Спецпроект

Главный конкурент Дубая. Показываем второй мегаполис Эмиратов, в котором пока еще мало туристов

19 109
27 ноября 2021 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Главный конкурент Дубая. Показываем второй мегаполис Эмиратов, в котором пока еще мало туристов

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский

Здесь есть собственный Лувр (и даже с настоящей картиной Леонардо да Винчи), гораздо больше парков, на пляжах такой же белоснежный песок, а вода в Персидском заливе столь же теплая. В Абу-Даби туристам пускают куда меньше золотой пыли в глаза, чем в ощетинившемся частоколом небоскребов Дубае, и при этом город кажется более комфортным для ежедневного существования. До столицы ОАЭ можно доехать всего за полтора часа, но далеко не все гости страны решаются преодолеть этот путь. Между тем оба мегаполиса Эмиратов очень хорошо дополняют друг друга. Вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 попробуем в этом убедиться.

Два соперника

Абу-Даби и Дубай, два соседа, два заклятых друга. Их соперничество не назовешь вечным, потому что оба города стали формироваться лишь в конце XVIII века и до середины прошлого столетия представляли собой такие укрупненные рыбацкие поселки с небольшими фортами, рынком и несколькими мечетями. Однако за эти годы в их отношениях случалось всякое, и можно еще найти старожилов, помнящих даже вооруженное противостояние. Сразу после окончания Второй мировой войны пограничный спор между двумя эмиратами дошел до военного конфликта, в который была вынуждена вмешаться Великобритания, еще выполнявшая в то время функции «большого брата».

Лишь в самом конце 1970-х, когда «единая страна» уже вовсю существовала, отношения между Абу-Даби и Дубаем были официально урегулированы, что подразумевало и четкое определение границ между ними.

С тех пор борьба если и осталась, то сугубо в экономической плоскости. Глава династии Нахайянов, эмир Абу-Даби, традиционно занимает пост президента ОАЭ, ну а текущий лидер Дубая из семьи Мактумов является вице-президентом страны и ее премьер-министром.

Абу-Даби остается политическим центром Эмиратов, местом пребывания не только президента, но и правительства, а также важнейших федеральных институций. Здесь во многом сосредоточена и культурная жизнь страны, ну а Дубай, в свою очередь, ответственен за львиную долю туристической «движухи», остается важнейшим транспортным хабом, зарабатывает на услугах порта и банков, а также служит приютом для тысяч состоятельных экспатов из многих государств Ближнего Востока, Средней Азии, Европы.

Специфика Дубая — в его любви к гигантомании, стремлении создать все «самое-самое» в мире и тем самым выделиться еще больше.

Самый высокий небоскреб, самые большие торговый центр и крытый горнолыжный комплекс, крупнейшие искусственные архипелаги — размер в представлении местных шейхов определенно имеет значение. Абу-Даби в этом смысле куда скромнее, такого гипертрофированного желания быть в центре всеобщего внимания здесь нет. Лишь в последние годы город начинает наверстывать накопившуюся разницу с соседом, инвестировать в громкие проекты, развивать массовое сверхвысотное строительство, стимулировать туристический сектор.

При этом объективно финансовое положение Абу-Даби позволяет ему реализовать практически любые фантазии своих хозяев. В Abu Dhabi Investment Authority, фонде благосостояния эмирата, куда, как в копилку, складываются сверхдоходы от экспорта углеводородов, по последним оценкам уже накоплено около $700 миллиардов. Сумма колоссальная, позволяющая чувствовать себя комфортно во время любых ближайших экономических кризисов. Дубай же, наоборот, из-за своего непомерно перегретого рынка недвижимости еле выкарабкался после мировой депрессии 2008—2009 годов. И то благодаря многомиллиардным кредитам, милостиво предоставленным эмирату тем же Абу-Даби.

Причина такой разницы в финансовой состоятельности двух соседей в том, что практически вся нефть ОАЭ находится в сфере влияния как раз столицы.

В ее месторождениях сконцентрировано больше 90% всех запасов углеводородов страны, а остальные эмираты довольствуются лишь жалкими крохами по сравнению с этим богатством. Правда, Дубай пытается снизить зависимость от экспорта энергоносителей, что позволит ему сохранить привычный уровень комфорта и после завершения нефтегазовой эры. Абу-Даби в этом смысле предстоит куда более длинный путь.

Непростая логистика

В обычной ситуации добраться из Дубая в Абу-Даби (или обратно) не представляет никаких проблем. Города связаны автобусным сообщением, в основном обслуживающим трудовых мигрантов. Общественным транспортом здесь в принципе пользуются практически одни приезжие, из которых туристы составляют меньшинство. Коренные жители считают своим нравственным долгом передвигаться на персональных автомобилях. Это действительно удобно, ведь для автомобилистов в ОАЭ созданы максимально благоприятные условия.

По прекрасной широкой автостраде расстояние между двумя мегаполисами преодолевается всего за полтора часа.

Другой вопрос, что сейчас всегда и везде свои коррективы вносит пандемия коронавируса. Объединенные Арабские Эмираты — хотя и единое, но федеральное государство, где каждая из семи составных частей по-разному борется с распространением ковида. Правила, действующие в последние месяцы в Дубае, считаются относительно либеральными, насколько уместно использовать такое определение для города, где пребывание на улице без маски даже при температуре в +40 карается жестоким штрафом. Но в Абу-Даби коронавирусную угрозу воспринимали даже более серьезно.

До прошедшего сентября даже полностью вакцинированные граждане при пересечении границы двух эмиратов обязаны были предъявлять отрицательный результат ПЦР-теста, остальным приходилось изолироваться на карантине. Говорят, на основных трассах стояли блокпосты, проверявшие наличие необходимых документов. Однако сейчас противоковидные требования сняты, не наблюдается и своеобразного пограничного контроля — переезд между Дубаем и Абу-Даби свободный. Впрочем, это не означает, что в столице ОАЭ турист сможет насладиться всеми ее достоинствами.

