«Душегубку устроили!», «Перенесите обсуждение!», «Дайте микрофон!», «Все выходим на улицу!» — в небольшом актовом зале средней школы №40 на улице Фабричной, предназначенном разве что для выступления кружков, со всех сторон летели возгласы. Сотни людей пришли на общественное обсуждение ПДП территории возле ст. м. «Пролетарская», где планируется масштабный снос и новое строительство. Вероятно, сотрудники администрации Ленинского района такого наплыва никак не ожидали. Провести полноценную презентацию не удалось — ее сорвал людской гнев и банальная нехватка места и ресурсов.
Проект затрагивает территорию общей площадью 100 га в границах Партизанский проспект — железная дорога Минск — Москва — ландшафтно-рекреационная зона (Антоновский парк). Сносу подлежат около полусотни зданий. Узнать судьбу района пришла чуть ли не бóльшая часть жильцов (по крайне мере, так казалось).
Люди толпились во дворе, в коридорах, на лестнице, возле актового зала, а сам актовый зал был забит битком. Пришедшие махали импровизированными веерами, открывали окна, но легче не становилось. Многие удивлялись: как можно было выбрать для презентации лишь небольшой актовый зал, если рядом находится кинотеатр с просторным залом.
— Где техника, где презентация? — возмущалась одна из пришедших. — В кинотеатре презентацию можно устроить на экране и все люди поместятся!
Людей категорически не устроила непонятная схема проекта детального планирования — единственный фактический материал, который им был предложен. «Вы не подготовились к презентации!» — возмущались пришедшие.
Спустя 15 минут споров встречу было решено перенести на улицу.
— Большинство собравшихся интересует вопрос, когда их снесут и куда отселят, — начал речь заместитель главы администрации Андрей Бондаренко. — Ответа на этот вопрос вы сегодня не получите. Большинству, наверно, неинтересно, что здесь в перспективе будет. Вопросы индивидуального характера можно задать у меня в кабинете. Сегодня предполагалось сделать презентацию проекта детального планирования, который определяет функционал территории.
Застройка старая. Но сегодня есть определенные требования к застройке территории, которая должна соответствовать эстетическим требованиям, потребительским качествам и иметь развитую социальную инфраструктуру. Проектировщик предполагает снести то, что сегодня неактуально — в основном это двухэтажные строения.
— А почему двухэтажные здания неактуальны? — задали вопрос из толпы.
— Мы недовольны вашей презентацией. Она проводится для галочки, — летели недовольства.
— Куда нас расселят? Нам вот это интересно. В каком году хотя бы!
— Эти вопросы сегодня неактуальны, — повторил представитель администрации. Чтобы хоть как-то успокоить взволнованных жителей, он показал список планируемых к сносу зданий: не все дома будут снесены.
Район, в котором предполагаются изменения, принято называть ламповым: здесь в основном располагаются невысокие дома, построенные в послевоенные годы и утопающие в зелени. Реконструкция кварталов, как значится в документах, направлена на повышение комфортности жилой среды, повышение социальной и градостроительной значимости территории.
Большинство малоэтажек как раз и будут снесены. Некоторые четырехэтажные дома, возможно, реконструируют путем надстройки мансардных этажей. Другие дома могут перевести из жилого фонда в общественный. Жильцы категорически не согласны с тем, что их жилая среда — некомфортная.
Алесь живет в трехэтажке на улице Фабричной:
— Живу здесь два месяца, до этого делал ремонт. Трехэтажка выглядит хорошо, внутри крепкая: плиты перекрытия не деревянные, а железные, толстые стены. Жилье не аварийное, не ветхое, не требует ремонта. Непонятно, почему дом попадет под снос. Наверно, потому, что так кому-то захотелось.
Прежде чем сюда переехать, я узнавал судьбу района, так как он достаточно старый, но информации не было. Более того, я писал запрос в администрацию Ленинского района, однако ответа так и не получил.
Дом сносят, потому что он трехэтажный? Ну, окей, давайте тогда все трехэтажки в Минске снесем! При этом хватает заводов, которые никому не нужны и которые можно снести. Есть много свободных площадей.
Меня не устраивает то, что меня переселят точно не в этот район, который я выбирал сознательно. Здесь хорошее транспортное сообщение, природа, рядом Партизанский проспект, вокзал, станция метро.
Мы сейчас узнали, что не можем включать своих представителей в инициативную группу, так как это надо было сделать заранее. Будем этот вопрос оспаривать. Намерены собирать подписи и обращаться к местному депутату.
— Мы хотим остаться жить здесь, — однозначно говорит Павел.
— Вы посмотрите: центр города, малоэтажная застройка, везде можно поставить машину, — добавляет собеседник, — рядом парк, речка. Приезжаешь в любые страны и видишь, что там люди, наоборот, стараются отреставрировать малоэтажное жилье, а не избавиться от него.
— Надо дать людям возможность привести дома в порядок. 60 лет не было капремонта... Я видел станцию метро в Париже, вход в которую через подъезд. Под домом — три этажа конструкций. Сейчас технологии позволяют делать все. Пусть съездят туда наши троечники из БНТУ, а Министерство архитектуры найдет деньги на их обучение. И пусть специалисты работают качественно.
Пенсионер Евгений вспоминает: лет 15 уже говорят о сносе, но все не было инвестора.
— Не надо нас трогать. Зачем мне новая квартира в Каменной Горке? Гори она пламенем. Здесь столько зелени, которую люди сажали своими руками. Наш дом хороший: в этом году побелили и трубы поменяли. Говорят, двухэтажки аварийные. Но по сравнению с двухэтажками в Питере минские еще о-го-го.
Замглавы администрации Ленинского района напомнил, что на обсуждение ПДП отводится 25 дней, а полноценная презентация с проектом и разработчиками проекта будет проведена в ближайшее время (предварительно 23 августа). Но о том, как в реальности будут выглядеть новые объекты, говорить пока рано. Также неизвестен инвестор.