В США произошло самое тяжелое железнодорожное крушение за последнее время. К каким последствиям оно может привести?

02 марта 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

В США произошло самое тяжелое железнодорожное крушение за последнее время. К каким последствиям оно может привести?

Источник: Валерий Волатович

Местные жители и некоторые эксперты называют эту аварию не иначе как американским Чернобылем или даже вторым Перл-Харбором. С одной стороны, такие сравнения выглядят преувеличенными, ведь непосредственно при сходе с рельс поезда в штате Огайо рядом с городком Ист-Палестайн, произошедшем 3 февраля, никто не пострадал. Однако в нескольких цистернах грандиозного состава длиной почти в 3 км находились крайне вредные вещества, и последствия их попадания в атмосферу, землю и воду пока выглядят малопредсказуемыми. Между тем спустя почти месяц стало ясно, что в США случившееся стало инструментом политической борьбы и продемонстрировало серьезные изъяны в отношениях государства и транспортных гигантов. И все это происходит на фоне продолжающихся жалоб жителей Ист-Палестайна на собственное здоровье.

Огненное зарево

Произошедшее вечером 3 февраля 2023 года в Ист-Палестайне, расположенном на самой границе американских штатов Огайо и Пенсильвания, далеко не сразу привлекло внимание общенациональных и тем более международных СМИ. В конце концов, в сходе с рельс поезда в США нет ничего необычного. Ежегодно, согласно официальной статистике Министерства транспорта, в стране случаются около 1000 инцидентов такого рода, бóльшая часть которых остается незамеченной на федеральном уровне. Однако уже 6 февраля в ленты новостных агентств начинают попадать сделанные в безвестном прежде городке фотографии. Они действительно выглядят апокалиптично.

Над типичными домами американского Хартленда стоят густые клубы черного дыма, подсвеченного снизу оранжевыми всполохами пламени.

С тех пор маховик медийного внимания к возникшей в Огайо ситуации начинает раскручиваться и достигает пика спустя три недели после аварии, когда на ее место прибывают бывший президент США Дональд Трамп и высокопоставленный чиновник администрации нынешнего главы страны — министр транспорта Пит Буттиджич. В Ист-Палестайн приезжают десятки съемочных групп, обстановка в городке становится важной темой всех новостных выпусков и бесконечного числа политических и околополитических программ и ток-шоу.

Такие города, как Ист-Палестайн, попадают под столь пристальное внимание журналистов, увы, практически всегда лишь в том случае, когда в них случается какое-нибудь неприятное происшествие. Формально у этого населенного пункта с 5-тысячным населением даже нет городского статуса. В 2011 году он юридически деградировал в деревню, хотя даже в куда лучшие времена там жило ненамного больше людей. Сейчас Ист-Палестайн — типичная американская глубинка, где все всех знают. Полторы улицы с несколькими магазинами, ресторанами и прочей базовой инфраструктурой, заправки, похожие друг на друга кварталы частных домов.

Мало работы, экономическая депрессия, воспоминания о славном прошлом, уверенное голосование на любых выборах за республиканских кандидатов.

Прямо через центр Ист-Палестайна проходит железная дорога — часть транспортного коридора, связывающего промышленные центры Пенсильвании на востоке страны с Чикаго и окружающими его городами. Дорога двухпутная, что в США встречается достаточно редко и иллюстрирует активность использования магистрали для перевозок. Вечером 3 февраля 2023 года очередной из составов уже практически проехал город, но в 20:55 на восточной окраине Ист-Палестайна случается ЧП. С рельсов сходят около 50 вагонов, примерно треть всего традиционно циклопического по своей длине грузового поезда.

Двумя днями ранее этот поезд, принадлежащий компании Norfolk Southern, выехал из города Мэдисон, штат Иллинойс, в Конвей, штат Пенсильвания. В составе было 3 локомотива, 141 груженый и 9 порожних вагонов. Все это хозяйство весом в 18 тыс. тонн, растянувшееся на 2,8 км, обслуживала бригада из всего трех человек — машиниста, проводника и его помощника-стажера. Груз сборный, в основном стандартные морские контейнеры, но было и 20 цистерн с химией — винилхлоридом, изобутиленом, этиленгликолем, этилгексилакрилатом. По названиям понятно, что ничего хорошего для здоровья эти вещества не представляют.

Ист-Палестайну не повезло.

