В представлении многих белорусов каркасный дом — это что-то не слишком надежное, недолговечное. Вместе с тем существует большая разница между нашими «каркасниками» и теми, что строят в Евросоюзе, где действуют строгие нормы по энергоэффективности (настолько строгие, что проект со слабым утеплением и без рекуперации тепла даже не пройдет согласование). С редакцией связался читатель по имени Кирилл и поделился своим опытом возведения каркасного дома в Литве.
Об архитекторе Кирилле Дегилеве и его доме в садовом товариществе под Минском мы рассказывали прошлой осенью. Читатели удивлялись: как каркасник может стоить $85 000? Герой же статьи уверял: для правильного дома даже $100 000 не предел, ведь львиная доля затрат — инженерная начинка. И вот Кириллу предоставилась возможность построить своими руками еще один дом. Причем не в Беларуси, а в соседней Литве, где, несмотря на географическую близость, принципиально иные подходы к проектированию и возведению жилья.
— Как занесло в Литву? При строительства своего дома для межэтажного перекрытия и кровли я использовал двутавровые деревянные балки. Ко мне на участок приезжал представитель компании-производителя. Смотрел, как мы все делаем. Позже от директора компании поступило предложение поработать на одном из объектов в Литве, куда они отгружали свой домокомплект, — вспоминает Кирилл. — Как архитектор я хорошо понимал каркасную технологию и имел дикое желание заниматься этой темой дальше. Так что перспектива прокачать умения показалась заманчивой.
Строительный рынок Литвы имеет свою особенность. После вступления страны в Евросоюз большинство квалифицированных специалистов уехали в Скандинавию, где заработная плата несравненно выше. Вакуум на рынке труда поспешили заполнить гастарбайтеры из Украины, России и Беларуси.
— Из местных сейчас остался зеленый молодняк, какие-то полумаргинальные бригады. Хороших литовских специалистов тоже можно встретить, но и расценки у них соответствующие. Много украинцев без опыта — когда они только хлынули, то сразу обвалили цены. Жестко демпинговали. Например, местные кладут плитку по 15—17 евро за «квадрат», а украинцы готовы за 7—8, — описывает ситуацию Кирилл. — Правда, со временем многие литовцы поняли, что никакого качества за три копейки не будет. Репутацию украинцы себе подпортили знатно, и сейчас уже мало кто хочет иметь с ними дело. А если и нанимают бригаду, то трижды проверяют ее историю.
В Литве нет запрета на застройку пахотных земель. Девелоперы выкупают и облагораживают крупные площадки в пригороде Вильнюса — подводят коммуникации, создают коттеджные поселки в едином архитектурном стиле.
— Мне нравится такой подход. Аккуратные домики, одинаковые заборы, какое-то благоустройство территории — все выглядит симпатично. Причем застройщики не собирают с людей 100% оплаты на стадии котлована, а строят за свои или кредитные средства. И заинтересованы все сделать качественно, чтобы потом продать, — рассказывает о местных реалиях собеседник.
— Очень популярный для пригорода формат — таунхаусы. Это относительно небольшие сблокированные дома, где площадь каждой квартиры составляет 80—100 кв. м. Коттеджей здесь строится даже меньше, чем таунхаусов, — продолжает Кирилл. — Типичный современный коттедж — это одноэтажный дом площадью до 150 «квадратов» из керамзитобетонных или газосиликатных блоков с утеплением толщиной 200 мм (а не 50, как часто бывает в РБ). Каркасников немного — вероятно, потому, что сам процесс строительства более технологичный и ответственный. В каркаснике слишком много моментов, которые нужно сделать качественно, чтобы в доме потом можно было жить с удовольствием. Срубы в Литве тоже редкость. Вопрос упирается в требуемый высокий класс энергоэффективности — необходимо дополнительное утепление, которое убивает эстетику деревянного дома.
В Литве Кириллу и его напарнику доверили сборку одноэтажного каркасного дома площадью 150 кв. м. Задание оказалось одновременно и интересным, и сложным. В архитектурном эскизе не были прорисованы все узлы. По ходу стройки многое приходилось вычерчивать самому и согласовывать с архитектором проекта.
План дома напоминает букву «Ч». В меньшем его блоке расположена гостиная с кухней, в большем — три спальни, два санузла и котельная, а перемычка служит холлом. Также здесь есть терраса и навес для двух машин.
Стройка заняла шесть месяцев. В августе — сентябре белорусы собирали каркас, следующие два месяца занимались утеплением, монтажом гипсокартона и пароизоляции, а в декабре приступили к обустройству фасада.
Каркас дома собирался не из привычного для белорусов бруса, а из двутавровых балок. Такая балка представляет собой два деревянных бруска, соединенных перемычкой из ОСП.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Работать с двутавровыми балками мне понравилось еще во время строительства своего дома под Минском. Там у меня была возможность оценить их прочность — на межэтажное перекрытие (длина балок составила 9 м на трех точках опоры с двумя пролетами 3,5 и 4,5 м и стандартным шагом 600 мм в осях) без проблем легла цементная стяжка с теплым водяным полом, — говорит Кирилл.
