Рассматривая открытки и фотографии солнечного Минска конца прошлого века, понимаешь, как сильно изменился город за последние 20—30 лет. Некоторые всем известные здания исчезли навсегда. Другие, пережив реконструкцию, совершенно утратили связь с эпохой, их породившей. Ресторан «Каменный цветок», кинотеатр «Вильнюс», универсам «Рига» — дорогие многим минчанам места сегодня выглядят совсем не так, как в нашем детстве и молодости. Onliner.by вспоминает «ламповые» образцы советской архитектуры, которым суждено было обрасти чужеродными пристройками, бежевой плиткой, зеркальным остеклением и потерять свою аутентичность.
Более трех десятков лет кинотеатр «Вильнюс» на улице Калиновского считался одним из символов жилого района Зеленый Луг. Открывшись в 1976 году, он стал частью крупного общественного центра, включавшего в себя также гастроном, столовую, кафе, танцевальный зал, сберкассу, почту, парикмахерскую, библиотеку, различные мастерские и фотоателье. На противоположной стороне улицы вдоль пешеходного бульвара располагалась Доска почета с портретами в крупных бетонных рамах.
Наружные стены здания были облицованы керамической плиткой в сочетании с декоративной штукатуркой под гранит, внутренние — розовым ракушечником. Залитое светом фойе второго этажа украшало панно «Искусство и культура Литвы».
В конце 1990-х с появлением во многих семьях видеомагнитофонов объект киноиндустрии на улице Калиновского стал убыточным. На некоторые сеансы приходило всего по несколько человек, в зрительном зале было прохладно.
Какое-то время после закрытия здание стояло законсервированным, затем на долгие годы затянулась его реконструкция. Лишь в 2012 году бывший кинотеатр превратился в центр единоборств, при этом полностью утратив свой первоначальный вид. Фасад был облачен в зеркальное стекло и вездесущую бежевую плитку, сверху зачем-то появился купол. И вот уже ничто не напоминает о временах, когда на стенах висели нарисованные от руки афиши, в билетных кассах стояли очереди, а на ступеньках кинотеатра назначались свидания.
Безусловно, город получил нужный и полезный спортивный комплекс. Вместе с тем с его появлением навсегда пропал любимый многими символ района. Можно ли было наполнить здание новой функцией, не уничтожая архитектуру? В горисполкоме решили, что нет.
В 1980 году на перекрестке улиц Сурганова и Леонида Беды открылся крупный универсам, названный в честь столицы Латвийской ССР. Использовав московский типовой проект, белорусские архитекторы пересмотрели фасадное решение, в результате чего на свет явился объем из прозрачного стекла с мощными бетонными плитами кровли и консоли козырька над центральным входом. Композицию завершала вертикальная металлоконструкция с названием магазина.
Торговый зал дополнялся кафетерием в правой части магазина, а в его стилобате находилась культовая среди местных жителей пивная.
Реконструкция универсама началась в 2000-х. Здание обзавелось пристройками и вторым этажом, благодаря чему общая площадь комплекса практически удвоилась. От старой «Риги» сегодня осталось только название.
По большому счету ничего страшного не произошло. Что плохого в том, что район получил современный торговый центр? Внешний вид — всего лишь вопрос вкуса. Вздохнут только ценители советской архитектуры: в жертву новым квадратным метрам торговых площадей был принесен небезынтересный внешний облик универсама, вплоть до последних дней своего существования сохранявший атмосферу 1970-х.
В 1958 году на главном проспекте города в районе Комаровки началось возведение объекта под названием «Универмаг на 300 рабочих мест в г. Минске». Проект не был оригинальным. Такие же трехэтажки (первые два этажа — торговые, третий — технический) в те времена строились от Луганска до Новосибирска.
Стройка шла не быстро, в том числе из-за болотистой местности, и вот в 1964 году крупнейший универмаг Белорусской ССР открылся для посетителей. Само собой, событие было приурочено к красной дате календаря — Дню Октябрьской революции.
Уже в 1980-х ЦУМ столкнулся с проблемой нехватки торговых и складских площадей. Начавшаяся в 1990 году реконструкция предполагала перепланировку, вынос лестничных маршей из центральной части здания за пределы торговых залов, а также надстройку из легких металлоконструкций четвертого и пятого этажей и строительство дополнительных объемов.
