Вандализм или «умеренная эклектика»? Молодой vs заслуженный архитектор о проекте здания на Октябрьской площади
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
18 012
158
05 января 2018 в 16:00
Автор: Лора Нагапетян

Петиция против строительства бизнес-центра на Октябрьской площади уже собрала без малого 3000 подписей и скоро будет направлена в Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома. Что будет дальше, неизвестно, но, судя по комментариям, неравнодушные минчане собираются стоять на своем до конца. По мнению авторов петиции, предложенному компанией Dana Holdings зданию (застройщик описывает архитектуру объекта как «умеренная эклектика») не место в центре города. Onliner.by спросил у архитекторов, принадлежащих двум разным поколениям, что они об этом думают. И вот что они ответили.


Андрусь Bezdar: «Это строительство акт вандализма над городом и его жителями»

Молодой, но уже достаточно опытный архитектор студии ZROBYM architects высказал довольно радикальную позицию насчет проекта, назвав его актом вандализма. По его мнению, если уж и строить что-то на этом месте, то современное и невысокое.

— Dana Holdings неуважительно относится к минской архитектуре, — сказал Андрусь Bezdar (Андрей Маковский). — Получая для строительства самые значимые места в городе, они абсолютно «по-варварски» вплетают в сложившуюся городскую ткань здания, которые портят горожанам визуальную среду и ощущение от города в целом. Так произошло с Dana Mall, так, вероятно, будет и с Октябрьской площадью.

Надо начать с того, что участок под строительство очень сложный. Как архитектор, я долго думал, что ZROBYM architects построили бы на этом месте, получи мы такой заказ (чисто гипотетически). На мой взгляд, было бы правильно и честно строить там современное, прозрачное, максимально нейтральное здание, высотой 3—4 этажа, с большой эксплуатируемой озелененной панорамной крышей. Современное, потому что строить в 2018 году классику, как театральные декорации, я считаю кощунством. Современная архитектура имеет свой полноценный художественный язык, отражающий взгляды и ценности нашего поколения не хуже, чем классицизм отражал ценности своего.

В Европе современные здания безболезненно интегрируют в историческую застройку, не нарушая при этом сложившихся градостроительных связей и значимость памятников архитектуры. Соединение классики с современной стекляшкой — это априори китч, который, вероятно, любят белорусские чиновники, но который архитектурным сообществом расценивается как безвкусица. Это архитектура, которая перестает транслировать ценностные ориентиры своего времени, заменяя их непонятным миксом из стилей.

Думаю, здание должно было быть прозрачным, чтобы раствориться в городской ткани, и невысоким, дабы не доминировать над историческими памятниками. Прямая панорамная крыша дала бы новый уровень общественного пространства с функциями, каких явно не хватает Октябрьской площади. На озелененной эксплуатируемой кровле могли бы расположиться заведения общепита, места для отдыха и общения, развлекательные зоны.

На мой взгляд, такая архитектура могла бы правильно развить и дополнить сложившуюся градостроительную ситуацию. Вместо этого коллеги из Dana Holdings предлагают построить очередного китчевого архитектурного монстра, доминирующего над окружением своим масштабом.

Я считаю это строительство актом вандализма над городом и его жителями и хотел бы призвать застройщика пересмотреть проект, пока не поздно.

Август 2014 года

Октябрь 2014 года

Декабрь 2017 года

Армен Сардаров: «Надо посмотреть на здание со всех точек зрения: от ГУМа, с Интернациональной, с площади Победы. Необходимо провести целый комплекс исследований»

Армен Сардаров, доктор архитектуры, профессор, декан архитектурного факультета БНТУ, с присущим профессионалам подходом сказал Onliner.by, что для объективной оценки о проекте не хватает информации. Не поспоришь: застройщик предоставил лишь несколько рендеров, по которым весьма сложно судить о реальных масштабах здания и уж тем более о том, как оно будет смотреться с разных точек обзора.

— Если судить по имеющимся материалам, первое, что могу сказать: эта архитектура не нова, — дал свое заключение Армен Сергеевич. — В середине 50-х годов прошлого века появилось постановление, направленное на борьбу с так называемыми архитектурными изысками. Фактически оно было направлено против неоклассицизма — господствующего в то время идеологического стиля. Архитекторы начали внедрять в город более современные и простые формы. Есть критики, которые даже называют их брутальными. Но в силу того, что в сфере архитектуры сформировались определенные личности, неоклассические детали и образы все-таки возникали: колонны, фронтоны. Самый яркий пример — наш проспект Независимости. Например, здания напротив филармонии — неоклассика в остатках, деталях и воспоминаниях. Проект вызывает именно такие чувства: современному зданию решили придать признаки классики.

Вторая реакция такова: чтобы высказать полноценное мнение, нужно значительно больше материала по визуализации. Проспект Независимости — удивительный памятник архитектуры, который мы хотим внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Прежде всего надо посмотреть на здание со всех точек зрения, а не только на фасад. Как он будет восприниматься при движении по проспекту от ГУМа? Возможно, с других точек проспекта посмотреть, с Интернациональной, с площади Победы? Необходимо провести целый комплекс исследований.

Что касается негативной реакции общества, слава богу, что общество может открыто выражать свои чувства. Но я бы не стал говорить, что это истина в последней инстанции. Достаточно много примеров, когда реакции людей-непрофессионалов бывают необъективными. К примеру, строится новое здание, а какая-нибудь бабушка вспоминает, что когда-то здесь стоял деревянный магазин. Руководствоваться эмоциями группы людей сложно.

Что бы я хотел видеть на этом месте? С профессиональной точки зрения, возможно все, но надо, чтобы это было профессионально сделано.

Таким образом, образ здания не чужд от того, что делали белорусские архитекторы, но чтобы сделать профессиональное суждение, необходимо больше информации по этому объекту.

