрыты, действительно открывает для белорусов родную страну. У нас были гости, которые так составили свой маршрут: два дня на Вилейском, два дня на Нарочи, еще два дня на Браславских. Глядишь, уже и полстраны объездили.
Вообще, как по мне, летом хорошо отдыхать у нас, а уже осенью-зимой можно выбираться в южные или дальние страны.
Коронавирус? Он только увеличил интерес к нашему кемпингу. Раньше никогда такого не было, чтобы уже в понедельник-вторник были забронированы все домики и беседки на выходные. Потом, конечно, кто-то откажется от брони, но, уверен, на их место найдется новый желающий. Единственное, корпоративы, конечно, отменяются — не время для массовых собраний.
Настороженность уже спала. Если 9 мая все держались друг от друга подальше, а в волейбол вообще никто не играл, то уже на позапрошлых жарких выходных про маски забыли, а возле волейбольной сетки стояли в ожидании команды и вовсю смотрели, когда уже кто-нибудь вылетит. Единственное, почти все, кто ночует в домиках, стали приезжать со своим постельным бельем. Плюс мы уделяем уборке и протиранию поверхностей дополнительное внимание.
А вообще, если вы хотите отдохнуть в кемпинге, то бронировать место надо сразу, как только увидите, что по прогнозу будет +25 градусов и выше. Иначе останутся только дикие пляжи, — советует Сергей.
Дикий пляж и кемпинги — это все-таки для сильных духом людей, умеющих с легкостью переживать бытовой дискомфорт. Если же вы натура нежная, то смотреть стоит в сторону коттеджей и агроусадеб (очень немногочисленных на Вилейском водохранилище). Руслан и Елена — чуть ли не единственные, кто организовал полноценный отдых с приставкой «агро» на своей земле.
— Мы сами живем в деревне Ермоличи и в какой-то момент подумали, почему бы не открыть агроусадьбу. Долго искали подходящий участок (рассматривали только варианты с выходом к воде) и вот наконец нашли: 25 соток, удобный берег, продается по нормальной цене — значит, можно начинать, — рассказывают супруги. — Для каких-то работ нанимали людей, многое делали сами и вот уже третий сезон принимаем гостей.
В отличие от многих владельцев коттеджей в курортных и не только местах, хозяева «Вилейских просторов» решили внести в будни своих постояльцев нотку сельской жизни: на заднем дворе обитают козлики Яша (на самом деле солидный, но ласковый Яков Петрович) и Лола, куры, кролики. Все — долгожители (чтобы радовать глаз, а не вкусовые рецепторы). Есть еще и отдельный домик, в котором обосновались попугаи с шиншиллами.
— За эти три года, что существуем, мы принимали самых разных гостей, но в конце концов поняли, что интереснее всего работать с детьми — все-таки у нас самих их четверо, а потому все заботы близки и понятны. Так мы, считай, переквалифицировались в оздоровительный лагерь, хотя и взрослых продолжаем принимать в перерывах между сменами, длящимися по 12 дней, — объясняет Елена.
На территории агроусадьбы расположен отдельный дом ориентировочно на шесть гостей (селится, как правило, одна большая семья) — реконструированное эхо давнего прошлого. В летний период он сдается за 500 рублей в неделю.
Дальше по курсу — «таунхаусы»: линия домиков со своими террасами. Пожить неделю в таком «блоке», рассчитанном на 6—8 человек, стоит 800 рублей. Как и в предыдущем случае, все блага цивилизации на месте. Двухъярусные кровати по необходимости меняются на двуспальные. Когда заезжает лагерная смена, то вся территория агроусадьбы во власти детей — взрослых постояльцев не подселяют, даже если есть свободные места.
— К нам обращаются в основном организации из Минска, которые формируют смены из детей своих сотрудников. Это очень хорошее решение — все друг друга, как правило, знают, родители могут оперативно решать вопросы, так как работают вместе. Дети — от 5 до 14 лет. У организаций свои списки отдыхающих и вожатые, а мы в свою очередь предоставляем площадку и питание, организовываем какие-то мероприятия, катаем детей на лодке — они же городские, им все это в диковинку.
Лагерь считаем так: 25 рублей с человека в сутки за проживание и еще столько же за питание, которое для детей шестиразовое. Когда отдыхают взрослые, то питание по запросу и тоже стоит 25 рублей. Правда, оно уже трехразовое. Блюда можно выбрать из меню.
Зимой также работаем, но там больше рыбаки приезжают и на выходные дни, — говорят супруги.
Коронавирус сказался и на «Вилейских просторах» — еще в марте некоторые гости поспешили отменить летние брони. Сейчас ситуация выравнивается.
— Я сама медсестра, поэтому очень строго подхожу к вопросу обработки помещений. И детей мы принимали со всеми предосторожностями, хоть они перед поездкой и были на самоизоляции, — отмечает Елена.
