«День, в который мы умрем»: как пожар в ночном клубе привел к отставке правительства и грандиозному коррупционному скандалу

09 июня 2021 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia

«День, в который мы умрем»: как пожар в ночном клубе привел к отставке правительства и грандиозному коррупционному скандалу

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia

Эту историю у нас знают значительно хуже, чем практически аналогичную трагедию 2009 года в российской Перми. Пожар в клубе «Хромая лошадь» унес гораздо больше человеческих жизней, да и новости из пределов восточного соседа традиционно освещаются СМИ куда подробнее. Тем не менее катастрофа, произошедшая в октябре 2015 года в Бухаресте, по своим последствиям оказалась куда масштабнее случившегося в «Хромой лошади». Почему пожар в ночном клубе «Коллектив» привел к уличным протестам и стремительной отставке всего правительства Румынии? И как гибель 64 человек оказалась связана с коррупцией в Министерстве здравоохранения страны?

Бесплатный концерт

Статистика такова:

  • 2003 — клуб Station, Вест Уорвик, Род-Айленд, США (погибло 100 человек);
  • 2004 — клуб República Cromañón, Буэнос-Айрес, Аргентина (погибло 194 человека);
  • 2008 — клуб Wuwang, Шэньчжэнь, КНР (погибло 43 человека);
  • 2009 — клуб Santika, Бангкок, Таиланд (погибло 66 человек);
  • 2009 — клуб «Хромая лошадь», Пермь, Россия (погибло 156 человек);
  • 2013 — клуб Kiss, Санта-Мария, Бразилия (погибло 245 человек).

Трагедия в бухарестском клубе Colectiv, увы, была лишь очередной в длинном ряду катастрофических пожаров в ночных заведениях, жертвами которых становились десятки, а порой и сотни человек.

Алгоритм развития событий в каждом из этих случаев был примерно одинаковым. На концертной площадке, чаще всего плохо приспособленной для проведения массового мероприятия, организуется именно оно. Рок-концерт, студенческая вечеринка или празднование Нового года — это в данном случае не имеет значения. В какой-то момент применяется пиротехника, и от ее искр возгорается (в большинстве случаев) звукоизолирующая пена, которой покрыты потолок и стены клуба. Материал, естественно, крайне горючий и при этом токсичный. Пожар стремительно распространяется по помещению, среди посетителей возникает паника, все бегут к выходу, который, разумеется, узкий и всего один. Черный выход труднодоступен, обычно просто закрыт. Давка. Многочисленные задохнувшиеся жертвы в день трагедии, еще десятки и десятки погибших в следующие дни и недели от ожогов и отравления продуктами горения.

Случившееся в Бухаресте, в общем и целом, полностью укладывается в приведенную выше схему. Клуб «Коллектив» располагался в одном из корпусов бывшей фабрики Pionierul, некогда гиганта румынской обувной промышленности. Как обычно в данной отрасли, предприятие, выйдя из плановой экономики, не выдержало конкуренции с более дешевой азиатской продукцией и закрылось, а ее площади были приспособлены под самые разнообразные функции, в том числе и развлекательные. К моменту трагедии «Коллектив» работал на этом месте около двух с половиной лет.

Вечером 30 октября 2015 года в заведении планировался концерт местной, бухарестской металкор-группы Goodbye to Gravity, приуроченный к выходу ее нового альбома Mantras of War. Мероприятие предполагалось бесплатное, и несмотря на то, что музыканты анонсировали его в своем Facebook лишь днем ранее, к девяти часам вечера в подвале площадью около 400 кв. м, который и занимал клуб, скопилось около полутысячи человек.

Группа успела отыграть около полутора часов своей программы, когда и произошла катастрофа. В 22:30 во время исполнения песни «День, в который мы умрем» включилась пиротехника, ну а дальше все случилось по уже неоднократно повторявшемуся сценарию. От искр воспламенилась звукоизоляционная пена. Сначала посетители решили, что все так и задумано, но солист группы Андрей Галут произнес со сцены: «Здесь что-то горит… Это не часть шоу». Закрытый черный ход, наличие одного огнетушителя, быстро распространяющийся огонь, паника, давка, узкий выход. Люди, многим из которых предстояло умереть, снимали происходящее на мобильные телефоны. Это страшные кадры, которые не стоит смотреть впечатлительным людям.

Через несколько часов спасатели насчитали 26 трупов, включая двух гитаристов Goodbye to Gravity, но, как оказалось, это было лишь начало трагедии.

Что было дальше

Из примерно 500 человек, находившихся в «Коллективе», госпитализация потребовалась 146 людям. Их распределили по 12 бухарестским больницам. А дальше началось что-то непонятное. Каждый следующий день люди стали умирать в госпиталях, и число жертв все увеличивалось. «Черной субботой» назвали 7 ноября, когда скончалось сразу 9 посетителей «Коллектива». В конце концов уже на больничных койках погибло 38 человек. Среди них были и ударник с бас-гитаристом Goodbye to Gravity. Из всего состава группы выжил лишь солист Андрей Галут, получивший ожоги 45% тела.

Общее количество жертв в итоге достигло 64 человек. Это был самый смертоносный пожар в истории Румынии.

Проведенное расследование (как обычно в таких ситуациях — постфактум) констатировало вопиющие нарушения всех возможных правил. В клубе, рассчитанном на 80 человек, находилось в шесть раз больше посетителей и работников. В «Коллективе» не было достаточного количества огнетушителей (точнее, был всего один) и отсутствовала система автоматического пожаротушения. Черный выход был закрыт, и открыть его смогли лишь спасатели, когда по большому счету было уже поздно. Главный выход был закрыт наполовину, и паникующие люди выломали его своими телами. Ну а не обработанная никакими составами легковоспламеняющаяся звукоизоляционная пена и подписала многим присутствующим приговор.

