«Если вы турист без машины, то в Беларуси вам делать нечего» — россиянка о трехдневных мытарствах

11 ноября 2016 в 13:56
Автор: Оксана Красовская. Фото: www.otzyv.ru

Беларусь продолжает бередить души россиян. Даже после того, как цены на отдых и питание в нашей стране выросли (по отношению к российским зарплатам), поток туристов не иссяк. Соблазну своими глазами увидеть главные достопримечательности соседнего государства поддалась и жительница Санкт-Петербурга Мария. Девушка на три дня приехала в нашу страну, чтобы не только изучить Минск и окрестности, но и отпраздновать свой день рождения. Насыщенная программа и продолжительные ежедневные прогулки позволили туристке сделать свои, пусть и не всегда приятные, выводы — гостеприимство пока не на высоте и работать нам еще есть над чем. Приводим ее наблюдения в сокращении.

Не знаю, насколько мой отзыв объективен, и если что, прошу прощения у белорусов, если я их обижу. Скажу сразу, что если бы я была на машине или ехала организованной группой, то отзыв был бы совсем другим. А так страна показалась очень недружелюбной к безлошадным туристам и маломобильным гражданам. Сложилось впечатление, что если вы турист с чемоданом, семья с ребенком в коляске, пожилой человек с клюкой (или без), если у вас есть стенокардия, астма, проблема с ногами, то вам туда не надо... Итак, обо всем по порядку…

Планировать поездку было сложнее обычного (хотя нет языкового барьера). Я привыкла, что если мне что-то не ясно, то я спрашиваю. Здесь я тоже писала много писем (в туристические бюро, в туристические фирмы, в замки), но ответов не получила. Ни одного! Также я привыкла ставить желтого человечка из «Гугл» и смотреть на мир его глазами. Но Беларусь для «Гугла» является Террой инкогнитой. Помощи от «Гугла» как планировщика тоже не было.

За полтора месяца до поездки были забронированы апартаменты в центре города (108 долларов за четверых за 2 ночи). Но за пару дней до поездки хозяйка позвонила, сказав, что принять нас не может. «Букинг» срочно искал нам замену. Начало было не очень…

Кроме того, нас очень напрягал первый день. Сразу по приезде в Минск (в 07:15) мы отправлялись в «культурную столицу» — город Несвиж (07:50), потом в Мир. Выбор этих городов был неслучаен — они расположены недалеко друг от друга (30 км) и в обоих есть чудесные замки. Вариантов осуществить эти планы для безлошадного туриста два. Мы выбрали следующий: электричка до станции Городея, далее автобус в Несвиж, потом автобус Несвиж — Мир, потом автобус Мир — Городея и, наконец, поезд обратно в Минск.

За полчаса мы должны были понять направление забега к пригородным поездам, обменять какие-то деньги, купить билеты и — как задача максимум — закинуть рюкзаки в камеру хранения. В ж/д кассах сдачу дали частично новыми деньгами, частично старыми. Это внесло некую сумятицу в наши головы — горсти железа и разноцветные бумажки… Это было что-то. Все платформы, что мы видели, были низкими. И чтобы войти в поезд — надо карабкаться вертикально вверх три ступеньки.

Мы легко нашли наш поезд, на котором было написано «Барановичи». Расстояние, которое мы должны были преодолеть, чуть более 100 километров. И хоть на билете стояло «скоростной поезд», это заняло у нас около двух часов. (Страшно себе представить, сколько же идет обычный.) В поезде не было схемы движения, и я очень пожалела, что не ознакомилась с названием предыдущей станции. В принципе, их объявляют, но рык машиниста был не очень ясен. Кроме того, могли возникнуть разночтения между белорусскими и русскими названиями.