Читайте также:

Автор: Лора Нагапетян
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
05.01.2018 в 16:01
Акт вандализма - это даже мягко сказано.
По головам идут.
05.01.2018 в 16:01
Поддержу Андрея Маковского!
05.01.2018 в 16:03
Этот "бизнес-центр" не лучше реконструируемых старых советских кинотеатров по городам и весям.
05.01.2018 в 16:03
Эта вся стройка - хуже вандализма!!!
05.01.2018 в 16:04
Андрюха мы с тобой! только вперед!
05.01.2018 в 16:04
Сплошное МАВЗОЛЕЕСТРОЕНИЕ.
НАДОЕЛО УЖЕ
05.01.2018 в 16:06
А мне здание нравится!!!
05.01.2018 в 16:06
От библиотеки ещё всё отходим и тут предложить ТАКОЕ!
05.01.2018 в 16:08
Сардаров наговорил, наговорил... Ничего не сказал. Школу не пропьешь... :)
05.01.2018 в 16:09
Можно было музей ВОВ не сносить, в таком случае.
05.01.2018 в 16:09
Кощунство строить вслед за европейцам то, что у нас не впишется в наш архитектурный ансамбль проспекта. Старый архитектор прав, а этот молодняк пусть опыта набирается.
05.01.2018 в 16:10
"Проспект Независимости — удивительный памятник архитектуры, который мы хотим внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО."
Поздняк метаться: экс-Кемпински уже поставил жирный крест на Ваших мечтах
05.01.2018 в 16:11
От библиотеки ещё всё отходим и тут предложить ТАКОЕ!
"Олег_В.":

Напиши, что это построили в Н-Й или каком другом прогрессивном городе - вы все будете стоя аплодировать и говорить, что в нашем болоте такое никогда не построят.
05.01.2018 в 16:11
Сделать Октябрьскую площадь хуже, чем она есть, все равно невозможно. Пусть строят, что хотят.
05.01.2018 в 16:14
А мне нравится. Пусть строят. Минск должен быть стильным современным городом))). Спасибо городским властям и наивысшим силам за этот великолепный проект)))
05.01.2018 в 16:15
А как по мне, так какие-то кЕтайские мотивы, а не здание.
05.01.2018 в 16:17
Dana Holdings неуважительно относится к минской архитектуре, — сказал Андрей. — Получая для строительства самые значимые места в городе, они абсолютно «по-варварски» вплетают в сложившуюся городскую ткань здания, которые портят горожанам визуальную среду и ощущение от города в целом. Так произошло с Dana Mall, так, вероятно, будет и с Октябрьской площадью.

боюсь представить что будет с человеком который так раскритиковал Дану которая всех переиграла и играет в хокей
05.01.2018 в 16:17
Кощунство строить вслед за европейцам то, что у нас не впишется в наш архитектурный ансамбль проспекта. Старый архитектор прав, а этот молодняк пусть опыта набирается.
"papls":

Вслед за какими европейцами?
Это уголовники-гандольеры европейцы?
Если только с той точки зрения, что они в розыске Интерпола
05.01.2018 в 16:17
Молодой, но опытный- это реально жесть- объеденили в формулировке необъединяемое . Или может в его личном портфолио есть десяток современных небоскребов? Много лет подбираю архитекторов для работы- но либо опытный, либо молодой. Третьего не дано!
Есть еще третье- это архитектор , выпущенный в облвузе, не проходивших черчение дпже в школе. Эти помле выпуска не знают типов линий. Походу именно такого в эксперты и взяли.
А вообще по зданию и его вписываемость в окружение- ни одному архитектору такое понравиться не может. Исключая архитекторов-бизнесменов из Даны.
05.01.2018 в 16:18
Какой то гибрид аквариума и исполкома, мне не нравится
05.01.2018 в 16:21
Dana вообще нормально строить умеет?!
05.01.2018 в 16:22
Короче, если так, то гуглите статью
Союз архитекторов «агрессивно настроен» к бизнес-центру на Октябрьской
05.01.2018 в 16:24

А вообще по зданию и его вписываемость в окружение- ни одному архитектору такое понравиться не может. Исключая архитекторов-бизнесменов из Даны.
"Codman":

Как вы красиво уголовников назвали! архитекторы-бизнесмены....
05.01.2018 в 16:25
как архитектору, мне больше рендеров не нужно, чтобы увидеть неувязку сего сооружения на данном месте. Этажей 6, или даже 7 можно сделать не выпячиваясь и не потеряв площади. Есть идейки в общем. Хотя бы эскиз на конкурсной основе бы выбрали
05.01.2018 в 16:25
Один говорит, что вандализм, второму надо проследить все линии, точнее, дать на лапу придумать объяснение, как впишется....Шапито какое-то
05.01.2018 в 16:26
"Проспект Независимости — удивительный памятник архитектуры, который мы хотим внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО."
Поздняк метаться: экс-Кемпински уже поставил жирный крест на Ваших мечтах
"Гунилла":

Думаю, Дана-молл - это всемирный позор и гнусь, что для Юнеско, что для Чаушеску :)
05.01.2018 в 16:27
"Что касается негативной реакции общества, слава богу, что общество может открыто выражать свои чувства. Но я бы не стал говорить, что это истина в последней инстанции. Достаточно много примеров, когда реакции людей-непрофессионалов бывают необъективными."
На все сто согласен со словами архитектора, а такие проекты, тем более в самом сердце Минска я бы поручал исключительно лучшим архитекторам нашей страны (работами которых гордится Беларусь), причем не одному-двум, а целой группе светил в архитектуре!
05.01.2018 в 16:27
А почему так происходит? потому старье засиделось. Нужно организму обновлять кровь.
05.01.2018 в 16:29
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
чем оно хуже того что там рядом?
05.01.2018 в 16:30
На этом месте должен быть парк + продлить его на месте 0км перед "крематорием" - дабы скрыть ранее построенного уродства.
05.01.2018 в 16:32
чем оно хуже того что там рядом?
"Розавыя_штанишки":

