Столичный метрополитен пополняется новыми современными станциями: в ушедшем году их открылось сразу три. Но это далеко не предел. О том, как изменится в ближайшем будущем облик столичной подземки, рассказал «Минскому курьеру» главный инженер предприятия «Минскметропроект» Георгий Протасов.
По словам главного инженера предприятия «Минскметропроект» Георгия Протасова, на Московской линии когда-то планировали построить дополнительные станции: «Смоленскую» в северо-восточном направлении, а на юго-западном, за «Малиновкой», — «Щомыслицу». Что касается Автозаводской, за «Каменной Горкой» хотели построить станцию «Красный Бор», а в юго-восточном направлении — проложить движение до Шабанов.
— Однако такую работу пока не ведут, — заявил Георгий Протасов. — Метро развивается в соответствии с текущей градостроительной ситуацией и потребностями жителей. Подземка — высокоскоростной транспорт, который не должен ездить «в чистом поле». Поэтому городские власти принимают решение о возведении новых станций в местах с высокой пассажирской нагрузкой. Также застройку жилого массива могут вести параллельно с проектированием метро. Когда мы планировали «Грушевку», там располагались частный сектор и двухэтажные бараки, а сейчас это современный квартал столицы со всей необходимой инфраструктурой.
Георгий Протасов объяснил, что для полноценного функционирования третьей линии требовалось новое депо. Мест для строительства такого объекта в городе не так много, поэтому выбрали площадку в районе улицы Лейтенанта Кижеватова — недалеко от станции «Слуцкий Гостинец». Сейчас депо находится в высокой степени готовности, в ближайшее время его введут в эксплуатацию.
Что касается продления Зеленолужской ветки, то, по словам главного инженера, на повестке дня — участок от «Юбилейной площади» до будущей станции «Парк Дружбы народов» на площади Бангалор. Ведутся подготовительные работы, перекладка сетей, строительство котлованов и монтажно-щитовой камеры — сооружения, откуда стартует тоннелепроходческий комплекс.
— Кстати, соединительную ветку с перспективной четвертой линией тоже создадим сейчас — потом сделать это будет гораздо сложнее технически и дороже, — уточнил он. — На этом участке непростые инженерно-геологические условия: там высокий уровень грунтовых вод. Придется возводить водонепроницаемые стены котлованов и использовать строительное водопонижение, применять мощную гидроизоляцию. К слову, проходку почти всех тоннелей на участке осуществим ниже уровня грунтовых вод.
Четвертая линия, кольцевая, заложена в генплане развития метрополитена. По словам Георгия Протасова, в общей сложности она будет состоять из 17 станций. Эта подземная трасса будет эффективно работать вместе с транспортно-пересадочными узлами, которые на карте обозначены желтым цветом. Там планируется пересадка пассажиров на автобусы, троллейбусы или трамваи.
— Разумеется, построить 17 станций одновременно сложно и дорого, возведение будет поэтапным, — пояснил специалист. — Также предстоит создать депо (или даже два) для кольцевой. Сейчас ведется предпроектная проработка, где мы должны обосновать эффективность трассировки линии, количество станций с учетом прогнозируемого пассажиропотока. На открытии новых станций 30 декабря озвучили стоимость — 70 млн долларов за 1 км. Это, конечно, очень большая сумма, однако она все равно меньше, чем, например, в Москве. Отмечу, что цена зависит от многих условий строительства, но мы постоянно трудимся над тем, чтобы снизить затраты. К слову, возведение четвертой линии станет непростым. Потребуется построить много пересадочных станций — когда одна располагается под другой. На время проведения работ остановить движение на действующей линии часто бывает невозможно. Это сопряжено с большими трудностями — на поверхности сразу же возникают пробки, движение затрудняется. К тому же некоторые уже существующие станции придется переделывать в пересадочные, поскольку сейчас они для этого не предназначены, и предстоит искать оригинальные инженерные решения. Например, «Академия наук». Когда ее возводили, не думали о том, что станция может стать пересадочной. Соответственно, потребуется реконструировать ее без остановки движения поездов.
Главный инженер «Минскметропроекта» заявил, что идея добираться на метро до Национального аэропорта существует давно.
— В этом направлении коллеги из Института «Белжелдорпроект» проделали определенную работу, — говорит Георгий Протасов. — Вместе с ними мы разрабатывали проект реконструкции подземного пешеходного перехода на станции «Пролетарская» для выхода на платформу аэроэкспресса.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро