До 10 января — времени, когда УКС Центрального района начал заключать договоры с заявителями, действующими от своего лица и по доверенности, — на крыльце управления толпилось около 60 человек. Первая тридцатка была абсолютно уверена, что заполучит квартиры, номера с тридцатого до сорокового рассчитывали, что хоть что-то им да достанется, все, кто дальше, — верили и надеялись. Но чуда не случилось — к примеру, дежурившая под заветными дверями почти месяц и находящаяся под номером сорок Нина Михайловна так и не смогла написать заявление, все жилье разобрали перед ней. О том, какая атмосфера царила в очереди и как проходили дневные и ночные бдения, Onliner.by рассказала Оксана, которая рассчитывала, что ценник в $820 отпугнет «перекупов» и даст возможность построиться простым семьям, у которых есть кое-какие накопления и желание обзавестись своими «квадратами».
— Мы с мужем также хотели приобрести квартиру в строящемся доме на Выготского, — рассказывает девушка. — После опубликования данных третьей декларации не сразу поехали занимать очередь, почему-то были уверены, что при цене $820 за квадратный метр люди либо разойдутся, либо придут непосредственно 10.01.2018 г. В субботу вечером (06.01) супруг проезжал по своим делам по улице Гвардейской, увидев небольшую толпу из 15—20 человек, решил подойти поинтересоваться. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что уже создан новый список, что люди все равно не уходят, организовано посменное дежурство, отдежурившие в основном не отправлялись домой до следующей «вахты», а ночевали в рядом припаркованных с УКСом машинах. Более того, последний номер на тот момент в списке был 68! Мы сразу записались 69-ми и решили попробовать постоять в очереди сначала сутки. Очередь продвигалась, в 7:00 и в 20:00 были переклички, и к утру 10.01 мы стали уже 60, это, конечно, не в первой тридцатке, но все-таки надежды какие-то были (ведь квартир согласно 3-й декларации было 69).
Обстановка в очереди была крайне напряженная, каждый видел друг в друге конкурента, была создана группа в Viber, где сообщалось место и время перекличек, давалось 15 минут для того, чтобы прибыть на место пересчета, в противном случае тебя вычеркивали из списка и очередь сдвигалась. Первая тридцатка были своего рода «неприкосновенные» (ну мне так показалось), у них была отдельная группа в Viber, отдельный список, который не сбрасывался в нашу группу «31+».
Уже 09.01 ночью в районе УКСа (на стульях и лавках у крыльца, в рядом припаркованных машинах, просто бродившие) были, наверное, уже все ранее записавшиеся в список и их родственники и друзья. Первые 15—30 человек, «оккупировавшие» крыльцо, вели себя крайне уверенно (наверное, подозревая об исходе «операции»), они даже, как мне показалось, слегка подсмеивались над 40—74-ми номерами в списке. Очередь выстроилась где-то к 7:30 утра 10.01, и до последней проданной квартиры практически все оставшиеся не расходились, всем был интересен результат.
Первого человека пригласили в 8:30, последний вышел где-то в районе 15:00. Большинство, конечно, подозревало, что будут люди, которые возьмут по 2—3 квартиры, так как ночью 09.01 много людей из очереди (первых 20) говорили, что к ним подходили люди (так называемые «перекупы») и предлагали за вознаграждение ($1000 за однокомнатную и $2000 за двухкомнатную квартиры) взять у них заранее подготовленную доверенность и «втихаря», без очереди, помимо своей, приобрести для них квартиру (квартиры). У всех, кто выходил из дверей УКСа, очередь интересовалась о количестве «купленных» квартир, практически все говорили, что одна, потом быстренько убегали в свой автомобиль и уезжали домой. Правду мог сказать только следующий вышедший о предыдущем, практически каждый второй, если не каждый первый (из 15—20 списочных человек), врал и писал заявление не только на свою, а также на 5—10 квартир по заранее подготовленным доверенностям. Был случай, когда женщина (в ряду первых 5) выбежала из УКСа, прямиком в свой автомобиль и уезжать, потом выяснилось, что она вроде как написала заявление на свою квартиру и еще что-то около 16 двухкомнатных квартир взяла по доверенности.
Мы, напомню, были 60-е в очереди, уже после того, как вышли первые 10 человек, было понятно, что квартира по этой декларации нам не достанется. Супруг, наверное, сразу же махнул рукой и уехал на работу, а мне хотелось получить хотя бы какое-то моральное удовлетворение после трех суток «дежурства», достоять до конца и узнать результаты. Последнюю квартиру «забрал» то ли 34-й, то ли 36-й номер из списка (на утро 10 января в списке было около 74 надеющихся).
В очереди было очень много хороших людей, приезжали семьями супруг с супругой, родители помогали детям, большинство — простые, открытые, практически все шли на диалог, рассказывали свои истории.
Бог судья каждому, кто взял три и более квартир для себя или своих родственников, а может быть, поддался жажде легкой наживы. Остаются вопросы лишь к УКСу, который все-таки является государственной организацией: почему у них, подписывавших заявление от одного гражданина на 10—15 квартир, не возникали вопросы по поводу законности этих доверенностей, большинство из которых (доверенностей) предлагались «перекупами» незнакомым людям из очереди еще 9 января ночью (вряд ли они в 2 часа ночи посадили стоявшего в машину, съездили к нотариусу и надлежаще оформили доверенность)? Да и правоохранительные и налоговые органы могли бы отреагировать на сложившуюся обстановку (проверить законность приобретения 10—15 квартир от одного человека, факты получения незаконного вознаграждения за приобретение квартир по доверенности незнакомым людям, а также дальнейшую судьбу купленных квартир (через какое время они будут выставлены на перепродажу купившими по доверенности и не только)).
Возможно, мое мнение и мнение таких же простых людей поможет государственным органам по-другому посмотреть на сложившуюся обстановку.
Напомним, что прокомментировать все происходящее со строительством квартир УКС Центрального района отказался.