13 мая 2017 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Лора Нагапетян

От $350 за метр и $3 за хачапури. Репортаж о Батуми — курорте, в который вложили миллиарды, но оставили доступным для туристов

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Лора Нагапетян

Батуми пока не стал мировым курортом, но цель ставит именно такую. За десяток лет город с хрущевками и частными домами превратился в современный центр отдыха с чудесами архитектуры. Все подстраивается под туристов, которых ждут с распростертыми объятиями, порцией хачапури по-аджарски прям из печи, бокалом вина или рюмкой чачи и тостами, коих насчитывается около 360. Большой плюс всего этого веселья в том, что курорт сравнительно недорогой, перелет из Минска — прямой, погода хоть и влажная, но солнечная — а что еще нужно изможденной снегами душе белоруса? В преддверии сезона отпусков знакомим вас с Батуми — его многие знают по советским фильмам, но с тех пор он изменился до неузнаваемости.


Все дороги Батуми ведут к бульвару на набережной (основанному, на минуточку, в 1884 году). Он протянулся на целых 7 км, облагорожен яркой велодорожкой, пальмами, «инстаграмными» инсталляциями и небоскребами. На подходе к нему воздух становится знойным, появляется ни с чем не сравнимый аромат мокрых камней и соленой воды.

Здесь сконцентрирована вся окультуренная красота города.

Вообще, море в пределах постсоветского пространства плотно ассоциируется с кишащей толпой раздетых людей на пляже, сквозь которую пробираются экстремально загорелые продавцы чурчхелы и горячей кукурузы. Оголтелого отдыха в Батуми нет. Чинно гуляют пенсионеры, велосипедисты осваивают велодорожку, молодежь улыбается и выглядит бесстыже красиво. За всем следят милиционеры, которые вполне могут погреться на солнышке и потрещать за жизнь с продавцом сувениров.

ЗОЖ, поработивший мир, добрался и до Батуми. Пробежки устраивают и стар, и млад, прерывая их занятиями на турниках и тренажерах, раскиданных по всей набережной. Прокаты двухколесных и трехколесных — на каждом шагу. Создан даже государственный автоматизированный прокат фирменных зеленых велосипедов BatumVelo. Можно взять такой в одной точке, а сдать в другой. Стоит эта радость 2 лари (1,5 рубля) в час. Частники берут дороже — 3 лари (2,3 рубля) за полчаса.


Батумские чудеса: колесо обозрения на высоте 100 метров, башня алфавита и движущиеся скульптуры

Начинать знакомить туристов с городом батумцы предпочитают именно с бульвара, особенно с «Парка чудес», наполненного инновационными скульптурами и аттракционами.

После того как прежний президент Грузии дал приказ превратить Батуми в мировой курорт, город стал развиваться нереальными темпами. В новом Батуми, который ближе к аэропорту, до 2005 года были сплошь хрущевки. Сегодня в это трудно поверить. Размах великой стройки явственней всего ощущается издалека.

Как изголодавшийся организм пихает в себя любую еду да побольше, так и Батуми быстро наполнился зданиями разных форм и стилей — главное, чтобы смотрелось фотогенично. Архитектурные советы города, если таковые есть, разрешают любые вольности. Застройщикам предлагаются льготы. Небоскребы и достопримечательности по сей день растут как грибы после дождя.

Можно сходить в футуристическую Мекку фастфуда:

...посмотреть на перевернутый дом рядом с местным Колизеем:

...сфотографировать Дом юстиции в форме перевернутой бутылки:

...задрать голову к верхушке всяких-разных небоскребов:

Старому городу уделяется не меньшее внимание. Везде чистенько и опрятно. Площади залиты солнцем, фонтаны стремятся к небу, золотые элементы архитектуры XIX века пускают блики.

Понятно, что туристический центр города встречает гостей лоском. Но вместе с возведением новых высоток в наведении порядка нуждается и старый фонд. Часть домов обновляется косметически, часть — капитально. Все в цвете. Город воспринимается очень красочным.