То есть вы хотите сказать и то сарай, и то коровник?
05.01.2018 в 16:34
такие проекты, тем более в самом сердце Минска я бы поручал исключительно лучшим архитекторам нашей страны (работами которых гордится Беларусь), причем не одному-двум, а целой группе светил в архитектуре!
"sergun74":

Осталось лишь попытаться вспомнить те "работы" которыми действительно гордится Беларусь...за период обозримого прошлого.
05.01.2018 в 16:34
Не стоит противопоставлять мнения. Сардаров грамотно ушел от жесткой критики
05.01.2018 в 16:37
Вообще выгнать со строительного рынка дану айрон и других, которые строят эти уродства 50-х годов прошлого века. а-100 единственные кто на данный момент заслуживают уважения.
"43k_point":

дана строит в минске, а а100 в полях замкадом, есть разница
05.01.2018 в 16:38
Не стоит противопоставлять мнения. Сардаров грамотно ушел от жесткой критики
"Sokol3d":

Еще бы. Старая школа.
Якобы и говорил что-то, но абсолютно ничего не сказал.
05.01.2018 в 16:40
Сколько завистников, ужасссс). Одумайтесь, глупцы.
05.01.2018 в 16:42
Единственное нормальное здание на этой площади - Дом Профсоюзов
05.01.2018 в 16:42
такие проекты, тем более в самом сердце Минска я бы поручал исключительно лучшим архитекторам нашей страны (работами которых гордится Беларусь), причем не одному-двум, а целой группе светил в архитектуре!
"sergun74":

Осталось лишь попытаться вспомнить те "работы" которыми действительно гордится Беларусь...за период обозримого прошлого.
"Emeralt":

Тут соглашусь, но уверен, что такие есть. Лично я ничерта не понимаю в архитектуре ( поэтому не берусь судить), но по моему мнению ,представленный проект мягко говоря не вписывается в этом месте, если не сказать больше...
05.01.2018 в 16:45
китч, который, вероятно, любят белорусские чиновники, но который архитектурным сообществом расценивается как безвкусица.

отлично сказано
05.01.2018 в 16:47
Голосую - вандализм!....
05.01.2018 в 16:49
Панельки постройте , да и Бог с ними.
05.01.2018 в 16:54
Пускай в Александриях своих строят ! Оставьте Минск в покое !!!
05.01.2018 в 16:58
Это не вандализм...это кич. Как придти на аристократический раут -в мини-юбке, ботфортах и куртке-косухе...с ярко накрашенными губами и колготками в сеточку...
05.01.2018 в 17:11
https://content.onliner.by/news/820x5616/7139a08bb16af39d2b04082f8b2746e4.jpeg
Это уродство будет выше дворца профсоюзов ! неужели нельзя было сделать иначе?
Стекло, дерево, бетон, но не это убожество
05.01.2018 в 17:11
Стоит не забывать, что dana holdings еще ни разу не сделала, то что показывала на рендере, поэтому есть вероятность, что на том месте вырастет элитная панельная многоэтажка.
05.01.2018 в 17:15
Проспект Независимости — удивительный памятник архитектуры, который мы хотим внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. )))))
05.01.2018 в 17:17
а арменка как всегда - не рыба не мясо - максимально нейтрально высказался на отвалите и все, чтоб только место декана не потерять, фу таким быть
05.01.2018 в 17:19
Ясно, что проект нельзя воплощать в жизнь
Осталось Шорцу дать команду притормозить и завернуть архитектурную ошибку воротил, жадных до прибыли.
05.01.2018 в 17:35
с точки зрения современной архитектуры - это советский махровый гавностайл
стыдно за такую страну
05.01.2018 в 17:50
Солянку какую то хотят сделать, будет выглядеть как будто в запарожец магнитолу 2din поставили или анти крыло, вкус должен быть выдержанным
05.01.2018 в 17:52
филармонии
"Щеткина":

Подписываем петицию по второму кругу! собираем больше голосов!!!
05.01.2018 в 18:18
в этой стране ваше мнение никому не будет интересно ! здесь интерес деньги у кого они есть тот и построит то что ему нравиться а не жителям !
05.01.2018 в 18:26
Что и требовалось доказать. Престарелый товарищ и сам понимает,что на картинке убожество очередное для Минска, но сказать это вслух боится по старой советской привычке, чтобы не уволили или не посадили. Молодежь конечно права, испоганили Минск, довели убогими стекляшками до ручки.
05.01.2018 в 18:28
Я ЗА, чтоб построил Zrobym
05.01.2018 в 18:44
им бы Источник, Айн Рэнд почитать !!!!
05.01.2018 в 18:47
Давайте стоить там храм Одина! И сисястые валькирии пусть будут, и мудрые жрецы.
Он будет самый большой в Европе! Небесный отец будет доволен!
05.01.2018 в 18:51
Вообще надо там построить небоскрёб. Этажей на 100, что бы весь Минск был виден. Но наши селяне будут яро против. А так, нормальный проект.
05.01.2018 в 18:52
Это не вандализм...это кич. Как придти на аристократический раут -в мини-юбке, ботфортах и куртке-косухе...с ярко накрашенными губами и колготками в сеточку...
"_TURBO":

Это октябрьская площадь, с убогим дворцом профсоюзов и страшным дворцом республики это аристократический раут? ) На ней самое красивое здание - туалет в сквере, остальное убого. Снести всё.
05.01.2018 в 18:59
никому это не мешает-кроме заинтересованных лиц...............................
05.01.2018 в 19:08
Вообще надо там построить небоскрёб. Этажей на 100, что бы весь Минск был виден. Но наши селяне будут яро против. А так, нормальный проект.
"X-harn":

Мавзолей там нужен. И пирамида Хеопса в масштабе 5:1.
05.01.2018 в 19:14
им бы Источник, Айн Рэнд почитать !!!!
"Zhenyaria":

Им бы Скотный двор Оруэлла почитать. Дык...бяда. Их читать ня вывучыли.
Тольки подпись ставиць и хабар шчытаць.
05.01.2018 в 19:31
Вообще надо там построить небоскрёб. Этажей на 100, что бы весь Минск был виден. Но наши селяне будут яро против. А так, нормальный проект.
"X-harn":

Мавзолей там нужен. И пирамида Хеопса в масштабе 5:1.
"well.well":

Мавзолей там уже есть, а пирамида не влезет. А вот небоскреб с обзорной площадкой будет как раз кстати.
05.01.2018 в 19:42
Что бы я хотел видеть на этом месте? С профессиональной точки зрения, возможно все, но надо, чтобы это было профессионально сделано.
- И это слова профессионала,доктора архитектуры, профессора, декана архитектурного факультета БНТУ.
05.01.2018 в 19:53
"На мой взгляд, было бы правильно и честно строить там современное, прозрачное, максимально нейтральное здание, высотой 3—4 этажа..."

