Трос оборвался, и кабина полетела вниз. Самые крупные ЧП на канатных дорогах

18 января 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Трос оборвался, и кабина полетела вниз. Самые крупные ЧП на канатных дорогах

Источник: Валерий Волатович

Почти 25 лет назад, 3 февраля 1998 года, произошла техногенная катастрофа, серьезно испортившая отношения между США и Италией. Пролетая по долине у альпийского горнолыжного курорта Кавалезе, американский военный самолет EA-6B Prowler Корпуса морской пехоты задел своим крылом трос канатной дороги, связывавшей город с одной из местных вершин. В результате падения кабины с высоты более 80 метров погибли 20 человек, находившихся внутри. Эта трагедия стала далеко не первой на данном виде транспорта. Более того, различного рода чрезвычайные происшествия, в том числе с человеческими жертвами, продолжают случаться на канатках с неприятной регулярностью. Onlíner выбрал пятерку самых одиозных.

Кавалезе, 1998 год

Канатные дороги — привычный атрибут для плотно освоенной человеком горной местности. Подвешенные к натянутым между опорами тросам кабинки разной вместимости или даже просто открытые кресла на несколько человек позволяют быстро преодолевать резкие перепады рельефа. В каких-то случаях такие системы служат важным общественным транспортом (как, например, в грузинской Чиатуре), где-то носят рекреационный характер. Чаще всего их можно найти на горнолыжных курортах. Итальянский городок Кавалезе, расположенный в Доломитовых Альпах на северо-востоке страны, исключением, конечно, не был. Одна из местных канаток поднимала туристов на популярную у горнолыжников вершину Чермис.

3 февраля 1998 года в 15:13 по местному времени именно на этой дороге разыгралась трагедия. Выполнявший тренировочный полет на сверхнизкой высоте палубный Grumman EA-6 Prowler, предназначенный для радиоэлектронной борьбы и разведки, просто перерезал своим правым крылом один из кабелей, по которым двигались гондолы с людьми. Выживших при падении кабинки не было. Погибли все 19 пассажиров и один машинист, находившиеся на ее борту.

Обстоятельства катастрофы были совсем нетиповыми, но дополнительного скандального налета, нанесшего значительный ущерб итальяно-американским отношениям, добавили расследование причин происшествия и наказание (точнее, его фактическое отсутствие) виновных. Как выяснилось, на карты, которыми пользовались пилоты самолета, давно существующая канатная дорога была просто не нанесена. Впрочем, смягчающим вину фактором это явно не было, ведь летчики не имели права опускаться на высоту ниже 610 метров над уровнем моря, тогда как перерезанный трос находился на уровне 110 метров. Кроме этого, скорость EA-6B Prowler превышала разрешенную. Ребяческое решение поразвлекаться привело к гибели двух десятков людей.

Однако особенное возмущение итальянцев вызвало фактическое оправдание пилотов американским военным судом. Их лишь выгнали из морской пехоты, но за уничтожение пленки видеорегистратора, находившегося на борту, а вовсе не из-за большого количества жертв. Президент США Клинтон принес официальные извинения родственникам погибших, им была выплачена финансовая компенсация, но вряд ли это стало утешением для людей, потерявших своих родных и близких.

Кавалезе, 1976 год

Поразительнее всего то, что трагедия 1998 года была уже вторым крупным инцидентом такого рода на канатной дороге, ведшей на гору Чермис. Двадцатью двумя годами ранее здесь же случилась другая катастрофа, ставшая рекордной по количеству жертв на этом виде транспорта. 3 марта 1976 года в результате обрыва все того же стального троса переполненная туристами гондола, спускавшаяся в долину, упала с 60-метровой высоты, после чего ее пару сотен метров протащило по склону. Погибло 43 человека, но в данном случае была и одна выжившая — 14-летняя жительница Милана Алессандра Пьовесана.

Многие из находившихся в кабинке умерли не от травм, полученных в результате падения. Вместе с гондолой упала и трехтонная тележка, к которой та крепилась. Именно она разрушила конструкцию вагончика. Алессандре повезло оказаться в той его части, которая осталась относительно целой. «Все продолжалось три или четыре секунды, — вспоминала девушка. — Четыре секунды — это мгновение, но они показались вечностью. Я думала, что умру. После удара о землю все вокруг перестали кричать, я слышала только свой голос. Затем я потеряла сознание».

Как показало расследование, в результате перехлеста стационарного и движущегося тросов в условиях сильного ветра один перерезал другой. При этом автоматический тормоз, который должен был остановить кабинку в данной ситуации, оказался сознательно отключен. Оператор канатной дороги хотел уменьшить поездку на ней с 6,5 до 5,5 минуты, чтобы сократить время ожидания пассажиров в очереди на посадку. Тормоз в условиях выросших скоростей мешал реализации данного решения. К тому же находившийся внутри гондолы машинист был сезонным сотрудником, не обладавшим нужной квалификацией для действий в условиях подобного форс-мажора.

Из-за отключенной системы безопасности кабинка продолжила движение даже при перехлестнувшихся тросах. Активное трение спустя несколько секунд привело к обрыву кабеля. Четверо сотрудников компании, управлявшей канаткой, после длительного судебного процесса были признаны виновными и получили различные сроки тюремного заключения.

