В Минске хотят снести целый квартал частных домов. Но местные не очень-то в это верят

14 июня 2021 в 7:43
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

В Минске хотят снести целый квартал частных домов. Но местные не очень-то в это верят

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Двадцатипятилетний минчанин много лет жил в старом доме и давно мечтал о переезде, но карта не шла. Как вдруг на его родной улице заговорили о сносе, люди получили уведомления и стали готовиться. Мужчина решил подсуетиться и выжать из ситуации максимум: он быстро женился и завел ребенка в надежде, что вот-вот обзаведется жильем попросторнее… Прошло больше четверти века. Мужчина уже на пенсии, дети подарили ему внуков, а вот в новую квартиру он так и не переселился: снести старые домики обещали раз пять или шесть, и вот сейчас появился очередной шанс переехать. Посмотрели, какой квартал отдали под снос и как там выглядит жилье.

Это реальная история, которую нам рассказали на улице Орловской. В ближайшие годы там планируют снести более 60 частных домов, а на их месте построить многоэтажки. Люди уже получили официальные уведомления о грядущих изменениях. «Зачищать» собираются довольно большой участок, на карте он выглядит так.

Правда, людей, мечтающих о сносе, здесь совсем немного: большинство наслаждается размеренной жизнью посреди оживленного столичного района и вообще отказывается верить, что у чиновников что-то получится.

Так снесут или не снесут?

В уведомлениях, которые получили жители этого цветущего квартала, говорится, что участки будут изъяты по решению Мингорисполкома. По действующему законодательству, в течение двух лет после выдачи уведомлений власти должны реализовать права граждан — то есть выделить им новое жилье или предоставить компенсацию. После этого дома начнут сносить.

Строить будет УКС Центрального района. Городские власти почему-то решили не выставлять землю на аукцион, что приносит бюджету солидные суммы, а отдать лакомый кусок Минска государственному застройщику. Одни видят в этом проблему, другие — возможность. Такой подход здорово увеличивает шансы на то, что планы все же будут воплощены в жизнь: коммуникации в таких случаях прокладываются за счет города, застройщик не тратит миллионы на участие в аукционе — ему остается лишь расселить людей и построить упирающиеся в облака столбики.

Какие дома появятся на этом месте, пока неизвестно. Как рассказала Onliner главный архитектор Минска Ольга Верамей, проектная документация еще не разработана, поэтому говорить про объемы планируемого жилья слишком рано. Для начала надо разобраться со сносом.

«Наш дом строили по „горьковскому методу“. Так что хорошего мало»

Сейчас на этой территории располагаются частные дома и старые двухэтажки, жильцы которых ждут не дождутся сноса: ремонта здесь давным-давно не было, а туалеты находятся на улице. Мы встречаем у входа мужчину, который живет тут еще с cоветских времен, а в 1961 году даже участвовал в сооружении этой постройки.

— В то время здесь было болото, окраина города. А я тогда жил на Танковой, у бабушки. Очень мне не хотелось сюда переезжать, потому что и район был так себе, и дом не очень. По «горьковскому методу» строили, то есть с горем пополам. Я и сам его строить помогал — отец квартиру от обойной фабрики получил, а я за него часы отрабатывал. Короче, он и тогда не очень был, а сейчас вообще беда. Сегодня сантехника вот ждем — из красного крана вода еле теплая идет. А еще крыша течет. В общем, мало хорошего, — делится с нами Валентин.

Мужчина говорит, что он, как и многие его соседи, давно мечтает о переезде. Вот только ехать в условную Каменную Горку люди не готовы — они надеются получить квартиры здесь, в этом же районе. Правда, рассчитывать на такое благо, по опыту других переселенцев, не приходится.

— А что, это честно! Думаю, так оно и будет, осталось только пару лет потерпеть, — уверенно говорит Валентин. Но таких уверенных в будущем людей в этот день мы больше не встретили.