Ровно между агроусадьбой и кемпингом находится местная достопримечательность — остров чаек. Место красивое и жуткое одновременно: сотни птиц кружат над клочком земли, кричат так, что слышно с берега, и привлекают внимание всех, кто оказался поблизости. «Танцы» и «песни» в воздухе будут продолжаться до конца месяца, потом чайки улетят, оставив остров в одиночестве до следующего года.
К полудню в погожий безветренный день по белорусским просторам щедро разливается даже не жара, а самая настоящая «спёка». Спрятавшись от солнца, дремлют ленивые коты, замолкают птички, успевшие налетать километры с самого утра, ищет прохладу и стакан ледяной воды уставший человек. Среди необжитых и «не сытых» берегов Вилейского водохранилища внезапно всплывающие на горизонте аккуратные деревянные домики кажутся ненастоящими. Но нет, все по-честному — в восточной части водоема расположен экоотель «Кветкi яблынi».
Такой масштаб и единство стиля легко представить где-то в Польше, давно заткнувшей нас за пояс в плане туризма (и не только). А тут — свое, родное... Постучим по дереву, чтобы убедиться, что это реально, а заодно не сглазить.
«Кветкi яблынi» существуют уже четвертый год. Начиналось все с трех домиков и постепенно выросло до впечатляющих масштабов — 3,4 гектара земли, шесть двухэтажных домиков на 41 номер (сдаются именно номера, а не коттеджи целиком), ресторан, кафе-терраса, кемпинг, баня. Разделяет (или объединяет) все это рукотворное зарыбленное озеро.
— На самом деле, этой территории вообще не должно было существовать, — рассказывает историю появления экоотеля старший администратор Валерия. — По замыслу советских геодезистов, вся деревня Сутоки, как и ближайшие населенные пункты, подлежала затоплению. Но природа распорядилась по-своему, и суша осталась сушей. До момента предполагаемого разлива водохранилища дома и другие постройки, конечно, успели перевезти, а вот яблоневые сады остались на месте. Долгое время эта земля пустовала, а потом на нее обратили внимание наши учредители и, вдохновившись старыми садами, решили создать место отдыха с соответствующим названием.
Первое время белорусы, которые узнавали о нашем существовании, относились к идее отдыха здесь очень настороженно. А потом вовсю заработало сарафанное радио — кто-то был на выходных, кто-то отмечал свадьбу. В общем, люди начали приезжать, и 100% загрузка для нас уже не новость. Более того, выходные на июнь расписаны уже полностью, на июль и август еще есть варианты. В будни, конечно, посвободнее.
Номера в экоотеле стоят вполне адекватных денег — от 88 рублей в сутки за стандартный номер до 176 за люкс с балконом. Цены из расчета на двоих проживающих, завтрак в ресторане включен.
В каждом домике с поэтичным названием («Шыпшына», «Малiна», «Рабiна») может быть от шести до восьми номеров. Некоторые из них имеют отдельный вход, что полностью исключает взаимодействие с посторонними людьми (особенно актуально в этом году). В остальных случаях постояльцы могут пересечься в коридоре или на лестнице. Дизайн номеров не повторяется.
— В нашем случае упор делается на тихий семейный отдых — красивая природа, свежий воздух, вкусная еда, купание, катание на лодках... Что еще надо? Особенно отрываются у нас рыбаки: пока жены с детьми отдыхают на пляже, мужчины спускают лодки на воду и пропадают на целый день.
Мы очень приветствуем размещение гостей вместе с питомцами: зачем искать, куда пристроить собачек-котиков, если их можно взять с собой? Для того чтобы хозяева и их любимцы не разлучались даже во время обедов-ужинов, у нас есть открытая терраса, где они могут комфортно разместиться.
Кстати, зачастую во время бронирования номера будущие постояльцы много спрашивают об активностях — где взять байдарку, забронировать велосипед, палки для скандинавской ходьбы. Но когда они приезжают, то ничего, кроме ленивого лежания на пляже, им не нужно — атмосфера тут располагает к полному релаксу, — делится наблюдениями администратор.
Так выглядит кемпинг-зона с собственными туалетами и душевыми. Размещение в своей палатке стоит 10 рублей с взрослого человека в день и 5 — с ребенка. Пользоваться можно всей территорией «Кветак яблынi». Самый массовый заезд кемперов, который принимал экоотель, — 100 человек. Случаются тут и корпоративы (в домиках 120 спальных мест).
Конференц-зал, где в том числе поют караоке.
— В будущем мы планируем существенно расширить пляж, построить большой шатер для банкетов, сейчас обновляем одну из беседок. Здесь постоянно что-то происходит, мы развиваемся и стараемся радовать гостей, — говорит администратор.
Вилейское водохранилище с его чистой и без пяти минут питьевой водой по-прежнему остается необжитым: если пересчитать количество мест отдыха на один километр береговой линии, можно получить число, близкое к отрицательному. Но зато у нас по сравнению с прошлой пятилеткой уже появился выбор — отдыхать дико, среднеорганизованно или красиво в агроусадьбах-отеле.
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by