Когда жара на улице оглушает, под подъездом стоит автомобиль, а впереди жаркие выходные, в голове сама собой рождается мысль: к воде, к большой воде. А что для белоруса может быть больше и роднее, чем Нарочь? Одни рассказывают, как умирали на белорусском курорте от тоски, другие с упоением повествуют о прелестях места. Едем в туристический поселок, чтобы узнать, что сейчас происходит на Нарочи и за сколько можно арендовать жилье на время отпуска.
Дорога до Нарочи занимает от силы полтора часа — не так уж и много за возможность полностью сменить обстановку и окунуться в курортный релакс. Да, без отелей формата «все включено», запоминающейся набережной и баров-развлечений на каждом шагу, но и не без своих прелестей. Время на Нарочи течет будто медленнее, чем обычно. Здесь все так неспешно и безмятежно, что поневоле замедляешь шаг: надо соответствовать месту и наслаждаться каждой минутой погожего денька.
В знойный день величественная Нарочь блестит-переливается под солнечными лучами. На мелководье плавают чайки и лебеди — те самые, которые вот уже с десяток лет числятся главными «отравителями» золотых вод. Церкариоз для этих мест — нечто незыблемое: был, есть и будет. Сезон сменяется сезоном, а специфический дерматит по-прежнему тут. Хотя уже далеко и не в таких масштабах, как прежде.
Несмотря на «перемирие» на купальном фронте, отдыхающим по-прежнему предлагается не появляться на мелководье и вне официальных пляжей, сразу после выхода из озера пользоваться душем и не подкармливать тех самых водоплавающих птиц, которым приписывают все грехи. Эти нехитрые правила, по уверениям бывалых, помогают. Но осадочек-то, как говорится, все равно остается.
Вот и семья из Санкт-Петербурга, приехав на Нарочь, разочарована: природа, конечно, красивая и озеро впечатляет, но…
— Мы долго думали, куда отправиться летом. Уже вроде собрались в Архангельск, но там сейчас всего плюс 15. А в Беларуси гораздо теплее, — прячась в теньке, рассказывают россияне, оказавшиеся в нашей стране впервые. — Сели на машину и поехали. Всего сутки — и мы на месте. На Нарочи мы «в разведке»: нам сказали, что тут большое и красивое озеро. А оказалось, купаться в нем просто так нельзя, надо что-то придумывать, куда-то заходить. Зачем тогда такой отдых нужен…
Иностранцы сетуют, но наши люди знают: хорошему отдыху ничто не помеха. Впрочем, в пятницу днем на главном пляже озера малолюдно, на раскаленном солнышке лениво жарятся десятка полтора человек. Но такое затишье, уверяют местные, обманчиво: настанет суббота, и на нарочанский берег «понаедут» гости со всех концов страны. Уставшие бухгалтеры, программисты, учителя будут отдыхать как в последний раз — «без масок». Нарочь, говорят, отлично открывает людей.
Местные жители с ностальгией вспоминают девяностые, когда на Нарочи можно было видеть туристов разного происхождения: белорусы, россияне, «настоящие» иностранцы — все наслаждались недорогим отдыхом и с радостью отдавали деньги за проживание и нехитрые развлечения. Говорят, тогда с инфраструктурой было одинаково плохо везде, а в Беларусь хоть можно было доехать без сумасшедших трат. С тех пор весь мир серьезно шагнул вперед в плане отдыха, а мы будто замерли, будучи уверенными в том, что наши санатории могут заменить все на свете.
Сейчас на весь курортный поселок едва ли сыщется пяток приличных кафе-баров (некоторые заведения и вовсе закрываются в пять вечера). С клубами вообще провал. Последние четыре года довольно унылую атмосферу курорта для пенсионеров разбавляет бар «Фламинго», который старается доказать: на Нарочи можно не только лечить хвори, но и зажигать. Сейчас «Фламинго» является главным и чуть ли не единственным тусовочным местом курорта. Но пока сезон не начался, даже он живет только по выходным.
Учредители бара — Ян и Алексей — говорят, что создавали это место для молодежи: на Нарочи (главном курорте страны) до недавних пор не было заведения, куда можно было бы привести девушку и не краснеть перед ней за обстановку и меню.
— Все самое интересное начнется в июле — каждый вечер в баре будут танцы, песни, развлечения, — рассказывает Ян. — Прошлый сезон для нас вообще оказался ударным — сами порадовались результатам. Но в плане досуга Нарочь по-прежнему очень не дотягивает до звания курорта. Я прекрасно понимаю, что здесь нужно всего и побольше. Да, вопрос конкуренции меня волнует, однако лучше один раз перетерпеть и потесниться, но зато привлечь сюда людей, чем все время находиться в неведении: сложится или нет?