На мой тоже!
05.01.2018 в 19:58
Честно? проект полная шляпа,очередной дворец... Кстати вот насчет небоскреба этажей на 100 с обзорной площадкой на старый город,немигу,церковь... не помешало бы....Только парковку этажа на два-три-четыре-пять)))))
05.01.2018 в 19:59
здесь нужно строить здание в том же стиле что и соседние т.е. ампир или классика
05.01.2018 в 20:02
Вообще надо там построить небоскрёб. Этажей на 100, что бы весь Минск был виден. Но наши селяне будут яро против. А так, нормальный проект.
"X-harn":

Мавзолей там нужен. И пирамида Хеопса в масштабе 5:1.
"well.well":

Мавзолей там уже есть, а пирамида не влезет. А вот небоскреб с обзорной площадкой будет как раз кстати.
"X-harn":

Да наплевать. После того, что там уже настроили - хоть зиккурат, хоть небоскреб, хоть горнолыжный курорт - хуже не будет.
05.01.2018 в 20:05
Сардарову давно пора на пенсию, его поколение уже мостов напроектировало
05.01.2018 в 20:15
Разве колхозная элита способна внести новые веяния и строить что-то выдающееся!? Смотреть больно, во что превращается Минск. Большая деревня, в центре города разруха, в спальных районах засилие деревенщины!
05.01.2018 в 20:25
Вообще надо там построить небоскрёб. Этажей на 100, что бы весь Минск был виден. Но наши селяне будут яро против. А так, нормальный проект.
"X-harn":

Мавзолей там нужен. И пирамида Хеопса в масштабе 5:1.
"well.well":

Мавзолей там уже есть, а пирамида не влезет. А вот небоскреб с обзорной площадкой будет как раз кстати.
"X-harn":

Да наплевать. После того, что там уже настроили - хоть зиккурат, хоть небоскреб, хоть горнолыжный курорт - хуже не будет.
"well.well":

Вам за городом,канешни наплевать)
05.01.2018 в 20:25
Какой вандализм - это результат тендера, или же чемпионата откатов.
05.01.2018 в 20:40
Вообще надо там построить небоскрёб. Этажей на 100, что бы весь Минск был виден. Но наши селяне будут яро против. А так, нормальный проект.
"X-harn":

Мавзолей там нужен. И пирамида Хеопса в масштабе 5:1.
"well.well":

Мавзолей там уже есть, а пирамида не влезет. А вот небоскреб с обзорной площадкой будет как раз кстати.
"X-harn":

Да наплевать. После того, что там уже настроили - хоть зиккурат, хоть небоскреб, хоть горнолыжный курорт - хуже не будет.
"well.well":

Вам за городом,канешни наплевать)
"mts:

Я город люблю. И да, я в нем работаю и провожу больше времени, чем дома :)
05.01.2018 в 20:43
mts 5672760, заметь, я в Минске не живу, но не хочу, чтобы он превращался в унылое .......но
05.01.2018 в 20:50
А мне нравится. Пусть строят. Минск должен быть стильным современным городом))). Спасибо городским властям и наивысшим силам за этот великолепный проект)))
"Scorpion_RM":

где ты тут современный проект увидел в этом сельском доме культуры с витражами?
05.01.2018 в 20:53
mts 5672760, заметь, я в Минске не живу, но не хочу, чтобы он превращался в унылое .......но
"well.well":

Ваши слова,да богу в уши)) Только уже-по-настроили,столько зеленых зон с центра убрали,по пальцам не пересчитать,я буду даже рад если там деревья посадят и траву...
05.01.2018 в 21:01
https://content.onliner.by/news/820x5616/7139a08bb16af39d2b04082f8b2746e4.jpeg
Это уродство будет выше дворца профсоюзов ! неужели нельзя было сделать иначе?
Стекло, дерево, бетон, но не это убожество
"Legrange":


Смотрится как увеличенная копия, дом профсоюзов совершенно теряется, два сарая получаются, неужели эти люди архитекторы. Тогда лучше пусть таксисты запроектируют- уверен лучше получится. Этот проект призван затмить ужас Дана-сарая у библиотеки. И да, при текущем трафике на этой площади вот только бизнес-центра не хватает. В Минске не хватает честного губернатора, который такие идеи на корню пресекал бы. Переселить в новый район силовые структуры, всю бюрократию из центра города- сколько исторических зданий освободится и ломать ничего не надо. Но это надо пентагон построить в хорошо доступном районе.
05.01.2018 в 21:37
все пошло не так когда у цирка построили саркофаг а дальше только больше и хуже судя по всему а жаль такой проспект портят
05.01.2018 в 21:54
А как по мне, не так уж и ужасно смотрится.
05.01.2018 в 21:58
Смотрится как увеличенная копия, дом профсоюзов совершенно теряется
"alex3319":

тож так подумал, скорее всего мелкое здание след. под снос будет... а вобще закажите норман фостеру пусть запроектирует чтонибудь крутое. мож небоскреб какой. но только не это.
05.01.2018 в 22:00
дичь
05.01.2018 в 22:13
Это где ёлка главная что ли?

А зачем вообще эту площадь застраивать.
05.01.2018 в 22:15
критикуешь - предлагай...

