24 ноября 2021 в 8:00
Автор: Маша Сорока. Фото: Александр Ружечка

«За три дня собрать документы и пустить в квартиры оценщиков». Малоэтажку на Хоружей снова хотят снести

Автор: Маша Сорока. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Трехэтажный дом на улице Хоружей постоянно «сносят», да никак не снесут. Место лакомое, но участок уж больно крохотный: как втиснуть туда хоть что-то инвестпривлекательное, застройщики так и не придумали. К постоянным «качелям» люди привыкли, а в «пугалки» верить перестали. Однако последние новости заставили напрячься. Несколько недель назад жителям написали прямо из «Белгипрозема»: инвестор есть, собирайте документы, пускайте оценщиков, на этом месте могут построить многоэтажку. Люди не понимают, как на 16 сотках можно уместить многоквартирный дом. Узнали подробности.

О каком доме идет речь

Дом на Хоружей, 34 был построен в 1959 году горьковским методом (силами будущих жильцов). Мебельная фабрика выделила участок на своей территории, а работники за свои деньги и своими силами строили себе крышу над головой. Представить такое сегодняшним дольщикам сложно, но тогда это выглядело именно так.

— Фабрика выделила материалы и прораба, а жители после работы приходили на стройку и сами возводили себе жилье. Узкую работу выполняли специалисты, мы — остальное (поднеси кирпич, замешай раствор и прочее), — делится один из жителей дома. — Я тогда еще не родился, но родители, конечно, участвовали в процессе. Как и другие соседи.

Изначально дом был коммунальный, но после нескольких реконструкций в нем выделили 18 полноценных квартир, провели центральные коммуникации, а в 1985 году жители даже добились капремонта. Плановые работы и изменения делали своими силами.

— Начиналось все с котлов и газовых колонок, теперь — центральное отопление и горячее водоснабжение. Постоянно что-то улучшали, — гордятся люди. — Вообще дом у нас очень дружный, так было с самого начала и до сих пор.

Надо сказать, получилось действительно неплохо. Ветхой малоэтажку сегодня точно не назовешь: аккуратные фасады, хорошие стеклопакеты на окнах, отремонтированная крыша, ухоженные лестничные пролеты и подвал. Материал стен — кирпич, высота потолков в квартирах — 3,2 метра. Дополнительный плюс — локация (почти самый центр).

Во дворе обустроена детская площадка. Ее, к слову, возвели жители соседней многоэтажки за свой счет над подземным паркингом. Останется ли она после сноса — большой вопрос.

Всю жизнь на чемоданах

Впервые о перспективах сноса здесь заговорили еще в 1977 году. Тогда город захотел построить на месте малоэтажки еще одну «кукурузу», но деньги ушли на стройку стадиона и от затратной идеи пришлось отказаться. На какое-то время.

— Следующий раз нас вызвали в начале 2000-х, объявив, что в ближайшее время дом все-таки снесут. Тогда мы уже находились в красных линиях: делать ремонт, продавать, прописывать — запрещено, — вспоминают соседи. — Однако в итоге все заглохло. Нас предупреждали, показывали какой-то проект, а потом все. Даже не поставили в известность, когда дом вывели из красной зоны. Узнали, потому что соседи продали квартиру.

В 2012 году к обсуждению сноса вернулись. Но и в этот раз дальше разговоров дело не пошло. О том, что дом вывели из красных линий, люди узнали в 2014—2015 годах (выдохнули), а в 2018-м снова оказались на собрании — тогда в очередной раз решалась судьба территории фабрики, и малоэтажки (№34 и №32 (бывшее общежитие) на улице Хоружей) не вписались в концепцию будущей застройки. Судя по графикам, зданиям предписали снос, но ограничений по использованию не выставили.

Купила квартиру и «попала»

В красных линиях малоэтажки нет до сих пор. Соответственно, все это время квартиры ремонтировались и беспрепятственно продавались. Летом прошлого года одной из новых собственниц стала Марина. Женщина признается — покупка долгожданная: 20 лет на съемных квартирах, и вот оно чудо — собственные метры в малоэтажном доме с высоченными потолками и прямо в центре. Купила без ремонта, все решила делать сама: поменяла окна и пол, демонтировала старые перегородки, оштукатурила стены, провела новые коммуникации, установила свежие радиаторы, сделала санузел.

Вместе с тем радость продлилась недолго, свое первое «письмо счастья» Марина получила уже спустя несколько месяцев после покупки. Отметим, что женщина работает специалистом по недвижимости, дотошно проверяла сделку, поэтому перспектива сноса прозвучала как гром среди ясного неба.

— Я купила квартиру в июле 2020 года. С документами все было в полном порядке. Только когда с соседями познакомилась, мне рассказали, что дом все время «сносят». Но и тогда не придала значения: площадь участка всего 16 соток, что здесь можно воткнуть?! — удивляется Марина. — Оказалось, что можно. В феврале 2021 года пришло первое письмо из УКСа Советского района, мол, готовьтесь к сносу, вместо вас построят общежитие для медиков. Позвонила — оказалось, уже передумали. Что ж — отлично, расслабилась и продолжила ремонт.

