Минск — прожорливый город. Десятилетиями он поедал территории внутри кольцевой, а когда здесь остались одни лишь крошки, стал жадно смотреть на ближайшие населенные пункты. Он положил лапки на города-спутники, лизнул богатое пристоличье, а из нескольких деревень сделал огромные канапе: наколол их на многоэтажки и решил оставить на закуску. Так среди полей, кричащих петухов и засаженных огородов появились маленькие городские островки. Посмотрели, как там живется и с какими трудностями пришлось столкнуться минчанам, купившим квартиры по самым завидным ценам.
Мы в 15 километрах от Уручья: смотрим, как последние лучи гладят Курган Славы, и пропитываемся сладким запахом дыма, доносящимся из частного сектора.
Еще недавно здесь был только зеленый домик на 68 квартир, а сегодня — целый квартал высотой от 5 до 8 этажей. К его созданию приложили руки как минимум три малоизвестных застройщика.
Дома зажаты между школой и разномастным частным сектором. Местные говорят, что в первые месяцы деревенские дети приходили сюда на экскурсию в лифт, которого до недавнего времени в поселке не было.
Строительство первого дома здесь началось в 2015 году. Тогда-то и стало известно, что многоэтажка будет с особенностями: автономное отопление и круглогодичный доступ к горячей воде за счет установки индивидуальных котлов, высота потолков — 2,75 метра, отсутствие мусоропроводов, окна с рекуперацией воздуха, свои колясочные в каждом подъезде, места для консьержей и просторные четырехкомнатные двухуровневые апартаменты на последних этажах.
Цены на жилье были очень приятными — за квадратный метр в среднем просили $680—700 в эквиваленте.
Примерно 80% квартир в этом доме купили минчане. Многие из них работают в аэропорту, до которого отсюда рукой подать. Вероятно, в соседних многоэтажках ситуация примерно такая же.
— К дому вопросов нет: тепло, свой котел в каждой квартире и так далее. До Уручья добраться проще простого: маршрутки летают регулярно, с парковкой проблем нет, направление для поездки очень удобное.
В целом люди довольны — особенно с учетом того, что квартиры стоили почти вдвое дешевле, чем в Минске.
Но проблем хватает. Застройщики во всех рекламных буклетах пишут, что тут и садик, и школа, и магазины, но подробности не уточняют, конечно. А по факту школа малочисленная, не хватает кабинетов, кружки забиты. Плюс она белорусскоязычная — не каждый захочет. И садик тут малипусенький, старый, туда тоже не вбиться, поэтому многие вынуждены возить малышню в Минск, — рассказывает Татьяна Березкина, председатель товарищества собственников.
Со временем в доме открылось несколько маленьких магазинчиков, салон красоты, продуктовый (который, однако, долго не выдержал и закрылся).
Из крупных магазинов в окрестностях остались только «Купалинка» и «Родный кут». Татьяна показывает видео, на котором запечатлен ассортимент торговых точек: на полках ни одной буханки хлеба. Местные говорят, что такую картину они видят практически каждый вечер. Зато «чернила» на всех хватает.
— Еще недавно нам обещали построить «Виталюр» — у них до сих пор на сайте написано, что идет строительство. Но потом люди начали писать, что строить магазин прямо возле церкви — не самая лучшая идея. Его строительство отменили, и в итоге компания вообще отказалась строить у нас, — добавляет собеседница.
По рассказам местных, застройщики делают минимальный вклад в развитие поселка (у нас принято «нагружать» бизнесменов социальными функциями). Так, например, в Слободе появилась детская школа искусств с классом хореографии. Если бы пришел «Виталюр», школьники получили бы стадион, но пока им приходится носиться по полю.
А в целом жители довольны. Николай, переехавший сюда из Минска, считает, что лет через 15 этот поселок станет чем-то вроде минского «спальника».
— Не удивлюсь, если однажды к нам трамвай пустят, — улыбается мужчина.
— Мне здесь очень нравится, потому что можно и шашлык пожарить, и в грибы выбраться, но в то же время ты в квартире со всеми удобствами. Да, из-за того, что поселок не рассчитан на такое количество жильцов, иногда бывают перебои с водой, но это терпимо.
Его сосед Дмитрий тоже не пожалел, что переехал сюда из Минска, но вопрос с инфраструктурой его беспокоит:
— Старший ребенок у нас продолжает учиться в столице, а младшего мы поставили на очередь в детский сад, хотя гарантий никаких нет. У соседей, например, только в четыре года получилось своего отдать.
А в остальном я доволен: рядом Dana Mall, до метро близко, трасса отличная. Да и к качеству строительства вопросов особо нет.
Поскольку в каждой квартире установлен индивидуальный котел, за «коммуналку» люди платят немного меньше. Однако этот момент нивелируется второй жировкой: поскольку товарищество собственников совсем небольшое, а зарплату бухгалтерам и дворникам все равно нужно платить, суммы выходят примерно такими же, как и у жителей типовых многоэтажек.
Огромный шумозащитный экран гудит от глухих ударов, грохот расходится по всему двору: две маленькие девочки нашли старую картошку и кидают ее в металлопрофиль. Над ним тихонько проплывает «Штадлер», а следом гремит товарняк. Этот экран устанавливали со скрипом: сдача комплекса в принципе шла тяжело.
Квартал у железной дороги в Ратомке начали возводить в начале 2015-го. В это время жилье от «Драйрона» возглавляло топ-10 самых дешевых новостроек в пригороде Минска. Однушку площадью под 40 метров можно было купить за $36,5 тысячи, а двушку площадью 55 «квадратов» — за $51 тысячу.