я вот вообще не знаю что там построить, но такой варинт не самый плохой, нравится больше чем гроб напротив и офис велкома... и уж точно лучше прошлого музея вов

наверное я вижу всё только с лучшей стороны))
даже тот убогий дана мол оцениваю как позитивное явление - т.к. хожу в этот магазин и это удобнее чем когда его не было)
05.01.2018 в 22:26
...образ здания не чужд от того, что делали белорусские архитекторы, но чтобы сделать профессиональное суждение...
Гибрид ГУМа и Белсовпрофа это профессиональное суждение? Убил бы за такое профессиональное суждение.
Парочка пенсионеров протянула строительство"алмаза" для продления своего существования(где они спокойно дорабатывали за "зраплату" + пенсию
Господи, да кто им дает диплом архитектора?
Все это в одном квартале, скорее всего Белсовпроф просто тупо снесут.
05.01.2018 в 22:34
...образ здания не чужд от того, что делали белорусские архитекторы, но чтобы сделать профессиональное суждение...
Гибрид ГУМа и Белсовпрофа это профессиональное суждение? Убил бы за такое профессиональное суждение.
Парочка пенсионеров протянула строительство"алмаза" для продления своего существования(где они спокойно дорабатывали за "зраплату" + пенсию
Господи, да кто им дает диплом архитектора?
Все это в одном квартале, скорее всего Белсовпроф просто тупо снесут.
"Ghjklas05":

И отлично. Этот дворец как сарай смотрится, и такой же бесполезный.
05.01.2018 в 22:46
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
"Artemiy":

Как же. Сделают сквер. А откат?
05.01.2018 в 22:49
По порядку расположения: Дана Молл, офис Газпрома, типа-Кемпински, здание на Октябрьской...
Тенденция понятна.
05.01.2018 в 23:28
Хотят в центре города впиндюрить здание размером с саркофаг, земля-то там дорогая, чего не понятного.
05.01.2018 в 23:31
Нужно было оставить там старый музей. Он был скромный, не помпезный, как новый.
05.01.2018 в 23:37
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
"Artemiy":

хоспаде... Да там вокруг только сплошные скверы и набережные в шаговой доступности в любую сторону при чём. Зачем ещё один? :)
05.01.2018 в 23:50
Можно было музей ВОВ не сносить, в таком случае.
"Олег_В.":

да ну, смешно даже! Не сносить древний музей, кстати, страшный? Вы серьезно? Новый музей ВОВ гораздо лучше! Чтобы это понять, достаточно было посетить в свое время старый музей, а после сходить в новый. Разница ощутима!
05.01.2018 в 23:54
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
"Artemiy":

хоспаде... Да там вокруг только сплошные скверы и набережные в шаговой доступности в любую сторону при чём. Зачем ещё один? :)
"Toper_ER":

а у них просто парк Горького - это не "в районе Октябрьской", скверик возле театра Я.Купалы - это тоже не там)))))) Юмористы)
06.01.2018 в 0:03
дорогу молодеже и будем жить хорошо
06.01.2018 в 0:43
смесь ар нуво и греческой архитектуры.
кто-то смешал шампанское с водкой....?
06.01.2018 в 0:43
дорогу молодеже и будем жить хорошо
"Дмитрий_.":

нее, безграмотной не надо
06.01.2018 в 1:13
Андрюша Бездарь знает лучше.))
06.01.2018 в 1:31
Может уже хватит бизнес-центров? Или еще не все нужные люди деньги успели отмыть?
06.01.2018 в 1:57
Гигантский кирпич с нахлобученным сверху портиком. Такое впечатление, что третьеклассник нарисовал.
06.01.2018 в 2:13
С уважением отношусь к ZROBYM architects, они делают крутые проекты, но эта фраза не отражает реальное положение дел в западной архитектуре и делает местную архитектуру провинциальной
Современное, потому что строить в 2018 году классику, как театральные декорации, я считаю кощунством. Современная архитектура имеет свой полноценный художественный язык, отражающий взгляды и ценности нашего поколения не хуже, чем классицизм отражал ценности своего.

Классика - это такая же современная архитектура, как и биоархитектура. Классикой повально застраивают сегодня всю Европу, особенно она популярна в Великобритании, там целые города строят в викторианском и прочих старых стилях и это ни у кого не вызывает отторжения. Отторжение это вызывает только в восточной Европе, которая плетётся в хвосте трендов и думает, что капители и коринфский ордер закончился до рождения наших архитекторов. Другое дело, что классику очень трудно сделать, гораздо труднее любой стекляшки, поэтому наши архитекторы просто не в состоянии сделать качественную классическую увертюру, а всё что выходит - безвкусица. Они просто не слышат музыки, их не научили сольфеджио, они не умеют это делать. Отсюда и возникает такое неприятие классики нашими гуру.
Второе -
Современная архитектура имеет свой полноценный художественный язык, отражающий взгляды и ценности нашего поколения не хуже, чем классицизм отражал ценности своего.
Современная модернистская архитектура как раз не имеет ещё своего языка, она только учится говорить. Она на стадии зарождения, дворцов минойского Крита. И лично я бы не хотел видеть на центральной площади эксперименты с "языком поколения", потому что велика вероятность, что язык этот станет непонятен уже через 15 лет после возведения "шедевра". Только настоящие гении архитектуры типа покойной Захи Хадид могли бы создать на площади что-то современное и достойное внимания поколений, потому что единицы имеют право прикасаться к этому месту, так же как единицы могли бы создать здесь нечто классическое.
Архитектора Армена Сардарова я вообще не буду цитировать. Цитировать нечего. Всё в стиле "а можа так и трэба", "надо разобраться", "конструктивный диалог". Человек дрожит за тёплое место и занимает нейтральную позицию. Это не интересно.
Мой вердикт такой - сделайте там сквер и оставьте до времён, когда весь этот прогнивший колхоз уйдет на свалку истории, а придут нормальные здоровые силы и действительно серьезно отнесутся к центру Минска.
06.01.2018 в 4:27
На клуб в деревне очень похоже эдание,только очень большой .
06.01.2018 в 6:24
Подписал петицию. Андрей Маковский абсолютно верно говорит об ужасе проекта Даны. Его альтернативный проект, как я его вижу, гораздо лучше и разумнее.
Армен Сардаров, как истинный белорусский чиновник, не сказал ничего, налил воды и ушел в тень. Но всё-таки одна мысль там прозвучала "мол надо сделать оценку проекта компетентной комиссией". И в этой связи вопрос - ПОЧЕМУ такая оценка не была сделана? Если была то кем? Участвовали ли там независимые эксперты? а не только чиновники? Было ли общественное обсуждение? Если нет, то почему? Был ли конкурс проектов? И если да, то кто был в комиссии?
Много хороших вопросов выплывает. И пока на них нет публичных и четких ответов - подобную "спорную" стройку надо останавливать.
06.01.2018 в 6:25
С уважением отношусь к ZROBYM architects, они делают крутые проекты, но эта фраза не отражает реальное положение дел в западной архитектуре и делает местную архитектуру провинциальной
Современное, потому что строить в 2018 году классику, как театральные декорации, я считаю кощунством. Современная архитектура имеет свой полноценный художественный язык, отражающий взгляды и ценности нашего поколения не хуже, чем классицизм отражал ценности своего.