Чтобы люди поехали сюда, надо создать хорошую инфраструктуру. Если народ увидит, что здесь есть все то же самое, что и в Минске, то подумает: почему бы не разнообразить выходные и не провести время на Нарочи? Турцию и Египет перебить вряд ли скоро получится, но хотя бы из Минска вытянуть людей можно. Мы верим в Нарочь и ее будущее. Может, это локальный патриотизм, но мне кажется, что перспективы у места точно есть. Надо только вложить в него деньги. А вот рисковать большими суммами никто не хочет, потому что ты элементарно не знаешь, что будет в следующем году и останешься ли ты на своем месте.
Андрей и Сергей, родившиеся в этих местах, также верят в Нарочь. По крайней мере в курортный сезон. Молодые люди открыли небольшой бизнес — дают всем желающим прокатиться на электросамокатах. «Машины», выдерживающие до 150 килограммов живого веса, разгоняются до 30 километров в час и имеют запас хода в 40—50 километров — объездить все местные прелести хватит.
— На Нарочи развлечений объективно мало, поэтому мы и решили внести свою лепту. Пока у нас только семь электросамокатов, но впоследствии планируем расширяться и открывать еще одну точку. Поскольку о нас еще мало кто знает, цены невысокие — 15 рублей в час, последующие часы — 10 рублей (для сравнения: в Минске такая услуга стоит 35 рублей). Позже, когда начнется сезон, мы тоже несколько поднимем цены, — объясняют молодые люди, обосновавшиеся в курортном поселке на улице Песчаной, 2.
Несмотря на то что Нарочь критикует всяк мимо проходящий, найти квартиру на курорте в сезон или даже в самом его начале не так и просто. Такое ощущение, что сколько ни выброси предложений на рынок, все сметут. К примеру, в июле «однушки» обойдутся отпускникам в $15—20 в сутки. Сдают хозяева свои апартаменты не меньше чем на неделю (а лучше сразу на десять дней). И это квартиры без претензии с обычным или хорошим ремонтом.
Проживание в санатории по объективным причинам сильно дороже: тут тебя и полечат, и накормят. Сутки в здравнице стоят в среднем от 60 до 100 рублей на человека. И это в начале сезона. По окончании июня все санатории поднимут цены и будут забиты до отказа. Это чистая правда, а не маркетинговая уловка «остался только один номер».
В единственной на курорте гостинице тоже аншлаг: на вторую половину июля, когда белорусы особенно надеются на погоду, остались свободны только двухместные двухкомнатные номера. Сутки в них обойдутся в 102 рубля 12 копеек. Зато арендовать жилье можно хоть на день, хоть на пять — никаких условий, как с частниками.
Еще один вариант — агроусадьбы. Расположены они будут, как правило, заметно дальше от озера (сам курортный поселок в основном застроен малоэтажками), но в них, безусловно, есть своя прелесть.
Усадьба Андрея находится между трех озер: до рыбацкого Мястро — порядка 200 метров, до Белого — километра полтора, до собственно Нарочи — 350 метров. Выбирай любое, но хозяин признается, что гости предпочитают непопсовое и чистое Белое. Жилье мужчина сдает с 2012 года. Владения Андрея — это большой ухоженный участок площадью 25 соток, на котором стоит два дома. В одном мужчина живет с семьей, второй, рассчитанный на десять человек, сдает.
180 «квадратов», разделенные на большую гостиную с кухней на первом этаже и четыре спальни на втором, сдаются примерно за 360 рублей в сутки в выходные. В будни — дешевле, в разгар сезона — дороже. Для десяти человек сумма небольшая, но поди еще насобирай столько народа.
— Компании приезжают разные. Бывает, что большую усадьбу выбирают специально как место встречи людей, живущих в разных концах Беларуси или даже в разных странах: весь год не виделись, а сюда приехали и живут вместе неделю-другую. У каждого своя история. Само собой, есть постоянные гости, которые приезжают из года в год. Есть те, кто несколько раз в месяц появляется — в основном на выходных. То есть люди предпочли не покупать участок и строиться, а ездить. Тоже очень неплохой вариант.
Но вообще, по моим ощущениям, платежеспособность народа сильно упала. Даже россияне — и те любят Нарочь, но уже издалека. На мой «арендный» век, увы, не выпал тот момент, когда люди массово ехали сюда и сорили деньгами.
К слову, конкуренция среди агроусадеб довольно высокая. Только в наших Гатовичах есть еще усадеб семь. Но крайне важно, чтобы люди понимали, куда они едут. А то некоторые удивляются: ой, мухи, комары, муравьи, пляж не прямо за забором. Со временем уже по телефонному разговору чувствуешь человека, иной раз и отговариваешь его: не стоит ехать. А то ведь горожанин думает, что все будет как на Мальдивах, а приехав, разочаровывается. Нарочь — это особенный отдых, его надо понимать, чувствовать, — рассуждает мужчина.