Скорее всего, в настоящее время по Абу-Даби всем краткосрочным туристам удастся лишь погулять, никуда не заходя. Для посещения любых мест общественного пользования, включая музеи, кафе, рестораны и магазины, требуется «зеленый статус» в местном ковид-приложении Al-Hosn. Статус получается при загрузке сертификата о полноценной прививке или актуального ПЦР-теста. На деле квест не такой простой. Журналисты Onlíner попытались пройти его заранее, однако положительный результат с одобрением наших документов был получен лишь спустя полтора месяца после отъезда из ОАЭ. Арабская бюрократия никуда не торопится.

Чем хорош Абу-Даби?

А между тем всем, у кого получится выполнить непростую задачу, поставленную перед туристами правительством эмирата Абу-Даби, откроется дополнительный спектр развлечений, недоступных в Дубае. Например, появится возможность посетить филиал Лувра, открывшийся в столице ОАЭ в 2017 году. Исключительно живописное здание, накрытое ажурным куполом диаметром 180 метров и вдохновленное образами традиционной арабской архитектуры, спроектировал выдающийся французский архитектор Жан Нувель. Строился объект непросто, но результат превзошел ожидания. За право использовать в течение следующих 30 лет название главного парижского музея эмират заплатил $525 миллионов. Дополнительные $750 миллионов стоила аренда нескольких сотен произведений искусства.

Своими собственными коллекциями абу-дабийские шейхи пока похвастаться не могут, поэтому Ван Гога, Пикассо и даже Леонардо да Винчи вынуждены брать в долг.

Ну а из всей этой истории понятно, на что в Абу-Даби планируется делать ставку, куда в том числе будут тратиться миллиарды из его фонда благосостояния и чем город намерен отличаться от Дубая. По соседству с Louvre Abu Dhabi уже ведется строительство грандиозного Национального музея (проект Нормана Фостера), а в составе этого нового культурного кластера на острове Саадият предполагается и сооружение филиала музея Гуггенхайма (автор Фрэнк Гэри), Центра искусств от бюро Захи Хадид и Морского музея японца Тадео Андо. Экстравагантные здания звездных архитекторов, а не гигантомания — вот рецепт столицы ОАЭ.

Из других местных достопримечательностей выделяются тематический парк развлечений Ferrari World, крупнейший в своем роде и, как понятно из названия, посвященный известной итальянской автомобильной марке, а также грандиозная мечеть шейха Зайда, названная в честь первого президента ОАЭ, который рядом с этим комплексом и похоронен. Посетить мечеть, одну из самых больших в мире (и уж точно обладающую непревзойденными на планете коврами и люстрами), могут и туристы. Естественно, пока только обладатели заветного «зеленого статуса» в приложении Al-Hosn.

Гостям, по тем или иным причинам не могущим таким статусом похвастаться, но все же приехавшим в Абу-Даби, останется лишь гулять по улицам.

Сам факт этого поначалу шокирует. В Дубае, например, подобное времяпрепровождение возможно лишь в отдельных городских районах. В Абу-Даби же такое развлечение можно практиковать по всему центру города, где даже создана какая-никакая городская среда с благоустройством, фонтанами и огромным парком Корниш, на 10 километров вытянувшимся вдоль побережья Персидского залива.

Как такового старого Абу-Даби не осталось. На главной городской площади сохранился Каср-аль-Хосн, белоснежный форт 1760-х годов, когда-то выстроенный для защиты единственного пресноводного колодца на острове (да, Абу-Даби расположен на острове), а в остальном сложившийся вокруг крепости поселок был безжалостно снесен в 1960-е, когда, получив первый приток нефтедолларов, упоминавшийся выше шейх Зайд принялся делать из маленького городка рыбаков и ловцов жемчуга столицу гордого ближневосточного эмирата.

Приглашенный для перестройки Абу-Даби японский архитектор Кацухико Такахаси, а потом и его преемник египтянин Абдул-Рахман Махлуф расчертили город правильной сеткой улиц и проспектов, пересекающихся под прямым углом. По периметру эти кварталы были застроены высотными зданиями, смотрящимися сейчас на фоне небоскребов последних двух десятилетий скромными малютками. В центре же кварталов сохранилась малоэтажная застройка с уютными мечетями. В сочетании с большим количеством зелени все это делает Абу-Даби куда более гуманным городом для жизни, хотя качество архитектуры здесь по-эмиратски своеобразное.

Оказываясь в ОАЭ, в ее крупнейших городах, не устаешь поражаться тому, какой путь прошла эта страна при жизни всего двух-трех поколений. Колоритные восточные городки превратились в блестящие космополитичные мегаполисы, но при этом всего в часе-двух езды от них перекатывается дюнами пустыня, такая же безмолвная, как и столетия назад. В таком диалектическом сочетании главное достоинство этой редкой страны, которая доступна белорусам даже в нынешние времена всеобщего недоверия друг к другу.


Samsung Galaxy Z Fold3 — первый складной смартфон с поддержкой электронного пера S Pen. В сложенном виде это 6,2-дюймовый смартфон, который удобно держать одной рукой. В раскрытом виде вы получаете планшет, открывающий новые возможности и сценарии использования. Благодаря режиму Flex устройство раскрывает свой потенциал на полную мощность. Этот симметричный и сбалансированный дизайн создан для того, чтобы вы получали максимум удовольствия от его использования. Samsung Galaxy Z Fold3 — кинотеатр, зона гейминга, рабочее пространство. Все, что вам нужно, — в вашем кармане.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by