Классика - это такая же современная архитектура, как и биоархитектура. Классикой повально застраивают сегодня всю Европу, особенно она популярна в Великобритании, там целые города строят в викторианском и прочих старых стилях и это ни у кого не вызывает отторжения. Отторжение это вызывает только в восточной Европе, которая плетётся в хвосте трендов и думает, что капители и коринфский ордер закончился до рождения наших архитекторов. Другое дело, что классику очень трудно сделать, гораздо труднее любой стекляшки, поэтому наши архитекторы просто не в состоянии сделать качественную классическую увертюру, а всё что выходит - безвкусица. Они просто не слышат музыки, их не научили сольфеджио, они не умеют это делать. Отсюда и возникает такое неприятие классики нашими гуру.
Второе -
Современная архитектура имеет свой полноценный художественный язык, отражающий взгляды и ценности нашего поколения не хуже, чем классицизм отражал ценности своего.
Современная модернистская архитектура как раз не имеет ещё своего языка, она только учится говорить. Она на стадии зарождения, дворцов минойского Крита. И лично я бы не хотел видеть на центральной площади эксперименты с "языком поколения", потому что велика вероятность, что язык этот станет непонятен уже через 15 лет после возведения "шедевра". Только настоящие гении архитектуры типа покойной Захи Хадид могли бы создать на площади что-то современное и достойное внимания поколений, потому что единицы имеют право прикасаться к этому месту, так же как единицы могли бы создать здесь нечто классическое.
Архитектора Армена Сардарова я вообще не буду цитировать. Цитировать нечего. Всё в стиле "а можа так и трэба", "надо разобраться", "конструктивный диалог". Человек дрожит за тёплое место и занимает нейтральную позицию. Это не интересно.
Мой вердикт такой - сделайте там сквер и оставьте до времён, когда весь этот прогнивший колхоз уйдет на свалку истории, а придут нормальные здоровые силы и действительно серьезно отнесутся к центру Минска.
"mitrander":

+100
06.01.2018 в 9:15
Только не на Октябрьской. Пусть украсят им какой- нибудь райцентр.
06.01.2018 в 10:22
https://www.youtube.com/watch?v=SRv-9ib9HkI
06.01.2018 в 11:50
Пилите Шура, пилите, они золотые.
06.01.2018 в 12:07
Петиция уже есть.все могут подписаться,а вдруг поможет....
06.01.2018 в 12:14
Стоит не забывать, что dana holdings еще ни разу не сделала, то что показывала на рендере, поэтому есть вероятность, что на том месте вырастет элитная панельная многоэтажка.
"iljuha":

И это в лучшем случае, а может ведь вырасти и очередной красный ангар.
06.01.2018 в 12:18
Слишком много стекла. Чуть по-другому и могло бы прокатить. Но есть великая опасность, что получиться (если получится) как со зданием на победителей напротив заправки - на плакатах, типа, пафос в итоге - фуфел.
06.01.2018 в 12:31
ЛУЧШЕ БЫ ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ СНЕСЛИ, ТОЖЕ. И ПАРК СДЕЛАЛИ
06.01.2018 в 12:40
Ясно, что проект нельзя воплощать в жизнь
Осталось Шорцу дать команду притормозить и завернуть архитектурную ошибку воротил, жадных до прибыли.
"MASTER+":


Ха-ха-ха! Так ведь он сам выбрал именно это!
06.01.2018 в 13:01
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сопоставить высоту этой, извините, постройки с окружающими зданиями. Вы посчитайте - в ней минимум 9 этажей, считая фронтон! Она задавит не только дворец профсоюзов, но и дворец республики. Этого факта вполне достаточно, чтобы запретить постройку. Вам мало Троицкого?
06.01.2018 в 13:05
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
"Artemiy":

хоспаде... Да там вокруг только сплошные скверы и набережные в шаговой доступности в любую сторону при чём. Зачем ещё один? :)
"Toper_ER":


Скверов много не бывает. Изучите матчасть :)
06.01.2018 в 13:09
Абы што. У Минска нет своего архитектурного лица. Такое чувство, что у города нет главного архитектора. Либо он занимается чем угодно, кроме того, чем надо бы. Весь город усеян какими то невнятными сараями - дана молл, замок, европа... Это "анти-топ" нашего города, расположенный на крупных транспортных магистралях города, рассказывает зрителям решительно все, о нашем уровне архитектуры... За такую архитектуру стыдно! А эта стекляшка уже на стадии рендера выглядит просто никакая. Вообще никакая. Серая, невнятная, ни современная, ни классическая. Чем, в принципе, продолжает основную линию всей нашей политики, архитектурной в том числе.