С рельсов сошло в том числе 11 высокотоксичных цистерн. При сходе начался пожар, на место оперативно прибыли около 70 экипажей специальных служб. Помимо собственно тушения огня началась и установка специальных заграждений, которые должны были воспрепятствовать распространению вредных химикатов. Однако ключевое для всей этой истории событие происходит лишь 6 февраля.

Убийственный винилхлорид

За три прошедших после аварии дня пожар полностью потушить не удается. Более того, специалисты фиксируют нарушение герметичности одной из цистерн, что чревато детонацией сначала ее содержимого, а затем и цистерн, разбросанных вокруг. Чтобы предотвратить непредсказуемое развитие событий, принимается решение о «контролируемом дожигании» химикатов. Для этого спасатели и представители федерального Агентства по охране окружающей среды, работающие на месте ЧП, выкапывают специальную траншею, куда сливается содержимое подозрительных цистерн. Далее все это поджигается.

Взрыв, огонь и жуткие столбы дыма фиксируют операторы и фоторепортеры, уже работающие в Ист-Палестайне.

За день до «контролируемого дожигания» губернатор Огайо Майк Деуайн подписывает распоряжение о принудительной эвакуации всех жителей населенного пункта, чьи дома расположены в радиусе мили (1,6 км) от места аварии. Назад им разрешают вернуться 9 февраля, при этом власти штата и представители федеральных агентств утверждают, что опасность миновала, а состав атмосферы и воды находятся в пределах нормы. Днем ранее по железной дороге возобновляется движение. Кажется, что все закончилось, но жители Ист-Палестайна продолжают жаловаться на неприятный запах, першение в горле, раздражения и сыпь на коже, кровь из носа. Появляются свидетельства массовой гибели рыбы в соседних реках.

Главным источником опасности в сошедшем в Огайо составе является винилхлорид. Это важный продукт химической промышленности, который в основном используется для производства поливинилхлорида (ПВХ), а тот, в свою очередь, уже попадает в быт обычных людей. В отличие от ПВХ винилхлорид крайне опасен. Газ легко взрывается и горит, а при горении выделяет высокотоксичные хлороводород и фосген.

Воздействие винилхлорида приводит к образованию злокачественных опухолей, он оказывает мутагенное и тератогенное (влияние на развитие эмбриона) действие.

Жителей Ист-Палестайна в первую очередь беспокоят выбросы продуктов горения винилхлорида в атмосферу в процессе дожигания химикатов 9 февраля и возможное его влияние на их здоровье в долгосрочной перспективе. Именно из-за этого появились сравнения с Чернобылем, которые пока не могут развеять никакие интервью и пресс-конференции чиновников и представителей специальных служб, никакие их уверения и приводимые доказательства. Все еще остающийся в городе запах и наблюдаемые местными жителями симптомы воздействия на организм укрепляют недоверие к заявлениям ответственных лиц.

Эти настроения усугубляются американскими консервативными СМИ, обвиняющими администрацию Байдена в недостаточном внимании к произошедшему в Ист-Палестайне и увлечению вопросами, далекими от проблем обычного американского гражданина. Действительно, в первые две недели на месте крушения работали представители лишь одного федерального учреждения — Агентства по охране окружающей среды, действия которого, впрочем, консервативные комментаторы и республиканские политики оценили достаточно высоко. Дополнительных специалистов — медиков и токсикологов из Министерства здравоохранения и Центра по контролю и профилактике заболеваний — в Огайо направили только через две недели после аварии. Это было сделано спустя несколько дней после того, как местные власти и губернатор Деуайн (кстати, республиканец) заявили, что объем федеральной помощи достаточен и в дополнительных экспертах штат не нуждается.

Как бы то ни было, к настоящему моменту техногенная авария приобрела уже отчетливое политическое звучание, став очередным предметом ожесточенных дебатов между демократами и республиканцами. Пока спасатели продолжают собирать зараженный химикатами грунт и воду на месте крушения поезда, а местные жители требуют четкого ответа на вопрос, насколько они пострадали и безопасно ли оставаться жить в прежних домах, обе основные американские политические силы пытаются извлечь из этого дивиденды. У обеих партий есть своя логика и доводы, за которыми скрывается достаточно неприглядная ситуация на американских железных дорогах.