К сожалению, не вся реновация оказалась долгосрочной. Есть дом, который не успел достроиться, а уже приходит в упадок. Некоторые жилые дома красивы снаружи, однако пугающие со двора. Но отключим в себе скептика: взяться за все сразу невозможно.

Сами батумцы, привыкшие веками жить скромно, быстро освоились на развивающейся родине. Правда, свои привычки не подстраивают под потребности «сити»: развешивают белье на веревках во дворах (а иначе — не высохнет), играют в шашки в беседках, продают еду и мелочи с лотков.

Гостеприимство льется через край. Прокатчик велосипедов зовет с собой посмотреть водопад, играющие в шашки мужчины, увидев, что их фотографируют, не злятся, а посылают воздушный поцелуй, торговцы не стремятся надуть со сдачей.


Общепит: дешевый рынок, недорогие рестораны, мини-маркеты на каждом шагу

Гастрономия Грузии повергнет вегана в шок — очень много мяса, жирных блюд, соусов. Вкусовые рецепторы невегана будут ликовать. Общепит здесь доступный. Например, хачапури, вместо минских 8—13 рублей, стоит около 6 рублей.

Повар Ромази в одном из ресторанов утверждает, что делает лучшее в Батуми хачапури (так говорит каждый повар). Мужчина автоматизированно раскатывает тесто, кладет внушительное количество сыра и живо бросает все это в печь. 7 минут — и хачапури готово. Туристы бросаются на смущенное вниманием блюдо и фотографируют как главный трофей поездки. Ромази знает, чего хочет публика, и сыплет эпитетами: тесто у аджарского хачапури как лодка, яйцо — как солнце, сыр — как море. Таких «поэтических» хачапури штампуется до 500 в день.

Грузины любят застолья. Советуют: пить предпочтительней белое вино одного сорта, не мешая с красным и чачей. От красного можно «уйти» за полчаса. Они считают, что вино сжигает калории, и льют его рекой. Всего известно 360 грузинских тостов, а за застолье произносится не менее 16.

В Батуми подтянулись современные супермаркеты, но чаще всего на улицах можно встретить мини-маркеты. Продукты недорогие. Есть центральный рынок. Молодежь давно отошла от привычки праотцов закупаться на рынках: тот же чай или специи можно купить в презентабельных упаковках в магазинах. Торговые ряды штурмуют приезжие.

Торговаться не принято — итак все дешево. «Колбаска» чурчхелы — 1—3 лари (0,7—2,3 рубля), пастила — 1—2 лари (0,7—1,5 рубля), специи — 2 лари (1,5 рубля), кофе — 2—3 лари (1,5—2,3 рубля), аджика — 2 лари (1,5 рубля).


Снять жилье  около $30 в сутки, купить  от $350 за метр

Еcли приехать в Батуми не забронировав жилье, найти ночлег нетрудно. Его «пачками» сдают местные, о чем уведомляют объявлениями и вывесками. Каморки с надписью «Маклер» тоже не прочь помочь, правда дешевых вариантов не предлагают.

— Квартиры-студии стоят минимум $250, снимать нужно сразу на год. Сейчас начался сезон, и в течение четырех месяцев жилье на месяц-два не найти — все сдают его посуточно. Возле моря есть варианты за $30 в сутки. Дорогие квартиры на долгий срок тоже есть — стоят и $5000, и $6000. Кто снимает? Компании, директора…

В Батуми сделки с недвижимостью (да и вообще все юридические процедуры) проводятся в Доме юстиции (здание в виде перевернутой бутылки). На агентства недвижимости возложены рекламные функции.

— Строительство сконцентрировано на первой береговой линии, но в других частях города, конечно, тоже строят, — объяснила девушка в одном из агентств, завуалировав такой посыл: напишите о нас, пусть белорусы покупают здесь квартиры. — Застройщики — грузинские, турецкие, российские, иранские.

Продажа новостроек в Батуми — великая цель наряду с развитием туризма. Пройдясь по городу, можно насчитать десяток рекламных билбордов. Что удобно — возле каждой новостройки есть плакат с ценой метра. Застройщики здесь — великие маркетологи, указывают минимальную стоимость метра или минимальный месячный взнос, чтобы завлечь дешевизной. $350 за метр? Беру две!

