Тут встречают с цветами, провожают со слезами, теряют багаж и находят любовь. Сегодня Национальному аэропорту Минск — 42 года, и это отличный повод вспомнить, как он вырос из деревянного ангара в главный воздушный хаб страны. Мы провели сутки в аэропорту, чтобы увидеть, как живет место, где каждый день начинается с мечты о полете.
Нет в Минске места более романтичного, чем аэропорт. Задумывавшийся как сугубо утилитарный объект, на деле аэровокзал заключил в себе такой перечень эмоций и переживаний, что позавидовать мог бы любой кинотеатр. Свобода, небо, самолеты, ожидание встреч и горечь расставаний. Лица, истории, смех, цветы — жизнь аэропорта как калейдоскоп, который каждый день показывает новую чудную картинку. Днем и ночью в 22 километрах от МКАД кипит жизнь, которая стороннего наблюдателя завораживает и опьяняет.
В 1970-х старому аэропорту Минск-1, находившемуся на пересечении улиц Чкалова и Аэродромной, стало тесно: он больше не справлялся с растущим пассажиропотоком, а его короткая взлетно-посадочная полоса не подходила для современных лайнеров вроде Ту-154 и Ил-86. Под новую воздушную гавань выбрали площадку в Смолевичском районе, и в 1977 году стройка стартовала.
Первым делом — полоса. Уже к 1979 году была готова «взлетка» длиной 3640 метров, а в 1982-м в небо поднялся первый рейс — в Симферополь. Правда, как такового терминала, где пассажиры сдают багаж и регистрируются на рейс, тогда еще не было.
— Мы оформляли пассажиров в старом аэропорту. Там же они проходили спецконтроль, после чего загружались в большие красные «Икарусы» и ехали в новый аэропорт. В салоне также находился работник службы авиационной безопасности. Останавливаться — нельзя. Подсаживать кого-то — тоже нельзя. Возле новой взлетно-посадочной полосы стоял шлагбаум. Работники службы безопасности поднимали его — и «Икарус» подвозил пассажиров прямо к самолету, — вспоминала в беседе с нами Наталья Прокопенко, в разные годы работавшая диспетчером и начальником международного отдела аэропорта.
Первые годы новый аэропорт напоминал стройплощадку с функцией вылета. В августе 1983-го открылся временный терминал — ангар 48 на 50 метров, в котором разместились зоны контроля, регистрации, билетные кассы, буфет и служебные кабинеты. Он мог пропускать до 150 человек в час.
Настоящий же терминал строился поэтапно, преодолевая финансовые трудности. Международный сектор запустили в 1989 году, всесоюзный — в 1991-м, а полностью весь комплекс сдали лишь к 1993—1994 годам. К тому моменту аэропорт уже мог обслуживать до 5,8 миллиона пассажиров в год.
Проект здания аэропорта, реализованный в Минске, не был типовым: такой архитектуры и устройства помещений не встретишь ни в одной из бывших союзных республик. «Важности» и без того востребованному объекту добавило присвоение в 1997 году статуса «национальный». С тех пор единственно верное имя наших главных воздушных ворот — Национальный аэропорт Минск.
Рано или поздно всему требуется обновление. Аэропорт не стал исключением — чуть более года с июля 2013-го на всех этажах аэровокзального комплекса шла реконструкция помещений. В декабре 2014-го миру и Минску явили полностью обновленный аэровокзальный комплекс — от былой интерьерной «советскости» не осталось и следа. Помимо эстетической была усовершенствована и практическая часть: в зоне вылета увеличилось количество стоек регистрации, территория комплекса была расширена.
А дальше — вторая «взлетка».
3 мая 2019 года ее официально ввели в строй. Строительство заняло три года, все работы выполнили белорусские компании. Новая бетонная полоса длиной 3700 метров и шириной 60 оборудована по последнему слову техники: современные светосигнальные и навигационные системы позволяют принимать любые самолеты — хоть Airbus A380. Аэродрому присвоили высший международный код — 4F. В небо отсюда может подняться все, что летает.
Аэропорт — это лица: уже знакомые и каждый раз новые, счастливые и взволнованные. В прошлом году через Национальный аэропорт Минск в путешествие отправились более 2,8 миллиона человек.
И еще пару цифр. В течение 2024 года регулярные рейсы отсюда выполняли 12 авиакомпаний по 34 направлениям — шесть из них открылись впервые.
«Белавиа», которая отвечает за 65% всех вылетов, запустила рейсы в Махачкалу и китайский Урумчи, возобновила полеты в Мурманск и стала чаще летать в Баку и Калининград. Red Wings связала Минск с Архангельском, Ульяновском и Челябинском, «Азимут» вернулась на маршрут из Минеральных Вод.
Больше рейсов из Москвы стало у «Аэрофлота», а из Ташкента — у «Узбекских авиалиний». В конце прошлого года Air China открыла маршрут в китайский Сиань.
Самыми популярными российскими направлениями остаются Москва и Санкт-Петербург. Среди зарубежных — Дубай, Стамбул, Тбилиси. Также вырос пассажиропоток на рейсах в Пекин и Нью-Дели.
Официально авиакомпании и аэропорт — совершенно разные епархии, но мы же понимаем, что друг без друга им никак. Настоящие «небесные» профессии мало у кого не вызывают белой зависти, ведь это совсем другой мир, кажущийся всегда интересным и романтичным.
Нажмите на баннер, чтобы прочесть интервью с пилотом «Белавиа»
Но аэропорт — это не только пилоты и стюардессы, которых видят все. За кулисами всегда кипит работа целой армии незаметных героев. Авиадиспетчеры, которые направляют лайнеры в небе, механики и инженеры, следящие, чтобы каждая деталь работала без сбоев, уборщики, которые делают терминалы и салоны самолетов уютными, и сотрудники службы багажа, которые заботятся о каждом чемодане. У некоторых из них ответственность за вашу безопасность ничуть не меньше, чем у пилотов. В этом большом механизме нет лишних звеньев — без них магия полетов просто не случилась бы.
Национальный аэропорт Минск — «домашний» для главного перевозчика страны, авиакомпании «Белавиа». Еще несколько лет назад ее флот насчитывал 30 самолетов: Boeing, CRJ, Embraer. После введения санкций осталась почти половина — всего 13.
Но в июне случилось важное пополнение: в парк добавились три дальнемагистральных A330-200. Это — новая лига. У таких машин дальность полета — до 12 000 километров (для сравнения, у Boeing 737-8 — 6570 км). Теперь «Белавиа» сможет летать дальше — например, на Хайнань или Сейшелы.
Еще один плюс — вместимость. В салоне 281 кресло: 18 в бизнесе, 263 в экономе. Это значит — больше пассажиров, больше направлений, больше возможностей.
Ночью аэропорт наполняется неведомой магией — звуки становятся тише, люди — спокойнее, а самолеты все так же спешат из точки А в точку Б, чтобы после прогулки по небу вернуть на землю тех, кто любит, мечтает, творит.
Город спит в ожидании нового дня. В аэропорту же, независимо от времени суток, все идет по заведенному порядку — взлет-посадка.
Нажмите на баннер, чтобы прочесть репортаж об утилизации легенды советской авиации — Ту-154
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by