Конец десятых выдался непростым для покупателей недвижимости в Минске: именно в тот период сразу несколько компаний, выступавших подрядчиками на больших стройках и получавших расчет не деньгами, а «квадратами», решили улучшить свое финансовое положение за счет двойных продаж квартир. Одну и ту же жилплощадь оформляли на нескольких покупателей (не знавших до поры до времени о существовании друг друга) и преспокойно стимулировали таким образом свои «денежные потоки». В какой-то момент даже начало казаться, что с подрядчиками лучше вообще не связываться — обязательно прогоришь. Громкие скандалы закончились возбуждением уголовных дел. При этом некоторые схемы оказались настолько хитрыми и запутанными, что решение по ним было вынесено только сейчас.
Об этой истории читатели Onlíner узнали весной 2019 года, когда сразу несколько горожан поведали о своей беде. Проблемы, вылившиеся в потерю десятков тысяч долларов для каждого, начались с сотрудничества с ООО «Светлана» — достаточно известным поставщиком бетона, с 1993 года «заливавшим» раствором большие и малые стройки. За свои услуги «Светлана» получала от застройщиков квартиры — такой вот взаимозачет. Подобная форма расчетов действительно была (и есть) принята, в ней нет ничего исключительного.
И так как любому подрядчику нужны живые деньги, а не законсервированные метры, компания начала продавать «свои» квартиры всем желающим.
По такой схеме действительно смогли обзавестись жильем многие минчане. Без подстав и проблем. Но в какой-то момент отработанная система, о которой уже даже успела пойти «рекомендательная» молва, дала сбой. Замдиректора организации Светлана Сечко (семейный бизнес состоял из супруга-руководителя, жены-заместителя и сына-сотрудника) начала брать деньги за одну и ту же квартиру сразу с нескольких людей. Дальше — больше: «Светлана» стала «пристраивать» в платежеспособные руки даже те квартиры, которые ей не причитались.
Успешность продаж, которые организовала Светлана Сечко, зиждилась еще и на очень приятной цене квадратного метра. Если застройщики предлагали котлованы по $1100 по курсу, то подрядчик продавала метр за $850 или около того. Объяснялось все просто: нужны деньги здесь и сейчас. При этом компания даже была готова предоставить внутреннюю рассрочку на тот случай, если всей суммы в кошельке у покупателя не было.
Из сообщения Следственного комитета от 2019 года
«Под предлогом продажи строящихся квартир, а также получения денежных средств в долг под развитие производства, заведомо не намереваясь исполнять принятые на себя обязательства, завладела денежными средствами на сумму 3 900 000 рублей. Подозреваемая заключала договоры от своего имени, а также от имени ООО „Светлана“ и ООО „Стройсоюзиндустрия“. Уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 209 Уголовного кодекса (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). Уже установлено 40 эпизодов противоправной деятельности подозреваемой. Однако у следствия есть основания полагать, что пострадавших может быть больше».
В 2019 году, когда мы впервые рассказали о проблеме, было известно о 39 пострадавших. Что уже немало. Затем число тех, кто поверил Светлане Сечко и со спокойной душой отдал ей деньги, увеличилось до шести десятков с хвостиком. А сумма ущерба выросла до 5 миллионов рублей. Чувствуете масштабы?
Одним из тех, кто планировал обзавестись квартирой через подрядчика, оказался житель Смолевичей Сергей. Молодой человек говорит, что в его городе про «Светлану» и особую возможность обзавестись жильем в Минске, которую она предоставляет, знали буквально все. Да и как по-другому, если базировалась компания рядом — в агрогородке Слобода.
— Сосед построил через «Светлану» квартиру своей дочке, поэтому в честности такой сделки я не сомневался. Решил узнать, какие есть варианты и может ли мне что-то в перспективе подойти, — говорит Сергей. — Всей суммы у меня не было, но Светлана сказала, что это вовсе не проблема: мол, вноси то, что есть, остальное отдашь постепенно, как заработаешь. При этом она предложила мне вариант однушки на улице Восточной с ценой метра $1000 (хотя везде был по $1350 в эквиваленте).