Примечательно, что свое последнее выступление солист Goodbye to Gravity Андрей Галут начал с пламенной речи: «К черту (Галут использовал более жесткое выражение. — Прим. Onliner) всю это проклятую коррупцию. Она была здесь (в Румынии. — Прим. Onliner) с момента нашего появления на свет».

Надо сказать, что в румынском обществе к тому времени уже было достаточно сильное разочарование сложившейся политической системой. Постоянная чехарда правительств, партийная борьба, сопровождавшаяся взаимными обвинениями во всех возможных преступлениях, коррупция, пронизавшая страну от столичной верхушки до провинциальных окраин, способствовали накоплению усталости среди широких народных масс. На этом фоне трагедия, произошедшая в «Коллективе», стала тем финальным триггером, спровоцировавшим перерастание тлевшего недовольства в активную стадию. Тем более что эта катастрофа была прямым следствием порочности сложившейся в Румынии системы.

Арест или допросы непосредственных виновников случившегося, владельцев клуба, инспекторов пожарной безопасности, руководителя соответствующего района города, специалистов компании, поставлявшей пиротехнику, не сняли накопившегося напряжения. Уже 3 ноября, после начала активной гибели людей в больницах, на улицы Бухареста вышли десятки тысяч человек. Они заняли несколько важных городских площадей с государственными учреждениями и потребовали отставки правительства Виктора Понты. К демонстрациям в столице присоединились и крупнейшие провинциальные города. На следующий день кабинет Понты выполнил требования и оказался уволен. Впрочем, ситуация у него была и так шаткая, а падение было лишь вопросом времени.

Коррупционный скандал

В мае 2016 года, спустя полгода после пожара в «Коллективе», в главном спортивном издании Румынии Gazeta Sporturilor вышла первая серия большого журналистского расследования главного редактора Каталина Толонтана. В ней (и в последующих эпизодах) вскрывались вопиющие факты коррупции, пронизавшей систему здравоохранения страны. Поводом для расследования стала как раз трагедия в ночном клубе и главным образом количество жертв, умерших уже в больницах.

Как выяснилось, среди 38 выживших непосредственно при пожаре, но погибших впоследствии, оказались не только люди, чьи ожоги (или отравление продуктами горения) были несовместимы с жизнью. От полутора до двух десятков человек умерло от бактериальных инфекций, хотя их состояние до этого вполне поддавалось лечению.

На журналиста Толонтана вышел сначала один, а затем и еще несколько инсайдеров, работающих в румынских больницах. Оказалось, что дезинфекционные средства в госпиталях, где лечили жертв пожара, были разбавлены, то есть представляли собой бесполезные жидкости. В одних средствах концентрация дезинфицирующих ингредиентов была искусственно снижена до 1% (вместо положенных 12%), в других и вовсе до 0,01% вместо нужных 25%. Поставщиком этих препаратов (всего 39 наименований) была компания Hexi Pharma известного в Румынии бизнесмена Дана Кондреа.

Согласно материалам расследования, именно разбавленная продукция Hexi Pharma стала причиной столь многочисленных смертей от бактериальных инфекций. Их можно было предотвратить, тем самым существенно снизив число жертв пожара. Покупка этих средств Hexi Pharma, взятки и откаты стали лишь одним из элементов коррупции в румынском здравоохранении — системы, в которой врач воспринимался не как герой, давший клятву Гиппократа, а как бизнесмен, занявший откупную должность, основной задачей на которой было зарабатывание денег.

В расследованиях Gazeta Sporturilor и основанном на них документальном фильме «Коллектив», недавно вышедшем на экраны и получившим сразу две номинации на «Оскар», показывается полное безразличие врачей, с легким сердцем допускавших заражения тяжелых ран пострадавших в трагедии. Те инсайдеры, которые согласились дать интервью на камеру, рассказывают, что созданная система пыталась спрятать «необязательные» жертвы катастрофы. Заразившись внутрибольничной инфекцией, они в условиях ослабленного иммунитета зачастую теряли всякие шансы на выживание.

Первая серия расследования Каталина Толонтана вышла в начале мая 2016 года. Уже 6 мая своей должности лишился министр здравоохранения страны, а 22 мая в загадочном ДТП погиб Дана Кондреа, главный отрицательный герой этой истории. В полиции сочли, что он врезался на своем Porsche в дерево, решив покончить с собой. Многие представители общественности посчитали это убийством в попытке замести следы.

Журналист Каталин Толонтан (справа)

Как бы то ни было, несмотря на ряд заведенных уголовных дел, в конечном счете система оказалась сильнее. Расследование Gazeta Sporturilor привело лишь к косметическим изменениям, но все же количество смертей от внутрибольничных инфекций в стране существенно снизилось. Новую волну внимания к этой проблематике поднял выход документального фильма «Коллектив», но он пришелся на время пандемии, когда внимание публики оказалось отвлечено более насущными проблемами в области здравоохранения.

Отдельно стоит отметить ту роль, которую сыграла в расследовании всей истории именно спортивная газета. На крайне поляризованном рынке СМИ Румынии, где каждое крупное издание или телеканал строго аффилированы с государством, олигархом или какой-либо политической партией, чуть ли не единственным СМИ, вызывающим всеобщее доверие, осталась именно спортивная газета. Издание Gazeta Sporturilor уже неоднократно маскировало громкие политические расследования масштаба всей страны среди репортажей о футбольных матчах, что позволяло привлечь к резонансным материалам широкое общественное внимание и подтолкнуть к отставкам или даже посадкам ответственных лиц. Иногда рецепты журналистского успеха кроются и в столь оригинальных подходах.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by