Балки довольно легкие, но в то же время обеспечивают высокую жесткость конструкции, дают возможность перекрывать большие пролеты, а максимальная длина изделия может быть до 13,5 м (в сравнении с обычным пиломатериалом длиной 6 м). Конструкция двутавра позволяет надежно фиксировать утеплитель и прокладывать в полости балки инженерные коммуникации. Помимо этого Кирилл отмечает минимизацию мостиков холода и идеально точные геометрические размеры, что в дальнейшем упрощает монтаж как наружной чистовой, так и внутренней черновой отделки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Промежутки между стойками каркаса заполнялись базальтовой ватой (в данном случае — 350 мм). Затем снаружи утепленный каркас обшивался фасадным гипсокартоном Knauf — он использован для придания конструкции жесткости, поскольку в двутавровом каркасе нет возможности врезать в стену обычную деревянную укосину.
Для пароизоляции наружного контура изнутри каркас обшили ПИР-плитами производства «Технониколь».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Три сантиметра ПИР-плиты эквивалентны 80 мм минваты. Выходит, если пересчитать на минвату, в стенах у нас 430 мм утеплителя, а в пироге кровли — 480 мм, — приводит расчеты Кирилл. — Это даже больше, чем требует класс энергоэффективности А+. Помню, мы с напарником после небольшого перерыва вернулись на стройку в декабре, когда стоял легкий мороз. Отопления в доме еще не было. Чтобы хоть немного повысить температуру, включили с вечера обогреватель на 1,5 кВт. Приезжаем утром — в доме площадью 150 кв. м 20 градусов тепла. Честно, я обалдел. Собирались напялить две кофты, а работали все оставшееся время в майках, и иногда приходилось даже проветривать дом.
Такие капитальные вложения в утепление объясняются тем, что все новое жилье в Литве должно соответствовать классу не ниже А+ по шкале энергоэффективности. Это весьма жесткие требования, которые не выдержал бы ни один типовой коттедж из тех буклетов, что раздают на строительных выставках в Беларуси.
— В Литве очень дорого обходится эксплуатация старых домов. У моего заказчика, например, большой коттедж, который строился давно. Зимой выходит что-то около 300—400 евро в месяц за «коммуналку», — говорит Кирилл. — Энергоэффективные решения снижают расходы в разы. Начинается все с того, что проект дома надо согласовать с местным архитектором, а он даст добро лишь в том случае, если все теплотехнические характеристики будут соответствовать классу А+. Перед сдачей дома заказчик приглашал ребят с тепловизорами и аэродверью и они проверяли здание на герметичность. Потому как важна не только толщина стен, но и качество сборки, стыковка и проклейка всех элементов.
В Беларуси я встречал строителей, которые путают пароизоляцию с ветрозащитной пленкой. Такие «мастера» в Литве будут с позором выгнаны, поскольку при здешних требованиях халтура не допустима, не пройдешь допуски. Отсюда и получаем зависимость: энергоэффективный — значит, правильно и качественно построенный.
Высокий класс энергоэффективности — это не только толстые и герметичные стены, но и современная инженерная начинка. Обязательное требование — система приточной вентиляции с рекуперацией тепла (выходящий из помещения воздух передает свое тепло поступающему с улицы).
Фасад дома получился комбинированным и контрастным по цвету — белый фиброцементный сайдинг плюс черный природный сланец. Ливневая система скрыта внутри.
— Архитектор исходил из того, что заказчик хотел неприхотливый в обслуживании и долговечный фасад. Фиброцементный сайдинг — крутая штука. Действительно прочный материал, который не покрутит, как дерево. Также он не требует постоянного подкрашивания и перекрашивания, — рассказывает Кирилл. — Единственной для нас проблемой стала неидеальная геометрия панелей (размер колебался на ширину доски плюс-минус 1—2 мм, и одинаковых по размеру досок из общего количества заказанного было не так уж много). Тут сказалась специфика нашего фасада — панели монтировались вертикально и с зазором в 9 мм. Мы связались с представителями фирмы, производящей данный сайдинг, и они были удивлены такому использованию их материала. Если посмотреть рекламные буклеты или фотографии в интернете, то в основном это монтаж либо «шип — паз», либо внахлест. Следовательно, небольшие огрехи в геометрии не будут ощутимы в отличие от способа монтажа, который выбрали мы.
Природный сланец вживую смотрится вообще шикарно, ни одна фотография не передает всей красоты. Правда, стоит учесть, что плитка монтируется внахлест, и если, например, внизу одна из них треснет, то для ее замены придется разобрать приличный фрагмент стены.
Сейчас дом готов под черновую отделку. Так он выглядит внутри.
Конвекторов и батарей не наблюдается. Отапливаться дом будет за счет теплового насоса и теплых полов.
Особенно впечатляют 3-метровые окна в гостиной.
Высота потолков варьируется от 3 до 3,2 м в спальнях и от 3,2 до 4,2 в гостиной.
Дом изначально строился для продажи. На литовских сайтах уже можно найти объявления с ценником в 149 000 евро.
— Для заказчика здесь нет сумасшедшего навара. Проект получился действительно дорогой, поскольку дом с запасом превзошел класс А+, — поясняет собеседник. — Есть два пути. Либо ты сначала переплачиваешь за энергоэффективность и всю жизнь экономишь на оплате отопления, либо дом выкачивает из тебя деньги, превращаясь в главную статью ежемесячных расходов. В Литве выбор давно очевиден, тогда как в Беларуси часто все еще исходят из принципа «чем дешевле, тем лучше».
Суши с доставкой в Каталоге Onliner
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by