Поскольку реконструкция велась в непростые для экономики страны времена, объект превратился в долгострой. Первая и вторая очереди были сданы в 1994 году, третья — в 1997-м.
Старое здание магазина, конечно, не имело большой ценности для города. Его модернизация была неизбежна. Однако результат реконструкции оставляет вопросы. Обновленный ЦУМ с окошками-бойницами и неоднозначной башенкой смотрится чересчур тяжеловесно для главного проспекта города.
Сегодня людей уже трудно удивить архитектурой, а в конце 1960-х эта круглая стекляшка на бульваре Толбухина произвела немало шума. Среди тяжеловесных зданий, которыми застраивался город в первые послевоенные десятилетия, появился легкий, воздушный, пронизанный светом объем. Наравне с павильоном ВДНХ ресторан «Каменный цветок» стал ярчайшим представителем нового направления в архитектуре.
Образ каменного цветка символизировала колонна-стебель в центральной части здания и расходящиеся по потолку лепестки. Заведение пользовалось невероятной популярностью. В вечернее время здесь проходили программы варьете. Вход на такие мероприятия был платным, причем еда и напитки не входили в стоимость билета.
Позже облик постройки изменился — от панорамного остекления остались лишь окошки-бойницы. А в конце 1990-х ресторан и вовсе закрыли. Несколько раз здание безуспешно меняло собственников, пока наконец за дело не взялись бизнесмены из Китая. В 2014 году на месте «Каменного цветка» открылся ресторан-клуб «Панда». Однако и он просуществовал недолго. С недавних пор здание живет новой жизнью — здесь работает магазин сети «Доброном».
На рубеже 1950—1960-х годов в Минске появились четыре двухзальных кинотеатра, построенных по типовому проекту архитектора И. Зотовой («Комсомолец», «Родина», «Беларусь» и «Мир»). Такие же аскетичные «коробки» возводились в те годы во многих городах СССР. Без особого сожаления Минск расстался с «Беларусью», «Родина» была подвергнута реконструкции. Сейчас здесь размещается Новый драматический театр.
В ходе переделки главный фасад получил весьма спорный эклектичный облик, сочетающий в себе все ту же бежевую плитку и зеркальное остекление, дополненное бутафорской колоннадой.
Впрочем, надо отдать должное: из небольшого по площади кинотеатра строители сделали современный комплекс, удобный для актеров и зрителей. Добиться этого удалось прежде всего благодаря трехэтажной пристройке. Так ли был ценен для истории типовой фасад и стоило ли его сохранять — вопрос дискуссионный.
О существовании этого здания и его истории знают немногие минчане. Давным-давно двухэтажка, расположенная по адресу ул. Короткевича, 9а, служила первым аэровокзалом Минска. Отсюда пассажиры улетали в различные белорусские райцентры, Москву и другие города СССР, с которыми было налажено авиационное сообщение.
Это было небольшое и довольно простое здание, тем не менее обладающее своей индивидуальностью. Парадный вход украшали две колонны, на втором этаже размещалась просторная терраса, а над крышей возвышалась башенка для наблюдения за обстановкой на взлетной полосе. Напротив входа на постаменте стоял памятник Сталину, а с обратной стороны — памятник Ленину.
В 1958 году на улице Чкалова открылось главное здание аэропорта, известное сегодня каждому минчанину, а старую двухэтажку приспособили для нужд Минского объединенного авиационного отряда, там же работала поликлиника. Позже, после перемещения авиационного отряда в аэропорт Минск-2, в здании осталась врачебно-летная экспертная комиссия и поликлиника гражданской авиации. По сей день здесь проходят освидетельствование и лечение пилоты, авиатехники, бортинженеры и другие работники авиационных организаций.
К сожалению, в начале двухтысячных здание было реконструировано в худших традициях «евроремонта». Ему надстроили мансардный этаж, покрыли кровлю ярко-синей металлочерепицей, застеклили террасу. Вероятно, по причине столь безвкусной переделки здание так и не получило статус историко-культурной ценности. В ближайшее время оно будет снесено ради строительства многоэтажек комплекса «Минск-Мир».