Но после покупки квартир собственникам пришлось здорово понервничать: 146 семей могли остаться без жилья, которое власти признали самостроем. Все дело в том, что земля выделялась коммерческой структуре для возведения коттеджей, тогда как по факту были построены 10 многоквартирных четырехэтажек. Были вопросы у властей и к обещанной, но не созданной социальной инфраструктуре.
В итоге стильный на картинке и весьма обычный в реальности квартал все же оставили в покое, однако проблемы у жильцов остались.
Примерно 70 из 260 квартир в этих домах — социальные. Жильцы говорят, что из-за этого у соседей возникают определенные сложности.
— Изначально у нас было товарищество собственников, но потом оно распалось, потому что кто-то должен был внести первый взнос за жильцов из социальных квартир. В итоге наше ТС признали незаконным, а вместо него ничего не появилось. Нас отдали ЖЭСу, но он нами заниматься нормально не может. Дворник вроде приходит, однако у нас банально не могут починить конструкцию из металлопрофиля, в которой мусорки стоят. Про уборку подъездов я вообще молчу.
А еще мы когда-то мечтали, что у нас на въезде будет общий шлагбаум, видеонаблюдение. Но жильцам из социальных квартир не особо интересно за это платить. Трое из четырех моих соседей — именно в таких квартирах. У меня с ними прекрасные отношения, но проблемы нам все же хотелось бы решить, — рассказывает Надежда, жительница квартала.
Женщина переселилась сюда в 2017-м. «Квадрат» обошелся ей всего за $740 по курсу.
— Мы понимали, что это самое обычное жилье со своими «косяками». Звукоизоляция здесь не лучше и не хуже, чем в «Новой Боровой», например. Дома теплые, до Минска близко, планировки хорошие — нормальные дома. А к поездам все давно привыкли, — добавляет собеседница.
Железная дорога находится всего в паре десятков метров от жилых домов. Шумозащитный экран, само собой, проблему полностью не решает: как минимум на верхних этажах стук поездов слышится очень хорошо. Говорят, даже кровати вибрируют.
— Первые несколько недель это парило, но к такому шуму очень быстро привыкаешь. А вот гости спать у нас не могут, — улыбается Павел, живущий на четвертом этаже с видом на громадный экран.
А в целом здесь довольно уютно: территория огорожена забором (пускай и без закрывающейся калитки), есть детская площадка, газон и мангальчик, принесенный кем-то из жильцов.
До Озерца от МКАД всего два километра, а «квадрат» здесь в свое время стоил меньше тысячи долларов по курсу. Компактные новостройки расположены на приличном расстоянии друг от друга. Во дворе — классная детская площадка, беседки для пикников, большой кованый мангал в виде трактора, велопарковка (правда, если верить жителям пятиэтажек, ее почему-то до сих пор не достроили). Снаружи все выглядит очень прилично.
За домом предусмотрена небольшая парковка елочкой, хотя автомобилисты все равно паркуются как привыкли.
Стоят все эти постройки прямо у поля, так что пейзажи здесь не самые живописные.
— В 2016 году в Малиновке метр стоил больше $1000, а здесь — всего $900. Выбор был очевиден, — говорит Марина, молодая мама. — Первое время мне не хватало цивилизации, потому что мы до этого в районе Комаровки жили и привыкли, что все под рукой. Но со временем освоились, тем более здесь детский центр есть, почту построили, а до метро скоростной автобус всего 15 минут идет. Сейчас еще и маршрутки добавили.
— Нам бы только сделали человеческую дорожку от школы, а то детям приходится с фонариками по проезжей части идти. Водители же там порой гоняют как сумасшедшие, — жалуются мамы, караулящие детей на игровой площадке.
Марина говорит, что есть и еще несколько неприятных моментов. Порой здесь плохо пахнет из-за близости полей, но это зависит от того, что за культура высажена. Да и с водой бывает беда: вечерами напор может быть совсем слабым — проблема всех пристоличных поселков.
Один из домов оснащен собственной котельной, что помогает здорово экономить: за «коммуналку» в холодный сезон Марина платила всего 50 рублей. Правда, систему не доработали.
— Мы живем прямо под котельной, и первое время она жутко шумела. А мы сюда за тишиной ехали! — смеется женщина. — Но позже застройщик все же пошел навстречу и поменял насос, теперь вроде все в порядке.
Мы заходим в подъезд. Ремонт «богатый».
— Подъезды красивые, но в квартирах есть проблема с вентиляцией: на верхних этажах конденсат прямо по стенам течет. Что-то неправильно сконструировали, — рассказывает Алексей. — А в целом район неплохой: сад есть, школа есть. Нам хорошо. О проблемах надо жителей коттеджей спрашивать, которые сперва нас невзлюбили. И я понимаю почему.
Наш сосед хотел свой дом продать за $300 тысяч, а потом прямо возле его забора построили несколько пятиэтажек. Естественно, цена упала, и он его так и не продал.
Частные дома стоят практически впритык к многоквартирным. Здесь есть довольно дорогие коттеджи, обычные деревенские домики и симпатичные двухэтажки. После возведения нового жилья их частная жизнь стала не такой приватной: теперь им приходится занавешивать окна.
— В принципе, они нам не мешают: ремонты почти все закончили, больше никто не шумит. Но есть несколько проблем.
Во-первых, от их окон отражается солнце и выжигает нам огороды.
Во-вторых, ради этих домов срубили деревья. А в-третьих, их построили так, что у нас теперь все время сквозняки. Но в целом мы понимаем, что поселок разрастается и с этим ничего не поделаешь: слишком мы близко к Минску, — говорит жилец одного из частных домов.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by