«Может, у кого-то дома золотые унитазы»

А вот частный сектор расставаться с газончиками, грядочками и тихими летними вечерами в массе своей не готов. Кто-то говорит, что будет отстаивать свои права, но бóльшая часть людей вообще не верит в то, что у властей что-то получится, — слишком часто они слышали подобные обещания.

Мы прогуливаемся по коротким улочкам, наслаждающимся последними днями цветущей сирени, и заглядываем за заборы частных домов. Солидные коттеджи делят ограды с деревянными избушками, некоторые постройки расклонировались на несколько квартир.

Некоторые коттеджи в микрорайоне, как это часто бывает, построены без согласований. Местные показывают нам несколько таких домов — вполне приличные постройки. Владельцы этих коттеджей боятся сноса больше всего: им компенсируют сущие копейки.

На заднем дворе ухоженного кирпичного домика встречаем женщину, которая уже давно активно занимается темой сноса. Занимается, но не верит.

— В «уведомлении о перспективном плане» мне больше всего нравится слово «перспективный». Я живу тут 54 года, нас уже шестой раз сносят. Я не верю в эти сказки.

Вот смотрите, в декабре 2020-го я получила официальное разрешение на капитальный ремонт дома, а в январе 2021-го мне говорят, что будут сносить. Где логика? Для меня это хороший сигнал.

Сейчас они проводят предварительную оценку. Может, у кого-то дома золотые унитазы? Тогда они поймут, в какую сумму им обойдется этот банкет.

Я бы посмотрела на человека, который захочет здесь захоранивать деньги: почва ужасная, низина, расселить бог знает сколько людей надо, коммуникации вести — это огромные траты.

А еще надо учитывать экологические факторы, например розу ветров. Экологи говорят, что центр задохнется, если закрыть эту часть многоэтажками. Я буду бороться за свою землю и не планирую никуда съезжать, — заявляет минчанка.

Мы спрашиваем, как женщина в целом относится к формулировке «в интересах города», которой порой обосновывают снос частного сектора. Собеседница улыбается:

— Давайте я так отвечу: когда на месте Дроздов решат построить многоэтажки, чтобы дать людям квартиры, я скажу, что не против сноса нашего квартала. Иначе я не понимаю, как это работает.

Многие соседи женщины относятся к новостям о сносе с таким же скепсисом. Мы проходим вглубь квартала и замечаем несколько домов, находящихся в стадии то ли капремонта, то ли строительства.

— Я живу в доме на три квартиры. Долго судилась, чтобы мне разрешили узаконить второй этаж, и вот у меня наконец на руках разрешение, могу расширять жилплощадь. Сосед ремонт масштабный делает. В том году там вон дорогу отремонтировали, а до этого трубы в школе заменили. Это они так к сносу готовятся?

Да, у нас есть люди, которым надоело в этих домах жить, — у них ни воды, ни газа. Они бы уже мечтали, наверное. Но большинство не хочет. И я не хочу. Жить потом на 21-м этаже, как в скворечнике? — рассуждает Анна.

Ее соседи через одну улицу вторят этим словам и добавляют, что в худшем (для жильцов) случае снести решат лишь некоторые дома.

— На той стороне Орловки тоже много лет обещали все снести, но по факту вы видите, что там теперь. Кучками посносили, а большинство домов на месте. В итоге стоит забор деревянной избушки, а сразу за ним — многоэтажка. Разве это нормально? Бред, — считает Евгений.

— Пускай УКС в Новинках строит — видели, сколько там полей? Зачем именно здесь? Но все это пустые разговоры, мы это уже проходили. Сорок лет нас этими завтраками кормят и еще сорок будут кормить, — говорит Александр, приехавший сюда в гости из соседнего квартала, который тоже много лет «сносят».

А что говорят власти?

У государственных структур другая позиция. В «Белгипроземе» нам сообщили, что уже ведется активная работа. Специалисты провели предварительную оценку, заказчик определен, максимум через два года будет разработана документация, людей уже в ближайшее время начнут расселять. Будем следить за ситуацией и посмотрим, кто окажется прав.

Читайте также: 


Новинки и топовые модели телевизоров в Каталоге Onliner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by