Миллионы жителей Великобритании живут футболом. Для многих из них это больше, чем просто спорт, повод раз или два в неделю встретиться с друзьями и выпустить эмоции на свободу. К сожалению, в истории британского увлечения этой игрой есть и черные страницы. Трагедия, случившаяся в одну весеннюю субботу 1989 года, уже почти 35 лет не дает покоя родственникам погибших, фанатам, журналистам и местным политикам. 15 апреля жертвами давки на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» стали 97 человек, болельщиков футбольного клуба «Ливерпуль». Первоначально власти с использованием бульварной прессы обвинили в произошедшем самих погибших, назвав их смерть «случайной». На установление истины понадобились долгие годы.
У многих болельщиков «Ливерпуля», прибывших на автомобилях, автобусах и поездах в Шеффилд, расположенный в сотне километров от родного города, наверняка возникло ощущение дежавю. Почти за год до этого дня, 9 апреля 1988 года, их любимый клуб играл на том же стадионе «Хиллсборо», также в полуфинале Кубка Англии и вновь-таки с командой «Ноттингем Форрест». Тот матч «Ливерпуль», доминировавший в британском футболе в 1980-е, выиграл, но в итоге все-таки упустил трофей. Вторая подряд попытка попасть в финал должна была, конечно, закончиться очередным триумфом.
«Хиллсборо» для обоих клубов был нейтральной ареной, как это и было принято на данном этапе турнира. Стадион, построенный еще в конце XIX века, был заслуженным, но давно морально и физически устаревшим. К тому же только в 1980-е годы на его трибунах была зафиксирована серия инцидентов, как стало ясно позднее, лишь чудом не приведших к трагедиям. В 1981-м во время еще одного полуфинала Кубка Англии в результате давки 39 человек получили травмы различной степени тяжести. Переполненные трибуны фиксировались и на аналогичных матчах 1987 и 1988 годов. «Ливерпуль» просил Футбольную ассоциацию перенести матч апреля 1989 года на другую арену, однако ему в этой просьбе было отказано.
Сейчас в Великобритании поход на футбольный матч (по крайней мере, в верхних дивизионах) считается семейным, довольно респектабельным развлечением. В 1980-е годы дело обстояло совсем иначе. Этот вид спорта уже прочно ассоциировался с хулиганством, постоянными столкновениями фанатских группировок, высоким уровнем насилия, в том числе и против полицейских.
Даже стадионы были устроены иначе. Практически на каждом из них, даже в топовой лиге английского чемпионата, имелись стоячие трибуны, причем для противодействия возможным стычкам они были поделены на мелкие сектора и разделены высокими барьерами. Трудно преодолимая решетка отделяла зрителей и от футбольного поля. Фактически фанаты находились в клетке, где были только один вход и выход. Соответствующим было и отношение к ним со стороны правоохранителей, видевших в болельщиках лишь потенциальных нарушителей порядка.
Матч должен был начаться в 15:00 по местному времени. Болельщиков обоих клубов, естественно, разделили. Помимо прочих для «Ливерпуля» выделили и западную трибуну «Леппингз Лейн», к состоянию которой и были основные претензии. При этом планировка арены и принятые правила сегрегации фанатов одной команды от другой привели к тому, что все ливерпульцы проходили на свои места через один вход. В итоге сотрудники «Хиллсборо» перестали справляться с наплывом гостей, и к моменту начала игры перед турникетами «Леппингз Лейн» скопилась плотная толпа из примерно 5 тысяч зрителей.
Для решения проблемы «бутылочного горлышка» суперинтендант полиции Южного Йоркшира Дэвид Дакенфилд, человек, ответственный за безопасность полуфинала, около 15:00 приказал открыть ворота стадиона и пропускать болельщиков без проверки билетов. Фанаты хлынули на стадион, в том числе и на уже переполненную трибуну «Леппингз Лейн». Бесконечный поток прижал зрителей, находившихся в первых рядах, к решеткам, с трех сторон окружавшим сектора, и друг к другу.
Матч остановили на шестой минуте, когда суть происходящего стала осознаваться организаторами игры. Несчастные зрители пытались выбраться из западни, перелезть через заборы, но у многих из них не было и такой возможности — слишком плотной была толпа внутри. Тем более что в первые минуты полиция воспринимала поведение болельщиков как их желание прорваться из хулиганских побуждений на поле. Масштабы трагедии потрясли. В результате многочисленных переломов, компрессионной асфиксии на месте погибли 82 человека. Еще 15 умерли в больницах — большинство вскоре, но отдельные жертвы сначала целые годы пролежали в коме. Сейчас считается, что в общей сложности в давке на «Хиллсборо» умерло 97 болельщиков «Ливерпуля», самому младшему из которых было 10 лет. Еще несколько пострадавших впоследствии покончили с собой, попали в психиатрические лечебницы, страдали от различных зависимостей, и можно только предполагать, какую роль в такой их судьбе сыграла трагедия.
Через четыре дня в издании The Sun был опубликован большой материал под громким названием Truth — «Правда». В нем болельщиков обвинили в том, что в своей гибели они, по сути, виноваты сами. По версии газеты, фанаты находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, мешали работе полицейских и спасателей, мародерствовали, воруя вещи своих погибших товарищей, избивали правоохранителей, не давая им оказывать помощь жертвам давки. Потребовалась работа сразу нескольких комиссий, подготовка многостраничных отчетов, чтобы наконец-то это позорное клеймо было с погибших и их соратников снято.
Лишь в 2012 году независимая комиссия, возглавляемая ливерпульским епископом Джеймсом Джонсом, представила финальный документ, содержащий итоги длительного расследования. Согласно данным комиссии, статья в The Sun стала результатом целенаправленной стратегии, призванной переложить вину за произошедшее на болельщиков «Ливерпуля». Их дискредитация была попыткой переключить внимание общественности с допущенных организаторами матча просчетов. Как оказалось, у трибуны «Леппингз Лейн» не было необходимого сертификата безопасности, доступ болельщиков на стадион велся с нарушениями. Не лучшим образом вели себя все службы и после начала давки. Доклад комиссии Джонса вызвал в Великобритании и политический скандал, вновь сделав трагедию на «Хиллсборо» центром общественного внимания. Премьер Дэвид Кэмерон от лица Кабинета министров и всей страны принес семьям погибших официальные извинения. Справедливость восторжествовала, пусть последующие судебные процессы и не привели к сколь-нибудь существенному наказанию для конкретных виновников трагедии. Все ограничилось порицанием общественности.
Однако давка в Шеффилде в конечном счете привела к полной трансформации британских футбольных стадионов. Постепенно все они были реконструированы. Стоячие трибуны, по крайней мере в высших лигах первенств страны, исчезли как класс. Арены стали исключительно сидячими. Исчезли заборы и решетки. Под современные требования безопасности были адаптированы входы и выходы, потенциальные маршруты экстренной эвакуации болельщиков. Остается лишь в очередной раз пожалеть, что для принятия всех этих очевидных сейчас мер потребовалась катастрофа подобных масштабов.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by