PS
Андрусь! Да цябе звяртаюся! Лезь да архiтэктурнай улады усiмi магчымымi спосабамі! Акрамя тваiх праектау няма у нас анiчагусенькi мала мальскi сучаснага... Адныя "бiзьнесьмены" i пярдуны старыя у архiтэктуры толькi псуюць твар нашай радзiмы сваiмi брыдотамi!
06.01.2018 в 13:09
Ясно, что проект нельзя воплощать в жизнь
Осталось Шорцу дать команду притормозить и завернуть архитектурную ошибку воротил, жадных до прибыли.
"MASTER+":


Можно подумать, Шорец тут много решает.
06.01.2018 в 13:10
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
"Artemiy":


Абсолютно согласна. Но аспект трафика и парковки традиционно у нас не принимается во внимание.
06.01.2018 в 13:44
Этот с Бнту ,декан или профессор,только туфту может городить, а по делу ничего не скажет,лучше дворника на улице спросить
06.01.2018 в 13:53
В декана долно быть четкое мнение, а тут.. модет или...
06.01.2018 в 14:03
Что бы тут не говорилось, но там можно хоть туалет общественныц в семь этажей, вообще что угодно, лишь бы отвлечь внимание от этого дворца рэспублики джедаев...блин ужас, мавзолей кимченына и то лучше! Поэтому пусть строят!
06.01.2018 в 14:09
Нормальное здание, как обычно беларусу усё не так усё не гэтак
06.01.2018 в 15:17
БелАгроРенессанс
06.01.2018 в 15:24
Там должен быть сквер с деревьями, лавочками и прекрасным фонтаном.
Это ужасное здание только портит всё, создавая эффект какой то тесноты, скукоженности. Ужас!
06.01.2018 в 15:29
Лічу, што гэтая штуковіна не павінна быць вышэй за Дом Прафсаюзаў, што побач.
А наогул трэба узнавіць касцёл, падмурак якога па цэнтру плошчы знаходзіцца.
06.01.2018 в 18:27
почему этой дане опять что то дали, строят уг переплотнейшее, и типа "инвесторы"
06.01.2018 в 18:49
Сардаров наговорил, наговорил... Ничего не сказал. Школу не пропьешь... :)
"1529403":

Школа здесь не причём. Он такой же чиновник и чувствует, что можно говорить, а что нельзя, чтобы не наговорить лишнего. Ведь Дана решает вопросы на самом верху. Инстинкты не про пьёшь...
06.01.2018 в 19:37
Ох уж эти архитекторы, скоро оставят страну без денег.
06.01.2018 в 19:44
На фоне этой гаргары дом профсоюзов, который является значимым памятником архитектуры а так-же неотъемлемой и составной частью единого архитектурного ансамбля проспекта Независимости будет выглядеть совсем карликом. Этот новострой не только сам эклектичен - он и весь архитектурный ансамбль этой части проспекта сделает эклектичным, что существенно уменьшит его ценность, нарушит гармонию сложившейся застройки и ухудшит общее визуальное восприятие! В Минске не так много памятников архитектуры и исторической застройки - будем испохабливать оставшееся?
06.01.2018 в 21:47
а мне нравится проект... здание наамного лучше выглядит, чем то недоразумение, которое там стояло до этого
06.01.2018 в 21:50
Dana вообще нормально строить умеет?!
"ДимамиД":

ну ты поучи их строить)) строитель диванный))
06.01.2018 в 22:53
ысками. Фактически оно было направлено против неоклассицизма — господствующего в то время идеологического стиля. Архитекторы начали внедрять в город более современные и простые
"Artemiy":

Не совсем с вами согласен на счет . Для прогулок можно использовать Александровский сквер (через дорогу) или парк Янки Купала (300 м).
при сумасшедшей перегруженности всего, что связано с октябрьской пл и ее окрестностями, лепить там ещё один бизнес центр - полный [censored]. в часы пик, и не только, там все стоит вечно. сделав ситуацию ещё хуже, многие даже не посмотрят на престижность местоположения офиса в таком бизнес центре, и весь экономический планируемый эффект улетучится, когда это центр пустовать будет. Сделайте сквер, алею. пешеходное пространство. в районе октябрьской прогуляться, отдохнуть, посидеть на улице - негде!
"Artemiy":

Не совсем с вами согласен на счет "отдохнуть, посидеть". Для прогулок можно использовать Александровский сквер (через дорогу) или парк Янки Купала (300 м). Но вот то, что сквер бы там не помешал - тут двумя руками "за". Может тогда Октябрьская площадь не казалась бы таким безжизненным каменным мешком
06.01.2018 в 23:38
Стоит не забывать, что dana holdings еще ни разу не сделала, то что показывала на рендере, поэтому есть вероятность, что на том месте вырастет элитная панельная многоэтажка.
"iljuha":

Даешь ещё один дом чижа с барочными завитушками!
07.01.2018 в 0:14
Я бы хотел видеть там что-то на подобии варшавской библиотеки.
Картинка
Крыша
Внутри
07.01.2018 в 1:09
с точки зрения современной архитектуры - это советский махровый гавностайл
стыдно за такую страну
"prodam-pc":


Нет, это ваш капиталистический xxxx-стайл. В чистом виде.
07.01.2018 в 1:12
ЛУЧШЕ БЫ ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ СНЕСЛИ, ТОЖЕ. И ПАРК СДЕЛАЛИ
"KID-A":


Да Дворец Республики куда лучше, чем этот дановский сарай.
07.01.2018 в 1:14
смесь ар нуво и греческой архитектуры.
кто-то смешал шампанское с водкой....?
"nemo22021967":


Скорее молоко с селёдкой...
07.01.2018 в 1:25
"Проспект Независимости — удивительный памятник архитектуры, который мы хотим внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО."
Поздняк метаться: экс-Кемпински уже поставил жирный крест на Ваших мечтах
"Гунилла":