Галина с супругом — малоизвестные среди нарочанцев землевладельцы. Рекламируют себя в основном через международные сервисы и ни на что не жалуются. В деревне Нарочь (не путать с курортным поселком Нарочь) у них усадьба, состоящая из двух домов и бани. Земли — 15 соток, также есть небольшой бассейн.
— Агрогородок Нарочь, курортный поселок Нарочь — люди нередко ошибаются и не сразу могут сориентироваться, где находятся, — рассказывает Галина. — Раньше, до переименования было проще: Кобыльник и Купа. Сдачей недвижимости в аренду мы занимаемся с 2010 года. Гости приезжают круглый год, но основной наплыв, конечно, в июле и августе.
В домике, который ближе к дороге, две комнаты. Он рассчитан на восемь человек (в каждой комнате по две двуспальные кровати). Второй — пятикомнатный, тут могут разместиться десять гостей. Хотя бывало и так, что, отмечая праздники, у нас останавливались сразу 25 человек. Все, что вы видите (особенно по дереву), сделано руками моего мужа — от идеи до воплощения.
Гости — самые разные. Есть даже две семьи, которые когда-то познакомились, снимая у нас домики, а теперь специально подгадывают свои отпуска так, чтобы арендовать «Нарочанскую хатку» и отдыхать вместе — каждый в своем доме.
Секрет регулярной загруженности апартаментов — цена. Целый дом сдается от 100 рублей в сутки — это если проживает не много человек. Если же гостей становится больше, то расчет идет из ориентира 30 рублей на человека в сутки. От агроусадьбы до большой воды порядка четырех с половиной километров. Так что без машины никак. Зато буквально за забором — территория одной из местных здравниц.
— В последнее время на отдых приезжают только белорусы. Иностранцы уже давно не появлялись, хотя раньше были. Кстати, некоторые гости просчитали: жить в агроусадьбе и ходить на процедуры в санаторий дешевле, чем купить путевку в здравницу. Именно из таких соображений одна семья жила у нас три недели. Плюс к этому во многих санаториях уже работают спа-центры, проводятся дискотеки, так что даже в непогоду есть чем себя занять. К тому же недалеко от нас есть конюшня, где предлагаются прогулки на лошадях, — отвечает на главный вопрос, чем занять себя в дождь, хозяйка агроусадьбы.
Эта агроусадьба еще не введена в строй. Галина с мужем заканчивают бумажный этап и очень надеются успеть захватить сезон-2019. Живописный участок «выглядел» супруг женщины еще лет десять назад и понял, что хочет построить здесь фазенду. Найти хозяев разваливающегося деревянного дома на холме было делом техники. С тех пор семья потихоньку строит новую усадьбу.
25 соток, большая терраса, беседка «для рок-фестивалей» и баня — это то, что видно снаружи. Внутри — большая гостиная с кухней и уютные спальни.
— На Нарочь люди приезжают в основном «сменить голову». Поэтому их жизнь должна быть максимально комфортной. Да, в этом доме четыре спальни на восемь человек, но от мысли сдавать их как номера мы отказались: зачем чужим людям встречаться на пусть и большой, но все-таки общей кухне?
Что касается цен, то супруги планируют ориентироваться на прайс «Нарочанской хатки»: говорят, если поставить больше, народ может не поехать, как бы ни были хороши условия. Тем более что до Нарочи километров семь, а до Белого озера — все 15. Зато под боком озера Кузьмичи и Мядельское.
Усадьба «Санта-Мария» — это олицетворение размаха девяностых, когда были большие деньги и было модно строить родовые гнезда на сотни «квадратов». Дом и все, что его окружает, возводилось на протяжении 14 лет. Глядя на усадьбу, невольно погружаешься в атмосферу сериалов тех лет: огромный участок, арочные окна — территория то ли Кэпвеллов, то ли богатой латиноамериканской семьи.
Ближайшие соседи агроусадьбы — цепочка санаториев за густым хвойным лесом. До набережной (диких пляжей) также недалеко. Несмотря на весь размах и десяток спальных мест, усадьба весьма доступна по цене — $20 по курсу с человека в сутки. Причем это актуально даже для тех случаев, когда отдыхать приедут всего двое.
В межсезонье и в будни поместье не пустует: хозяева живут в нем сами, поэтому все по-домашнему. И только на выходные, когда приезжают гости, владельцы переселяются в квартиру.
В этом сезоне Нарочь снова ринется в бой и снова постарается побить свои предыдущие рекорды. Львиную долю туристов возьмет на себя десяток санаториев (объективно одних из лучших в стране), остальные разбредутся по квартирам-коттеджам-кемпингам. До показателей Турции нам, конечно, еще далеко, но местные активисты считают, что отчаиваться не стоит: были бы погода и уверенность в завтрашнем дне, а еще чтобы никто не мешал. Все остальное люди сделают сами.
Квартиры возле озера:
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by