В Минске есть еще немало известных зданий, внешний вид которых претерпел изменения в последние годы. Сохранив свой исторический облик, они вынуждены сосуществовать с новыми элементами, чуждыми стилю своей эпохи. Самый простой пример — стадион «Динамо» со странными мачтами освещения (прозванными в народе «мухобойками»). Или гостиница «Беларусь». Так ли нужен был панорамный лифт на фасаде?
Старое поколение минских архитекторов, причастное к появлению на свет зданий эпохи 1960—1970-х годов, весьма болезненно воспринимает процессы, происходящие в последнее время. Как считает Михаил Гаухфельд, заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, назрела необходимость взять под охрану государства ряд объектов, которых еще не успела коснуться реконструкция.
— Видоизменение зданий — процесс, уходящий корнями в глубокое прошлое. Испокон веков завоеватели рушили и перестраивали чужие сооружения, использовали камни для новых построек. Лишь в XIX веке в Европе поменялось сознание и появилось законодательство в области сохранения исторического наследия, — говорит Михаил Львович. — Сегодня в Европе бережно сохраняют архитектуру всех эпох, в том числе 1970-х годов, понимая ее своеобразие. В Беларуси же здания этого периода не имеют охранного статуса, а значит, могут быть видоизменены до неузнаваемости по желанию инвестора.
Из переделанных минских зданий наибольшее сожаление у меня вызывает бывший «Каменный цветок». Ансамбль бульвара Толбухина считался большим достижением советских архитекторов эпохи «борьбы с излишествами», а стеклянный ресторан — украшением всего комплекса. То, что мы видим сейчас, полностью противоречит авторской идее.
Кинотеатр «Вильнюс»… Трудно по внешнему виду сказать, каково функциональное назначение здания, появившегося на его месте. Торговый центр, офисы или ледовый дворец? Реконструкция оставила яркого представителя эпохи 1970-х без своего лица.
За счет современного остекления видоизменился и облик кинотеатра «Партизан». Раньше с улицы было видно мозаичное панно Мая Данцига, сейчас в стекле отражаются облака. Пропали объем и глубина, интерьер перестал работать на экстерьер. В Европе от зеркальных фасадов ушли лет 20 назад, мы почему-то не можем. Вспомните ВДНХ на улице Купалы. Стоило сделать нижнюю часть зеркальной, как здание «потерялось». А вот Национальная библиотека — как раз другой случай. Там следовало использовать зеркальное остекление.
По мнению Михаила Гаухфельда, сегодня архитектурному сообществу необходимо добиваться охранного статуса для зданий, являющихся яркими представителями своей эпохи, несмотря на их возраст. Ведь если этого не сделать, то через десяток лет Минск может фактически потерять целый пласт архитектурного наследия 1960—1990-х годов.
— Не обязательно сохранять все. Функции зданий меняются, как и потребности общества, перестройки неизбежны. Но давайте выберем один жилой квартал, микрорайон, типовой кинотеатр, универсам, дворец культуры (я уже не говорю о зданиях с индивидуальной архитектурой) — и наложим запрет на изменение внешнего вида, а иногда и интерьеров. Не так давно Минск лишился уникальных интерьеров на первых этажах зданий по проспекту Независимости. Буквально через несколько лет их взяли под охрану государства, но уже было поздно, — сожалеет Михаил Львович. — Мы должны сохранить для потомков образцы архитектуры разных эпох, чтобы люди знали, как строили в 1950-е, что считалось современным в 1960-х, 1970-х годах.
Несколько лет назад я поднимал в комиссии Минкульта вопрос о расширении списка историко-культурных ценностей за счет включения в него получивших признание общественности объектов 1960—1990-х годов постройки. Там инициатива была одобрена, нашему союзу поручили провести предварительный анализ. К сожалению, эта работа не была доведена до конца. Но теперь к ней необходимо вернуться. Какие объекты мы бы хотели там видеть? Конечно же, это и здание театра музкомедии на улице Мясникова, над которым уже сгущаются тучи, и поселок Тракторного завода, и Осмоловку, и остатки водно-зеленого диаметра города, Слепянскую водную систему и многие другие. Список должны составить специалисты, а затем его, безусловно, надо обсудить со всеми жителями города.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by