Дизайнер о моде в интерьерах: «Лофт и скандинавский стиль — просто хороший пиар, которому скоро крышка. У нас может прижиться только белорусское»

11 июня 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Ружечка

Дизайнер о моде в интерьерах: «Лофт и скандинавский стиль — просто хороший пиар, которому скоро крышка. У нас может прижиться только белорусское»

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Ружечка

Белорусы свято верят, что когда-нибудь и у нас будет своя Ikea. Количество полученных литовских виз сократится, ремонты станут еще однообразнее, а отечественные мебельные магазины используют непроданные гвозди для заколачивания собственных дверей. Когда-нибудь. Пока же приходится искать альтернативу и кататься в ближайшую заграницу за относительно доступной и простой скандинавской мебелью. Скромный и практичный, как и сами белорусы, скандинавский стиль становится все популярнее: его элементы используют как специалисты, так и простые горожане, иногда сами того не подозревая. Дизайнер интерьера Илья Дорохов из студии «Четвертый квартал» считает, что это ненадолго: в наших краях не сможет прижиться ни один стиль, кроме своего собственного.

Что такое скандинавский стиль

В современном понимании направление начало формироваться в середине прошлого века. Из-за короткого светового дня и холодов интерьер просился быть светлым и удобным. Тяжелые времена и разбитая экономика кричали, что делать нужно дешево и быстро. В общем, выдумывать ничего не приходилось, окружающий мир делал это сам.

Так появился функциональный, естественный и практичный стиль, который предполагал обилие природных материалов, а также простоту создания и использования.

С момента формирования стиля прошло больше полувека, почему же в Беларуси он стал популярен только сейчас? Дизайнер видит причину в хорошем пиаре и очередном витке кризиса.

— Продать можно все что угодно, — рассуждает специалист, который профессионально занимается дизайном и архитектурой уже больше пятнадцати лет. — Вызывают улыбку прокламации из серии «в следующем сезоне в интерьере актуальным станет лиловый/сиреневый цвет». Это навязывание несуществующих реалий, которые диктуют нам маркетологи с единственной целью — продать.

Сейчас так происходит со скандинавским стилем. Нам говорят, что это модно, — и мы аплодируем. Это не совсем правильно, потому что мода стихийна и завтра это уже никому не будет интересно. Однако скандинавский стиль к нам пришел очень вовремя, когда в стране грянул очередной кризис и люди начали экономить. Направления, которые нам привозят, — это фастфуд в сфере дизайна.

Интересно наблюдать, как стили формируются, а после перерождаются во что-то новое. До XX века стили в архитектуре сменялись примерно раз в два столетия. Это происходило с появлением новых технологий и возможностей в строительстве. Зато уже в ХХ таких перерождений не счесть. Сейчас стили и направления меняются все чаще. Думаю, это же ждет и скандинавский стиль со временем.

— Совсем недавно везде и всюду был распространен лофт, от которого многих уже тошнит. Сегодня он уже не популярен? 

— У нас лофта никогда и не было, была пародия. Этот стиль подразумевает большие интерьерные пространства промышленных зданий. Когда люди говорят, что у них лофт в однокомнатной хрущевке, хочется улыбнуться. Правда, сейчас заказчики почти не заговаривают о лофте, он постепенно выходит из моды. 

— Говорите, что так будет и со скандинавским стилем? А что вместо него? 

— Возможно, скоро народ наестся простотой и снова потребует рюшечек. Возможно, будет выбран какой-нибудь стиль начала прошлого века, его обыграют, придадут новое звучание — вот и все, новая мода на ближайшие несколько лет. 

Думаете, у нас до этого никогда не был популярен скандинавский стиль или то, что за него выдают? Возьмите советский нелакированный стул 1970 года — не отличите от современного! Те же образы, пересечения. Просто в то время тоже думали об удобстве, а о стилях почти не задумывались.

— Есть стиль, который никогда не смог бы прижиться в Беларуси даже на время? 

— Разве что восточный — слишком разные культуры. Остальное хороший маркетолог сможет продать.

— Почему скандинавский стиль не может задержаться у нас надолго? У нас тоже не жарко, да и солнечных дней не так много. Жители скандинавских стран ведь не примеряют новые стили каждые несколько лет, в отличие от нас.

— Если сравнивать скандинавскую культуру с белорусской, можно увидеть определенные сходства, но вся проблема в том, что они прошли большой путь развития, а у нас его не было. До того как северяне начали добывать нефть, они жили небогато и строили достаточно простые хижины лаконичной формы с крышами, поросшими травой и мхом. Сейчас эти страны разбогатели, в связи с чем стиль стал развиваться. Он сохранил свои основные функции, просто стал изысканнее. С нами такой номер не пройдет, стиль не сможет ни развиваться, ни даже просто прижиться. 

Для них это не искусственный стиль, его никто не навязывал, он создавался под собственные потребности и формировался на основе окружения, быта, климата, а сюда его просто привезли и посадили, как огурцы. 

Теперь скандинавы не ставят в приоритет низкую цену, а делают упор на функциональность, удобство и качество. 

 Норвежец никогда не купит итальянский стул, если рядом на витрине будет стоять норвежский. Они понимают, что так они помогают своей экономике. 

— То есть у нас сможет прижиться только свой собственный стиль? 

— Да, и сформируется он только тогда, когда мы изменим отношение к своей истории и у нас появится самосознание белорусов как нации и гордость за самих себя. Сейчас маркетологи пытаются популяризировать вышиванку, что по сути своей хорошо. У них неплохо получается, но это такое же навязывание. Она все равно живет какой-то отдельной жизнью. К тому же это не больше чем очередной виток моды, который однажды сменится другим.

Сегодня наша культура находится в состоянии семечка, которое можно и нужно выращивать. 

Разговор слышит известный минский архитектор Андрей Тумас и делает небольшую ремарку:

— Изначально дома строили не архитекторы, а простые люди. Не просто так северяне раньше раскрашивали дома и делали окна определенного размера — на то были причины. Они знали, что им нужно, и делали. Когда дизайнеры пытаются заимствовать чужие стили, из этого ничего хорошего не выходит. Они пытаются приспособить формат под белорусские реалии, а это уже не скандинавский стиль, а что-то другое, не имеющее названия. 

Белорусские мастера делали прекрасные сюжеты, которые сегодня можно применять в архитектуре и дизайне. Необязательно копировать имеющиеся формы, их можно совершенствовать, придавать им современный вид. Если старые белорусские узоры пропустить через взгляд дизайнера, это будет нечто чудесное. 

— А что мешает? Отсутствие желания у заказчиков? 

— Я был бы счастлив, если бы ко мне обратились с такой просьбой, но люди боятся делать что-то нестандартное. Им проще сделать квартиру в якобы скандинавском стиле, чем поэкспериментировать с белорусским. 

— Когда я вижу серый просевший от старости сруб со своими ставенками, фронтончиками, наличниками, у меня становится легко на душе. Я понимаю, что это наша культура, что-то родное — продолжает Илья. — И тут же рядом стоит коттедж, облепленный сайдингом, что противоречит и природе, и окружению, и пониманию пропорций красоты, зато не противоречит «мировоззрению» того, кто его возвел. Уж лучше пусть маркетологи «вышивают» вышиванку.

Читайте также: 

Лучшие дизайнеры интерьера в новом сервисе Onliner.by 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by