Что это за архитектор такой, который этого до сих пор не знает? Да и комментарий этого специалиста просто ни о чём. Проект уродливый - это очевидно без всяких взглядов с разных точек проспекта...
07.01.2018 в 11:21
НУЖНА ИШЧО БОЛЬШЭ, БОЛЬШЭ СЦЕКЛА!!!!
07.01.2018 в 11:37
Все недовольные: меньше упражняйтесь в словесах, а подпишите петицию: https://petitions.by/petitions/1276. И будем всем нам счастье!..
07.01.2018 в 11:46
Можно было музей ВОВ не сносить, в таком случае.
"Олег_В.":

да ну, смешно даже! Не сносить древний музей, кстати, страшный? Вы серьезно? Новый музей ВОВ гораздо лучше! Чтобы это понять, достаточно было посетить в свое время старый музей, а после сходить в новый. Разница ощутима!
"Natali_93":

Вы это серьезно? Убогие диорамы, ряженые манекены и % 20 от старой, академической экспозиции? Стыдно было перед интуристами, когда первый и последний раз лицезрел ЭТО.
07.01.2018 в 14:40
Конкретное предложение молодого и практикующего специалиста vs. почти абстрактная вода от заматерелого доктора.

Можно даже баттл очно не проводить, тут всё ясно.
07.01.2018 в 15:08
Можно было музей ВОВ не сносить, в таком случае.
"Олег_В.":

да ну, смешно даже! Не сносить древний музей, кстати, страшный? Вы серьезно? Новый музей ВОВ гораздо лучше! Чтобы это понять, достаточно было посетить в свое время старый музей, а после сходить в новый. Разница ощутима!
"Natali_93":

Вы это серьезно? Убогие диорамы, ряженые манекены и % 20 от старой, академической экспозиции? Стыдно было перед интуристами, когда первый и последний раз лицезрел ЭТО.
"Scapegrace":


А сколько было визга, что мол в старом здании музея не выставлено и половины экспонатов из-за недостатка площадей, вот построим новый, там всё выставим. Ну что же, сходил я в новый музей - экспонатов выставлено, куда меньше чем в старом. Техника с площадки за музеем вывезена тайно и вообще исчезла. Одно враньё. А уж манекены это да, просто позор.
07.01.2018 в 16:27
Сардаров - архитектор? На сколько мне известно, до руководства арх. факультетом он был дорожным строителем. Что-то высказал, а что он по вопросу обсуждения думает - не ясно. Чиновник. Можно было бы и не спрашивать.
07.01.2018 в 21:51
что он несет
какие ему еще надо дополнительные материалы
8-ми этажное здание на месте трех этажного и в окружении трех этажных
все!
08.01.2018 в 0:54
— Dana Holdings неуважительно относится к минской архитектуре, — сказал Андрусь Bezdar (Андрей Маковский).

причем тут дана ??
есть архитектор города.
Самостроем Дана не занимается.
У комментатора 3 класса образование?
08.01.2018 в 0:55
Все недовольные: меньше упражняйтесь в словесах, а подпишите петицию: https://petitions.by/petitions/1276. И будем всем нам счастье!..
"vadim_stor":

сколько вам петиций для счастья надо?
там про котиков есть что нибудь сейчас?
08.01.2018 в 9:11
Андрей Маковский и студия Зорбим уже испоганили фасады жилого комплекса Вяселки - убогость и серость. Кто бы критиковал! Андрей Маковский и студия Зробим - это отстой, который пилит с интернета красивые картинки и выдает за свои шедевры.

Образец фасадов ЖК "Вяселки" - авторство студии "Зробим":

https://pp.userapi.com/c627927/v627927827/20d3e/_js8w3VsNAw.jpg
http://pristalica.by/files/mysite/reg_images/img_1977_0001.jpg
08.01.2018 в 9:30
"заслуженный архитектор о проекте здания на Октябрьской площади" - Не нужно быть заслуженным архитектором, чтоб понять, что это китч и дешевка. Я против такого убожества в центре. Там и так уже есть сомнительные постройки)
08.01.2018 в 13:05
Армен Сардаров -"мы хотим внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. "
Думаю опоздали.
После появления красного сарая на Востоке и непонятно чего возле Цирка - ЮНЕСКО откажет.
08.01.2018 в 15:39
вот прямо в точку попал с фразой о примерах необъективности непрофессионалов))
08.01.2018 в 16:04
Ох уж этот Андрусь, забрел как-то на его лекцию, как он сам сказал: если мне предлагают где-то выступить или дать интервью, никогда не отказываюсь. Поэтому тут вопрос, так уж ему не нравится здание или просто нужна была какая-то категоричная позиция, чтобы засветиться в статье. это ж батл))
08.01.2018 в 17:34
Как можно прислушиваться к архитектору с ником bezdar?
08.01.2018 в 17:39
Сардаров прав: странно делать выводы о масштабах здания по картинкам, которые предоставил не застройщик! Такое ощущение, что специально провоцируют скандал
08.01.2018 в 19:02
Какой-то казахский гламур, честное слово!
08.01.2018 в 19:09
Да когда у нас такие перемены принимали с легкой душой? Что бы там не построили, найдутся недовольные. Хотя мое мнение - здание неплохое.
08.01.2018 в 21:07
Я сразу увидела картинки, а потом уже прочла мнения экспертов)) Что я могу сказать, мне здание показалось красивым и уместным. Так будет честнее, чем подхватывать чужое (пускай и экспертное) мнение и множить его сюда.
08.01.2018 в 23:51
без этих "элементов классики" здание будет выглядеть мягко говоря нелепо, особенно с учетом зданий-соседей
09.01.2018 в 10:19
Я не особо в теме, кто и как придумал строить это здание, но мне оно понравилось
12.01.2018 в 19:49
Дановские боты
без этих "элементов классики" здание будет выглядеть мягко говоря нелепо, особенно с учетом зданий-соседей
"vikulya_vik":


Что с ними, что без - убогий сарай.
22.01.2018 в 17:44
Агростиль ((( очень печально на все это смотреть