— Столько квартира может стоить только на начальном этапе строительства и с черновой отделкой. В готовом доме цена вырастет примерно до $500. Если хотите квартиру с ремонтом и техникой, то прибавьте еще $200—300. Суть ценовой политики в том, чтобы каждый мог позволить себе жилье. Но на первой береговой линии квартиры дорогие — от $800 до $1500 за метр. Самая дорогая новостройка — Metro City, квадрат в ней стоит до $3000. Средняя стоимость метра — $500—600.

— Недорого…

— Кому как. Да, жилья у нас продается очень много. Но покупатели — не местные, у них есть свои дома. А те, у кого нет, предпочитают покупать участок и строить дом. Зарплаты у нас очень небольшие, — агент улыбается и раскрывает тайну: ее заработок — приблизительно $250; но если у тебя есть дом, то на такую сумму легко выжить. — Приезжие берут квартиры и для себя, и для сдачи. Среди покупателей — много россиян, турков, украинцев, армян, азербайджанцев, иранцев.


Пожить в селе на высоте 800 метров — $30 в сутки: «Учим варить чачу, готовить аджарские блюда. Собираем виноград, клубнику, яблоки, мед»

Несмотря на стремительно развивающиеся города, половина населения Аджарии (а это более 400 тысяч человек) — жители горных сел. Одной рукой погоняя коров, другой размещая в смартфоне свои дома на Booking.com, они вносят вклад в сельский туризм. Государство им в этом помогает: хочешь сдавать комнаты в горах — создай проект, выиграй грант и получи до $7000 на развитие бизнеса.

Зебур Болквадзе — один из таких получателей гранта. Гостевой дом располагается в 800 метрах над уровнем моря. Ночевка в таких домах стоит максимум 60 лари (46 рублей), включено трехразовое питание. Комнаты для проживания по-деревенски просты, но именно это и манит туристов, мечтающих постигнуть дзен вдали от цивилизации.

— Дому 37 лет. Со временем я его отделал, достроил второй и третий этажи, две ванных комнаты, кухню, каждый год что-то прибавляю. Первые 3—4 года вообще не было прибыли. В 2008-м проработали только 20 дней, а потом началась война, и два года никто к нам не приезжал. Начиная с 2010-го останавливались пару человек. Самый большой поток людей случился в прошлом году — 500 человек. Белорусов не считал, но за все время работы гостило около 50 человек из этой страны.

Польза от постояльцев для хозяина двойная: они не только платят за пребывание, но и помогают по хозяйству.

— Мы их учим варить чачу, готовить аджарские блюда. Собираем виноград, клубнику, яблоки, мед. Возим их в горы, соседние деревни.

Одни люди любят город, другие — специфический отдых в деревне. Сегодня Аджария предоставляет выбор: есть и винный туризм, и кулинарный, и агро, и эко. Эти направления хорошо развивает департамент по туризму. Раньше я все просил, чтобы мне помогли, а теперь они сами просят меня принимать гостей.

Зебур замолкает. Слышно, как где-то рядом мычат коровы. Воздух слишком чистый — даже голова заболела. Смартфон без толку ищет Wi-Fi. Пока остается только фотографировать пейзажи.

— Мне не скучно, — отвечает на соответствующий вопрос Зебур. — Нет времени, чтобы скучать: то за пчелами надо ухаживать, то корову доить, то траву косить, то землю пахать, то виноград собирать. Смотря какой сезон. Когда приезжают гости, все это уходит на второй план — надо за ними ухаживать.

Сосед Зебура тем временем рассматривает свои «владения» с крыши и говорит: «Вон в том селе я родился, а в том — живу». Для нас они мало чем отличаются: крыши да огороды, врезанные в зелень. 80-летний коренной горец улыбается: «Здесь я родился, здесь и умру, в Батуми не хочу». Пока большой по меркам сельчан город строит инновационную вселенную, кто-то доволен своей предельно простой.

Печи-камины в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by