18 899
04 апреля 2020 в 16:00
Источник: Оксана Красовская, Игорь Хмара. Фото: Максим Тарналицкий, Юрий Мельник

«Хранить негде!» Почему Минску не стать велостолицей, если ничего не изменится

Источник: Оксана Красовская, Игорь Хмара. Фото: Максим Тарналицкий, Юрий Мельник

Путешествуя по Европе (вы еще помните времена, когда мы могли свободно перемещаться из страны в страну и с континента на континент?), многие наверняка обращали внимание на то, как много людей передвигается на велосипедах. Дети, взрослые, пенсионеры — педали крутят все и всегда. Вдоль улиц — парковки, но не для четырех колес, а всего для двух. А что с нами не так? Почему велосипедов так мало, а инфраструктуры для них еще меньше? И можно ли что-то изменить, чтобы дивный новый мир, который обязательно настанет, был лучше, красивее, «велосипеднее».

Где хранить велосипед?

Проблем с тем, где хранить велосипед, нет, пожалуй, только у сельских жителей — известных поклонников данного транспорта. Свой двор, сарай, веранда — вариантов всегда много, хоть каждый день перебирай. Горожане находятся в куда более сложной ситуации: обустройством велобоксов озадачивается редкий застройщик, носить «друга» на балкон через всю квартиру или в подвал (если он есть) весьма затруднительно, оставлять в подъезде — опасно. Вот и получается, что в наших реалиях не иметь велосипед проще, чем иметь.

— В 2017 году мы проводили масштабное исследование и выяснилось, что отсутствие мест хранения велосипедов — вторая по важности проблема, из-за которой люди отказываются от этого вида транспорта. (Первая — это недостаточное количество обустроенных велодорожек), — рассказывает заместитель директора общественного объединения «Минское велосипедное общество» Максим Пучинский. — То есть проблема назрела, а может, даже и перезрела.

По нашим подсчетам, в Минске сейчас более 800 000 взрослых велосипедов и еще порядка 200 000 детских и самокатов. И количество альтернативного транспорта растет, в том числе постоянно добавляются средства персональной мобильности. Желание ездить у людей есть, в том числе ежедневно на работу, но все упирается в проблему хранения — где оставлять велосипед, который зачастую стоит довольно дорого. И ладно, если велосипед всего один, его еще можно как-то пристроить, а если в семье четыре человека и у каждого есть свой? Куда ставить этот «парк»?

Новости о том, что из очередного подъезда «увели» велик, в общем-то, уже и не новости. В тихом месте да посреди ночи перекусить не очень надежный замок не составит труда, а дальше — катись куда хочешь. Надежда на то, что милиция велосипед найдет, конечно, есть и такое нередко случается, но испытывать судьбу большинству не хочется.

— На деле подъезд — это, наверное, самое ненадежное место хранения, — рассуждает Максим. — Гораздо безопаснее оставить велосипед на людной улице, снабдив хорошим замком: если кто-то вдруг начнет усердно копошиться, пытаясь его открыть, прохожие обязательно обратят на это внимание.

горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 27 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Onliner рекомендует
городской, материал рамы: алюминий, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 11.95 кг

Ну а самый оптимальный вариант — это стационарный велобокс во дворе, причем такой, чтобы его стены были выполнены из металлической решетки либо сетки — так со стороны всегда будет видно, кто находится внутри и что делает. Но в Минске и пригороде таковых всего пару штук, причем построены они по инициативе застройщика, хотя городу давно пора обратить на эту проблему внимание.

Впрочем, если покопаться в глубинах Минска, можно обнаружить «вариации на тему». Вот так, например, выглядит велогараж, установленный года два назад возле новостройки в Охотском переулке. Точнее, то, что от него осталось.

Водрузилась на свое место сия «конструкция типа парник» силами местных коммунальщиков. Спросом среди местных жителей не пользовалась — ненадежная (поликарбонат ветром сдувает, что уже говорить, если к ней присмотрятся воришки). Разве что бомжи были благодарны за установку какое-то время.

Государство нам поможет?

Об этом мало говорят, но Генплан города Минска — наш главный документ, вопрос велопарковок стороной не обошел. В 13-й главе есть целый пункт, который называется «Интенсивное развитие велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения и снижения вредных воздействий механических транспортных средств на окружающую среду». В одном из подпунктов и вовсе приводятся чарующие постулаты: «Создать инфраструктуру велодвижения с включением парковок для велосипедов, мест их хранения и технического обслуживания, прокатных пунктов. Оборудовать дворовые территории жилых районов закрытыми велопарковками из расчета не менее одного парковочного места на две квартиры». Да это же почти идеально.

«Велосипедный вопрос» раскрывается и еще в одном документе. В 2018 году Технический кодекс установившейся практики (ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки») был дополнен следующим требованием: «При проектировании территорий новой многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать места для хранения велосипедов, принадлежащих гражданам, из расчета не менее одного места на велопарковке на 10 квартир». Опустим пока тот момент, что одно место на десять квартир — это крайне мало: опыт товариществ собственников, где велобоксы есть, показывает, что на места в «гараже» выстраиваются большие очереди. Удивимся же тому, что ТКП расходится с Генпланом: одно место на две квартиры и одно место на десять — это очень большая разница.