Отказаться от такого предложения было невозможно. В ноябре 2015 года Сергей заключил с ООО «Светлана» договор. Через полгода у него в руках должны были оказаться ключи. Но уже перед сдачей дома стройка отчего-то заморозилась. Светлана предложила выход: перекинуть покупателя на другой объект. Молодой человек согласился: чего носом крутить, когда условия все равно выгодные. Но как только Сергей приезжал в офис, чтобы перезаключить договор на новую квартиру, планы менялись.
В итоге стороны сошлись на том, что Сергей станет обладателем двушки в «Маяке Минска». Причем за те же деньги, без доплат. Однако договор обновлен не был: адрес и метраж были озвучены только устно.
— Нехорошие слухи про то, что компания может уйти в банкротство, уже ходили. Но когда я спрашивал у Светланы, что происходит, она неизменно успокаивала: все в порядке, не надо разводить панику. К тому моменту я успел перечислить $43 000 по курсу за свою будущую квартиру. И думал, что вот-вот смогу переехать. В один из дней решил просто, без задней мысли подъехать в «Маяк» и посмотреть на свою недвижимость.
Поднялся в квартиру и вижу… что ее уже ремонтируют. Так и выяснилось, что «мое» жилье на самом деле принадлежит женщине, которая купила его напрямую у застройщика еще за восемь месяцев до того, как «Светлана» заключила со мной договор.
То есть к подрядчику эта квартира вообще никогда не имела никакого отношения, — описывает шокирующие обстоятельства Сергей.
$43 000 — не та сумма, которую можно простить и забыть. Но даже это не рекорд. Были среди пострадавших те, кто успел перечислить $73 000 и даже $90 000.
Следствие по делу длилось несколько лет. В результате в отношении супруга и сына Светланы Сечко уголовное дело было прекращено. В 2021-м «многотомник», наконец, был передан в суд. На скамье подсудимых женщина оказалась одна (и это до сих пор непонятно обманутым покупателям).
— Я был одним из тех, кто старался посещать если не все, то очень многие судебные заседания. Что можно сказать о поведении Светланы? Во время процесса она признавала свою вину, просила прощения за то, что так получилось, обещала со всеми рассчитаться. Говорят, даже плакала.
Приговор был ровно таким, как и запрашивал прокурор: 8 лет лишения свободы. Его вынесли вчера.
Теперь у Светланы есть определенное законом время, чтобы обжаловать приговор. И думаю, она это сделает: кто хочет провести 8 лет в заключении. Так что это еще не точка в нашем деле. А уж до решения вопроса с возвратом нам денег вообще непонятно, когда дойдет. Да, у нее арестовали несколько квартир, грузовые машины, еще что-то. Но общий ущерб — 5 000 000 рублей. Таким добром его не покроешь. Будет большой удачей, если из моих $43 000 вернется хотя бы десять, — не видит поводов для оптимизма молодой человек.
Правда, существует в этом мире еще один актив, способный существенно продвинуть вопрос выплаты денег пострадавшим. Это свинокомплекс в российском поселке Березовка Кондопожского района, который в 2021 году «учредил» и возглавил сын Светланы, Сергей Сечко (об этом приобретении мы рассказывали полтора года назад). Покупка обошлась инвестору в $1 000 000. Актив был арестован (с санкции заместителя генпрокурора Республики Беларусь) «с целью установления обстоятельств совершения указанной сделки, в том числе источника происхождения денежных средств, за которые приобретен данный свинокомплекс».
Миллион (а теперь, может, даже и больше) очень пригодился бы белорусским пострадавшим, оставшимся без денег и квартир. Но пока неясно, выйдет ли из этого что-то дельное.
Onlíner продолжит следить за развитием ситуации.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро