Окраина одного из крупнейших мегаполисов мира. Пересыхающее озеро, давно превратившееся в систему каналов и искусственных островов, остатки процветающей экономики цивилизации, уничтоженной европейцами. Минимум два часа хода на нанятой лодке по запутанному лабиринту, где чужаку найти путь назад невозможно. С первого взгляда, издалека, этот остров совершенно обычный, такой же, как и его соседи. А потом видишь их. Головы, из которых выползают насекомые. Заплесневелые тела, порой без конечностей, висящие, нанизанные, проткнутые. Это «Остров кукол». Их здесь больше тысячи, и все они — то ли вопль подсознания безумца, то ли жертва призраку утопленницы.
Мехико — один из крупнейших городов мира. В его агломерации сконцентрировано больше 20 миллионов человек, колоссальное количество народа. Раньше в этой окруженной вулканами горной долине существовало сразу несколько населенных пунктов, основанных задолго до прихода сюда испанских конкистадоров. С тех пор все эти очаги цивилизации объединились в единый кипящий жизнью мегаполис. Высохло даже озеро Тескоко, на котором когда-то ацтеками был основан Теночтитлан, предок мексиканской столицы.
Частью Большого Мехико стал и город Сочимилько, сейчас расположенный в 18 километрах от центра агломерации. Доехать сюда можно по одной из веток местного метрополитена, и это обязательно имеет смысл сделать. По выходным в Сочимилько стекаются десятки тысяч человек, чтобы покататься на традиционных лодках — трахинерах, послушать музыку мариачи, просто отдохнуть у такой дефицитной в Мехико воды.
В Сочимилько сохранился уникальный реликт доколумбовой цивилизации ацтеков — 170-километровый лабиринт каналов и образованных ими искусственных островов, которые местные жители называют чинампы. Этот комплекс уже больше 30 лет является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и абсолютно заслуженно.
Около тысячелетия назад жившие на берегах местных озер народы создали сложнейшую по тем временам гидротехническую систему. Целью проекта было увеличение сельскохозяйственного производства, ключевой фактор эволюции местной цивилизации. Население долины будущего Мехико росло, но продуктов для обеспечения такого бурного развития хватать перестало. Чтобы решить проблему, жители Сочимилько стали создавать на озере чинампы, плавучие острова. Они представляли собой «плоты» из связанных вместе веток можжевельника. На такой плот насыпался плодородный грунт, в том числе и озерный ил. Постепенно такие чинампы тонули, и на их месте делались новые, пока не получался устойчивый остров, становившийся новой плантацией для выращивания полезных продуктов. Ацтеки создали тысячи таких чинампов, и постепенно они образовали сеть каналов, а все вместе стало основой сельского хозяйства долины, а значит, и ее экономики.
Увы, после прихода испанцев и с развитием цивилизации европейского типа эта прекрасно работающая система начала умирать. Мелели и исчезали озера, их дно распахивалось под поля, а вместе с этим пропадали и каналы, и чинампы. Сейчас сохранился лишь небольшой фрагмент прежнего сложного комплекса, и «Остров кукол» является его частью.
Добраться туда — довольно непростой квест. Для начала необходимо приехать собственно в район Сочимилько, например, на упомянутом выше метрополитене. На Embarcadero Cuemanco, одном из главных мест дислокации лодок жителей района, необходимо арендовать кораблик. Единых тарифов нет, как и маршрутов, — все строго индивидуально. Кто-то предпочитает многочасовую поездку с осмотром всей системы ацтекских каналов, кто-то ограничивается исключительно «Островом кукол» — «Исла де лас Муньекас», как его называют здесь. В любом случае придется включить все свое мастерство торга и умения разговаривать с людьми. Оплата в большинстве случаев почасовая, и важным моментом является определение длительности заплыва, ожидания на месте и дороги назад. Обычно двух — двух с половиной часов, чтобы добраться до заветной цели, хватает.
Отдельным моментом, который следует учитывать при планировании поездки на остров, является день недели, когда она будет происходить. По рабочим дням людей на каналах Сочимилько мало, что предоставит всем желающим необходимую степень уединения. В выходные и праздники, особенно в воскресенье, к обычным туристам добавляются многочисленные местные жители, ценящие эти места. Напомним, что только в самом Мехико живет около 9 млн человек, в агломерации — больше 20 млн человек. Людей здесь очень много.
Так в чем же прелесть «Острова кукол», отчего он приводит и в восторг, и в ужас одновременно? В 1950-е на этой чинампе (а это именно тот самый наследник бывших ацтекских плантаций) поселился некий Хулиан Сантана Барреро, который занимался тем, чем и положено заниматься на чинампе — выращивал овощи, цветы, ловил рыбу в окружающих каналах. Общепринятая история утверждает, что однажды он услышал крики тонущей девочки. Прийти на помощь ей он не успел, обнаружив на воде лишь одинокую куклу. Произошедшее, видимо, немало впечатлило молодого тогда человека. По ночам он стал слышать крики, стоны утопленницы, в которых ему почудились требования о новых куклах. Надо сказать, что в мексиканском фольклоре культ смерти вообще и легенды про утопленниц в частности имеют первостепенное значение. Достаточно вспомнить «Ла Йорону» («Плакальщицу») — призрак женщины, утопившей собственных детей и находящейся в вечном их поиске. Этот персонаж, в своей крайне агрессивной интерпретации, стал даже героем американских фильмов ужасов. Поэтому к вопросу усмирения утонувшей девочки дон Барреро подошел максимально ответственно.
Пытаясь добиться спокойной жизни, единственный обитатель острова стал делать своей «соседке» бесконечные кукольные подношения. Он развесил, разбросал по своей чинампе тысячи кукол. Призрак, впрочем, не удовлетворялся (по мнению несчастного садовода), и тогда он стал оставлять ему намеренно изуродованные игрушки. В итоге за полвека (Барреро умер в 2001-м) на его клочке земли накопилось гигантское количество артефактов, весьма живописно старевших под действием осадков и времени.
Первые любопытствующие появились на Исла де лас Муньекас еще при жизни его хозяина, но по-настоящему популярным туристическим объектом остров стал уже после его смерти. Этому немало поспособствовали распространяемые в любых возможных медиа истории происхождения крипового декора чинампы. Атмосферные фотосессии, документальные фильмы, рассказы в социальных сетях сделали это пристанище кукол непременной точкой в маршрутах всех, кто ищет нестандартные достопримечательности. Наследники покойного дона Барреро по сей день занимаются непосредственным управлением объектом. У него есть свой сайт, на острове появился даже небольшой бар. Тысячи кукол в разной степени распада за время пандемии соскучились по новым жертвам.
Ну а чего в этом всем сюжете больше — истории душевной болезни несчастного человека или до конца непонятных разуму обстоятельств, — в конце концов, решать каждому посетителю на собственном опыте. Очевидным остается лишь одно: этот опыт запомнится каждому.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by