для мальчиков, количество колес: 2+2, возраст: 3–6 лет, колеса 16'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая
для девочек, количество колес: 2+2, возраст: 7–10 лет, колеса 20'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая

Но проблема не только в этом. Игнорирование большинством застройщиков необходимости строить велобоксы объясняется тем, что ТКП носит рекомендательный характер. А раз никто конкретно не требует и при приемке объекта не спрашивает, то и напрягаться незачем: что и как ни построй, в Минске все раскупят.

Раз застройщики сами не шевелятся, а государство их не подгоняет, горожане самостоятельно начинают решать свои вопросы: вот такая конструкция появилась на улице Голодеда. Напоминает гараж-«ракушку», которыми были усеяны дворы в 90-е. В зеленый бокс, установленный силами ЖСПК, помещается всего семь велосипедов — то есть счастливчиков с местами крайне мало, а вот смотреть на этот домик приходится всем. И вроде бы инициатива хорошая, явно согласована с местным чиновничеством, но с эстетической стороны выглядит это все крайне слабо (не в обиду жильцам).

Ищем альтернативу

— Понятно, что люди пытаются решить вопрос своими силами. Как это получается — другой разговор. Вот, например, в Каменной Горке жильцы поставили «сарайчик» на 16 отсеков во дворе своего дома. Тут явно не пахнет никаким разрешением — площадка не заасфальтирована, подходов к ней нет. Выглядит это странно, но, самое любопытное, жители соседних домов «пробивают», как нечто подобное можно установить у них. Потому что необходимость есть. Но представляете, если все начнут ставить во дворе конструкции различной величины и формы, во что превратятся эти самые дворы?

То, что делает ЖЭУ вроде как официально, тоже выглядит не лучше — это разве 2020 год? Это больше похоже на то, что лепится из остатков и стоит для галочки — места есть, норму выполнили, — рассуждает представитель велосипедного общества.

А вот пример из Лошицы: часть двора новостройки оттяпал огромный бункер. Но и его явно будет мало для такого количества жильцов. Внешний вид — будто начинающий формироваться строительный городок.

— Более-менее внятный вариант — это велобоксы на городских автомобильных стоянках. Это все та же странная конструкция из поликарбоната, но, по крайней мере, она находится на территории, которая охраняется. Стоит недорого — 5—7 рублей в месяц, вмещает обычно до 30 велосипедов. Но и тут есть нюансы.

Во-первых, на практике автостоянки находятся за пределами жилой застройки. То есть идти до велосипеда два квартала, чтобы проехать три, никто не будет. Во-вторых, почти всегда надо переходить довольно оживленную дорогу, что опасно для взрослого, а для ребенка и подавно. И в-третьих, на стоянки не пускают детей в возрасте до 14 лет без сопровождения взрослых.

Именно за счет таких мест на автостоянках можно выполнить требование ТКП 116 (одно место на десять квартир) в отношении новой застройки, и не более того. А вот на куда более прогрессивные нормы Генплана они не влияют. Но и к тому же это далеко не самый удобный вариант. Приличные (по виду и наполнению) велогаражи должны быть во дворах — так, чтобы к ним удобно было подходить и они в любое время просматривались. Этот вопрос надо решать уже сейчас, причем вряд ли силами государства.

То, что получается у ЖЭУ, мы видим. И понимаем, что это неэффективное расходование денег — кто-то же купил эту теплицу, установил, обслуживает ее. И все зря — люди не пользуются. Наверное, надо отдать вопрос на откуп частнику, который и фасад продумает, и розетки для электровелосипедов, и о видеонаблюдении позаботится.

Мы же, велосипедное общество, со своей стороны согласны консультировать, объяснять, готовы общаться с чиновниками. А то у нас государственные программы вроде как принимаются, но, как они будут работать и с того ли бока подошли, никто не знает, потому как эти люди в большинстве своем на велосипедах не ездят, — говорит Максим.

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг

Что скажет бизнес?

Велогаражи, установленные в «Новой Боровой», вполне себе повод для зависти (и споров, так как даже при таком раскладе мест жителям все равно не хватает). Но тут «заморочился» застройщик, который реализовывал определенный концепт. Нужно ли это бизнесу?

— Строительство велобоксов — тема социальная и не очень высокодоходная, — рассуждает предприниматель из Минска, который когда-то поглядывал в эту сторону и готов был вместе с партнерами вложить немалые деньги. — Окупаемость проекта более пяти лет: один приличного вида бокс (не путать с теплицей из поликарбоната) с учетом видеокамер и розеток стоит около $5000. Плюс его надо обслуживать, убирать территорию. А сколько ты возьмешь с человека за место? Максимум восемь рублей в месяц. Так что тут надо брать количеством. То есть сразу обустраивать, к примеру, 250 площадок в удачных местах, чтобы был какой-то оборот и можно было содержать штат тех же уборщиков.