Железнодорожный гигант

Соединенные Штаты привычно представлять страной автомобилей и самолетов, однако на самом деле они располагают самой крупной в мире железнодорожной сетью (около 260 тыс. км путей). При этом пассажирское движение находится в состоянии анабиоза и ограничено пригородными перевозками и крайне редкими поездами междугороднего сообщения. А вот с грузовым трафиком в США все в порядке. По железным дорогам в настоящее время перевозится примерно 40% всех грузов на дальнее расстояние и около трети американского экспорта.

Это высокодоходный, но крайне конкурентный рынок.

Компания Norfolk Southern, которой принадлежал потерпевший крушение в Огайо состав, — один из крупнейших железнодорожных операторов страны, которому принадлежит более 30 тыс. км путей, 4 тыс. локомотивов и десятки тысяч вагонов. Чистая прибыль корпорации с двумя десятками тысяч сотрудников в 2020 году составила $2 млрд. Соответствуют этим цифрам и лоббистские возможности Norfolk Southern. Компания перечисляет миллионы долларов и республиканцам, и демократам, пытаясь добиться максимально выгодных для себя условий ведения бизнеса.

В частности, в 2017 году при администрации Трампа Norfolk Southern совместно с другими игроками рынка успешно пролоббировала отказ от требования модернизировать тормозную систему для поездов, перевозящих токсичные легковоспламеняющиеся грузы. Сейчас данный факт демократы пытаются использовать против республиканцев. Последние же приводят в ответ довод, что сошедший с рельсов в Ист-Палестайне поезд даже в случае введения новых норм не считался бы перевозящим «токсичные легковоспламеняющиеся грузы», потому что состоял в основном из контейнеров, а количество цистерн с винилхлоридом в составе было невелико.

Тем более что даже новые, контролируемые электроникой пневматические тормоза, возможно, не предотвратили бы аварию. Ее официальная причина будет названа в отчете специальной комиссии еще нескоро, но уже из первых заявлений приступивших к работе экспертов общая картина произошедшего более-менее ясна.

По всей видимости, крушение было вызвано механической неполадкой одной из осей вагона, перевозившего ПЭТ-гранулы (преформы, из которых потом изготавливаются различные пластмассовые продукты, например стандартные ПЭТ-бутылки). Сразу два придорожных детектора неисправностей зафиксировали сильный перегрев оси во время движения, а третий детектор даже успел подать команду машинисту на экстренную остановку поезда. К сожалению, на исполнение указания времени уже не хватило, в этот момент произошла авария. Было найдено и видео, на котором заметно, что ось одного из вагонов искрит. Основная задача специалистов, работающих над расследованием, сейчас заключается в установке причины поломки оси. Также федеральным службам предстоит выяснить, достаточное ли количество детекторов безопасности имела железнодорожная линия, принадлежащая Norfolk Southern, и можно ли было обнаружить критическое повреждение раньше, чтобы не допустить схода с рельсов грузового поезда.

Так или иначе, и демократам, и республиканцам сейчас вместо обвинения друг друга во всех смертных грехах имеет смысл сосредоточиться на совместном анализе состояния американской железнодорожной сети и критической оценке принятых на ней правил и норм. Например, достаточно ли для обслуживания трехкилометрового поезда бригады из трех человек? Или нуждаются ли в модернизации и усилении систем безопасности цистерны, перевозящие что-то наподобие винилхлорида? Возможно, имеет смысл обратить внимание на длину и вес составов.

С 2015 по 2022 год в США зафиксировано 110 случаев схода с рельсов составов с последующей утечкой тех или иных химических веществ. К счастью, негативных последствий для людей эти инциденты в основном не имели, но ЧП в Ист-Палестайне убедительно показало, что когда-нибудь такому «везению» настает конец.

В минувшую субботу в пострадавшем городке начался подомовой обход всех местных жителей.

Совместные команды из представителей нескольких профильных федеральных служб проводят опрос, уточняют жалобы, дают ответы на беспокоящие вопросы, предоставляют информацию по текущему состоянию окружающей среды и ходу ликвидации последствий крушения. Поможет ли это уменьшить понятное в общем недоверие к официальным данным, практически всегда существующее при инцидентах подобного рода, пока не ясно, но в любом случае действие лучше бездействия. Компания же Norfolk Southern пообещала не только выплатить пострадавшим финансовые компенсации, но и инвестировать в инфраструктуру города, чтобы сделать жизнь в нем более комфортной. Жаль, что для этого понадобился такой повод.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by