Тбилиси, 1990 год

Аварии на канатных дорогах далеко не всегда происходят на горнолыжных курортах. В столице тогда еще Грузинской ССР существовала транспортная система, связывавшая центральный в городе проспект Руставели с горой Мтацминда, одним из самых популярных мест отдыха тбилисцев. Расположенный там парк с озером, обзорные площадки, с которых открывается прекрасный вид на лежащий в долине Куры город, постоянно привлекают тысячи гостей, и жаркий день 1 июня 1990 года ничем в этом смысле не отличался.

Примерно в 15:15 по местному времени произошел обрыв тягового троса. Спускающаяся кабина находилась уже у нижней опорной башни. В результате ее столкновения со стеной нижней станции погибло 4 человека. Поднимающаяся же кабина, уже подъезжавшая к верхней опоре, пострадала значительно сильнее. Стремительно набирая скорость, она покатилась вниз и в районе нижней башни оторвалась и упала с 20-метровой высоты на крышу шестиэтажного здания внизу. Жертвами стали 20 человек, находившихся внутри.

Точная причина обрыва троса так и не была установлена. Скорее всего, ключевым фактором в трагедии стала проведенная в 1988 году реконструкция канатки, в результате которой вместо трех опор на дороге были оставлены лишь две. Кроме этого, прежние кабинки местного производства были заменены итальянскими — бывшими в употреблении, но более вместительными.

1 июня 1990 года праздновался День защиты детей, и вагончики были как никогда переполнены. При номинальной вместимости в 40 человек, в одной находилось 46, а в другой — 47 пассажиров. Как и в случае с трагедией 1976 года в Кавалезе, аварийная тормозная система, которая при ЧП должна была экстренно остановить кабины, оказалась отключена. Ее периодические срабатывания вызывали дополнительные неудобства у персонала дороги, который ради собственного комфорта подвергал жизни горожан дополнительному риску.

Сент-Этьен-ан-Деволюи, 1999 год

Как и итальянский Кавалезе, французский Сент-Этьен-ан-Деволюи — популярный альпийский горнолыжный курорт. Здесь также есть своя система подъемников, однако спустя год после инцидента с американским самолетом в Доломитовых Альпах в новостные сводки угодила вовсе не туристская канатка. Кроме отелей и жилых комплексов в горной долине и лыжных трасс различной сложности на склонах, здесь, на плато плоской вершины Пик-де-Бюр, находился и научный объект — один из крупнейших в мире радиотелескопов. Объединенные в комплекс антенны диаметром 15 метров искали разгадки тайн Вселенной, а для удобства их обслуживания и интерпретации полученных данных была построена служебная канатная дорога, пользоваться которой могли лишь сотрудники обсерватории.

Рано утром 1 июля 1999 года в единственную кабину канатки погрузилось 20 человек персонала, работавшего на объектах телескопа: научные сотрудники, техники, строители. Вскоре после отправления, в 7:15 утра, кабина упала на скальный склон, расположенный 80 метрами ниже, и полностью разрушилась. Погибли все находившиеся внутри.

Как и в предыдущих случаях, тормозная система была отключена еще в 1986 году, когда производилось капитальное техническое обслуживание транспортной системы. Тринадцать лет сотрудникам обсерватории «везло», но летом 1999-го трагедия все-таки случилась. Любопытно, что, как и в Тбилиси, первоначальная причина обрыва тросов так и не была установлена. При этом в данном случае перегрузки гондолы не было.

По решению суда виновниками катастрофы были объявлены технические сотрудники, обслуживавшие канатную дорогу, а также директор обсерватории, но наказание им было назначено символическое. Никаких тюремных сроков, лишь запрет на 30 месяцев заниматься этим видом деятельности и относительно скромные штрафы в €10—15 тысяч.

Моттароне, 2021 год

К сожалению, как показывает практика, некоторые сотрудники канатных дорог не понимают опасности этого вида транспорта и совершенно игнорируют чужие ошибки. В большинстве случаев подобные катастрофы происходят из-за обрыва по той или иной причине тросов, по которым двигаются кабины с людьми. При этом автоматические тормозные системы, предназначенные для чрезвычайных ситуаций, оказываются отключены. Поэтому, увы, трагедии такого рода продолжают происходить.

В мае 2021 года очередное ЧП случилось на канатной дороге, проложенной между итальянским городом Стреза и вершиной горы Моттароне в Альпах. Расследование инцидента еще продолжается, но паттерн совершенно тот же: лопнувший по какой-то пока неустановленной причине тяговый трос, выключенные тормоза, набирающая скорость и в какой-то момент отрывающаяся от троса кабинка, падение, жертвы.

В данном случае, из-за по-прежнему действовавших коронавирусных ограничений, пассажиров внутри гондолы было относительно немного, количество жертв составило 14 человек. На вопросы следователей о причинах отключения тормозной системы сотрудники оператора канатной дороги рассказали о ее многократных «ложных» срабатываниях, что приводило к частым перебоям в работе транспортной системы. Возможно, определенную роль сыграл и ее довольно длительный простой из-за периодически вводимых в Италии локдаунов. По крайней мере, специалисты утверждают, что трос мог просто проржаветь из-за того, что им долго не пользовались.

Пренебрежение техникой безопасности и установленными правилами в очередной раз привело к гибели людей, абсолютно в этом не виноватых. Этот момент попал на видео камер наблюдения, которое, возможно, станет дополнительным напоминанием для сотрудников канатных дорог о важности исполнения своих обязанностей.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by