Но проблема даже не в деньгах, а в том, что в теме строительства велогаражей нет порядка, нет законодательного регулирования. Чтобы вы понимали, в наших законах есть только упоминание понятий «велостоянка» и «велопарковка». Что это такое — не прописано нигде, определение не дано. Отсюда и главная проблема: как регулировать то, что даже не «названо»? Насколько я знаю, конкретные понятия сейчас появились в проектах строительных норм, то есть в ближайшие месяцы подвижек не будет.

А как начинать что-то делать, если под это не подведена законодательная база? Ты просто каждым своим шагом будешь нарушать закон. Пока даже не существует четкого алгоритма, как действовать, если ты бизнесмен и хочешь установить сеть велобоксов или ты жилец и собираешься попросить, чтобы это сделало хотя бы ЖЭУ. Кто должен быть инициатором — один житель (или целая толпа), юрлицо, велосипедное общество, ЖЭУ, товарищество собственников? Куда надо обращаться, какова административная процедура. Все эти «теплицы», которые вы видите во дворах, они, по сути, незаконны.

Плюс опять же, мы упираемся в вопрос отвода земли, необходимость разрабатывать проект. А как потом будет организована деятельность? Должны ли быть льготы для пользователей? Не прописано ничего, поэтому в городе и не появляются нормальные велогаражи, поэтому бизнес и не вкладывает деньги. То есть концептуально у нас вроде есть одобрение власти, причем с самого верха, а «внизу» — пусто, законы не написаны. И это надо менять в первую очередь.

Причем надо, чтобы бизнес мог показать, какие конкретно площадки ему интересны, а не ЖЭУ ткнуло пальцем на место, которого, условно говоря, не жалко. Заинтересованные люди, причем готовые реализовывать красивые проекты, которые явно одобрит городская архитектура, есть, но делать они ничего не будут, пока не появятся законы. Странно, что в этом направлении пока активно не двигаются, так как это тоже деньги для бюджета города.

Если очень постараться, то можно?

Несмотря на всю нелояльность госсистемы к созданию велоинфраструктуры, некоторым жителям города все-таки удается созидать. Так, Евгений Рудский добился того, чтобы велобокс появился в квартале «Магистр». От имени группы студентов «Солянка» молодой человек обратился в администрацию Первомайского района, а та одобрила проект возведения велостоянки рядом с городком БНТУ в районе метро «Борисовский тракт».

— Здесь живет много преподавателей, магистранты, ученые, — отмечает Евгений. — Совсем рядом — общежития и учебные корпуса политеха. Следовательно, студентам БНТУ тоже удобно пользоваться нашей велостоянкой. Правда, с жителями «Магистра» перед стартом проекта мы не общались. Конечно, это необходимо: действовать за спиной у местных жителей не стоит.

— Проект мы разработали сами, — вспоминает Евгений. — Начертили в «Автокаде», а потом еще нарисовали на асфальте мелом в натуральную величину. Сначала мы отнесли в администрацию Первомайского района и в «Зеленстрой» заявление, план-схему расположения велостоянки и список жильцов, которым нужны веломеста. Через месяц пришел ответ: делайте строительный проект, но не размещайте велостоянку на коммуникациях. Проект согласовали без замечаний.

Спустя полгода ребята нашли спонсоров, частично оплативших материалы (общая стоимость — 2500 рублей). Компания ITBFB предложила свое мобильное приложение ParkMyCarnow для управления замком. Он на солнечной батарее: обычно работает исправно, утверждает Евгений, но на случай поломки есть и обычный ключ.

— На велопарковке компактно расположили 40 мест. Мы собирали ее сами: стены из дерева (оно экологично, комфортно и приятно глазу), крышу — из недорогого и легкого поликарбоната. На велостоянке повесили камеру видеонаблюдения. Нам помогли Минское велосипедное общество и магазин «Велогалерея».

Велопарковку открыли в декабре 2018 года, она находится на балансе общественного объединения «Солянка». Чтобы арендовать веломесто, нужно вступить в «Солянку» и внести членский взнос — 1 базовую величину в год. Эти средства расходуют на эксплуатацию велопарковки, объясняет Евгений.

— Большинство мест разобрали сразу. Как правило, когда люди переезжают, на велостоянке временно пустует всего пара мест.

После возведения велостоянки в «Магистре» Евгений создал организацию RovarBox: активист намерен строить велостоянки и контейнерные площадки и в других районах Минска: «Мы готовы строить аналогичные велопарковки для ТСЖ, у которых есть земля. Делать это на территориях общего пользования мешает тот факт, что в законодательстве не описан процесс согласования велостоянок. На этот счет мы готовим свои предложения. В целом, я хочу, чтобы активных велосипедистов в Беларуси было все больше».

Велосипеды разные, но все есть на складе

Выбор покупателей
горный, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 29", вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!