За три дня собрать документы и пустить в квартиры оценщиков

А зря — в ноябре ситуация повторилась. Только на этот раз объемные письма собственникам пришли сразу из «Белгипрозема». На трех страницах — ссылки на указы, сообщение о сносе и планируемом строительстве многоэтажки, а также требование в течение трех дней предоставить данные о своих квартирах и допустить в жилье оценщиков.

Марина опасается, что оценить ее квартиру могут по самой низкой планке, ведь объект пока нежилой. Получится ли отбить вложенные деньги — вопрос.

Я купила квартиру за 65 тысяч долларов, еще 10 уже успела вложить. Но как ее будут оценивать — одному Богу известно.

Оценщик уже был, отснял, но сумму, конечно, не назвал. Думаю, сейчас они будут искать похожие квартиры в продаже, поднимать цены реальных сделок. Вот и вся оценка! А то, что в моей квартире сначала был демонтаж всех стен, пола, окон, многое пришлось изменить, — никого не интересует? — возмущается собственница. — Кроме того, я не понимаю, как быть дальше. Ждать сноса можно годами, ежемесячно отдавая по $300 за аренду (на стройку же не заселишься). Продолжать ремонт тоже страшно: деньги вложишь, а дом снесут. И продать квартиру не могу — уж больно нравится место, много сил вложено, и найти другой такой вариант сложно.

Марина решила продолжить ремонт. Но перед этим она отправила в «Белгипрозем» письмо с просьбой провести повторную оценку квартиры, когда все будет готово. Свою просьбу собственница продублировала и в Мингорисполком, попросив также разъяснить основания для сноса. Там пообещали дать ответ в течение 30 дней.

На что могут рассчитывать жители при сносе?

Отметим, что денежная компенсация — не единственный вариант, который по закону положен жителям сносимых домов. Альтернатива — другие квартиры. При этом люди относятся к процессу с понимаем: «Жалко, конечно, но что сделаешь, если сносить соберутся». Однако у собственников есть условие — остаться в центре в аналогичных квартирах, а не в типовых панельках Каменной Горки.

— Если подберут вариант в этом районе в таком же доме, то почему нет? Рассмотрим, конечно. Главная наша просьба — остаться в центре и в доме соответствующих характеристик.

Очень надеемся на то, что нам пойдут навстречу. Если нет — будем просить через суд, — отмечают жильцы.

— Поймите, этот дом наши родители построили своими руками, многие здесь живут всю жизнь. Неправильно отселять нас на окраины в стандартные панельки.

Застройщик: в ближайшие полгода не снесут

Чтобы развеять все сомнения и узнать перспективы дома, мы, конечно, обратились к застройщику. В стройтресте №35 были немногословны, но информацию подтвердили — дом могут снести. Когда? Неизвестно.

— Пока никаких подробностей нет. Проектирование еще не началось, в данный момент только отводят землю. Еще долго люди будут там жить, — сказали в стройтресте.

— Долго — это сколько? Несколько лет?

— Ну лет — я не знаю, но как минимум в ближайшие полгода их еще не снесут.

Дом снесут, если смогут втиснуть многоэтажку

Примерно то же самое нам сообщили и в Мингорисполкоме:

— В настоящее время стройтрест №35 оформляет кадастровую документацию, производит оценку объекта недвижимости по попаданию именно в пятно застройки для строительства многоквартирного жилого дома. Только после этого будет осуществлена реализация имущественных прав граждан в соответствии с законодательством (указ №58).

— Сейчас собственники имеют право продавать квартиры и делать в них ремонты? Ограничений нет?

— Нет.

— А какие предположительные сроки? Когда станет известно, снесут их или нет?

— В данный момент Комитет строительства ничего не может сказать по этому поводу. Граждане будут уведомлены в соответствии с законом. Все, что на сегодня известно, я вам озвучила.

— А на какую компенсацию могут рассчитывать люди в случае сноса?

— Согласно законодательству.

Но есть и другой вариант

Жители уверены: как бы ни хотел застройщик, но вписать в этот участок многоэтажку не получится. Слабые и старые сети, крохотная площадь, гаражи под землей, отсутствие машино-мест (сегодня в доме всего 8 автомобилей, но и те припарковать непросто, отмечают местные).

— Новый дом здесь даже ГАИ не пропустит! Где будут ставить машины новоселы? Паркинг уже строить негде, да и цена «квадрата» взлетит до небес, — считают люди.

Вместе с тем вариант сделать новые квартиры есть.

— Бок о бок с нами стоит бывшее общежитие (Хоружей, 32). Его тоже давно планируют снести, даже отселили, но ситуация там не проще. Как на наш взгляд, здание можно реконструировать и сохранить. Оно крепкое, еще долго простоит, интересный проект. При желании там даже этаж можно надстроить и продать квартиры. Уж это куда реальней, чем воткнуть на этом пятачке многоэтажку, — замечают жильцы.


Черная пятница в Каталоге

для прически, длина стрижки: 0.7–21 мм, питание от аккумулятора, автономная работа: 2 часа
Выбор покупателей
для прически, длина стрижки: 0.5–21 мм, питание от сети и от аккумулятора, автономная работа: 1 час, не требует смазки
роторная, влажное бритье, питание от аккумулятора, 1 час автономной работы

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by