В начале одиннадцатого мы вышли из поезда. По путям мы перешли к станции. Теперь 10 минут ждем автобус, чтобы проехать 14 километров и оказаться в Несвиже. От автобусной станции до замка идти около километра. По дороге можно увидеть Ратушу (1596) с торговыми рядами, городские ворота (конец XV века). По причине собственной дурости, мы не смогли найти дом ремесленника (хотя он находится в самом центре!), а местные нам не помогли…

Рядом с замком находится костел Божьего Тела, как назло, в храме был санитарный день, и просочиться туда было проблематично. Мы вежливо попросили разрешения, и одна из верующих пустила нас внутрь, красота была неземная. Но вторая дама с веником в руках нас прогнала… Удалось сделать лишь одну фотографию. О рассматривании картин, скульптур и фамильной усыпальницы Радзивиллов оставалось только мечтать. Но нам и так повезло, следующих туристов не пустили даже на порог…

Билет в замок стоит столько же, сколько для россиян Эрмитаж (порядка 400 рублей). На мой взгляд, это дорого. Льгот для пенсионеров нет, для детей есть. Поесть быстро в районе замка мы не смогли — многие кафе закрыты: уже не сезон. А идти в какой-нибудь ресторанчик — нет времени: мы должны погрузиться в единственный подходящий для нас автобус. Теперь нас ждет самое тонкое место нашего проекта, это как раз поездка на проходящем автобусе в Мир. Он прибывает в Несвиж в 14:30. Очередь за билетами заняли за 40 минут до автобуса. Свободных мест в тот день было 18. Сначала продают билеты тем, кто едет далеко (Гродно или Лида). Всем остальным — как повезет. Итак, уедете вы из Несвижа в Мир или нет — лотерея.

Мы проехали Городею, еще 17 километров — и мы у цели. Внутрь замка идти и так не собирались, хотя здесь снималось много фильмов и он окружен множеством легенд. Но снаружи все осмотрели и даже зашли во внутренний двор. Хотели зайти в часовню-усыпальницу Святополка-Мирских (одних из владельцев замка). Она стояла невдалеке, но нужен был билет, который надо было купить в замке. Решили не скакать туда-сюда.

Все так же единственным автобусом мы следуем в Городею (если ехать напрямую в Минск, то автобусов несколько больше, но это значительно дороже). Водитель автобуса говорит, что нам повезло, что мы без проблем пересекли ж/д переезд — здесь часто маневровый паровоз возит сахарную свеклу туда-сюда, это занимает то 30 минут, то 40).

Итак, после посещения дворцов мы снова оказались в Минске. Входим в метро и ищем на схеме нашу станцию «Октябрьская». На схеме ее нет! Тревожимся. Оказывается, что октябрь по-белоруски называется кастрычнiк и, соответственно, наша станция называется «Кастрычнiцкая». В дизайне самой станции написаны оба названия, но в схеме только белорусское, что вполне логично. (Для всех нас метро стало одним из самых больших разочарований от поездки. Да, оно дешевое, да, там тепло. Но на этом, на мой взгляд, его плюсы заканчиваются. Метро — это сплошные лестницы и бесконечные переходы. Поезда (по питерским меркам) ходят редко, а посему вагоны набиты битком хоть в 8 утра, хоть в 10 вечера).

После таких 14-часовых прогулок спали как убитые… На следующий день была суббота, пошли гулять. Сначала  двигались вдоль реки Свислочь к цирку, перешли главный проспект города. Как потом выяснится, это был чуть ли не единственный пешеходный переход данной магистрали. В центре города практически нет пешеходных переходов — только подземные. Это чтобы люди не мешали автомобилистам. Такого я не видела нигде! Так что, если вы не готовы целыми днями скакать вверх-вниз, то центр лучше обходить стороной. Мало того — подземные переходы не соединены с метро. Т. е. ты сначала спускаешься вниз, чтобы перейти площадь (улицу), потом поднимаешься вверх, потом снова вниз, но уже чтобы войти в метро.

И хоть к вечеру ноги гудели, мы все же отправляемся гулять по вечернему городу. Говорят, что очень красива Национальная библиотека. Но сначала нас ждало разочарование — на библиотеке мелькала реклама LG. Хотя потом на ней рисовались различные узоры, падали снежинки. Но наша цель другая — мы лезем на смотровую площадку. Для этого надо зайти в здание с задов, купить там билет (правда, в кассе был перерыв на ужин, пришлось ждать минут 15). Цена вопроса — порядка 100 наших рублей. Сказать, что идея была хороша, я, пожалуй, не могу. Было видно лишь, что мы находимся в большом городе среди миллионов огней. Что-либо разглядеть с уверенностью мы не могли…

Местные жители произвели очень приятное впечатление. Они воспитанны — и дверь в метро подержат, и место уступят. И дорогу-то они хотят туристу показать, но почему-то не могут... И какие-то они «более правильные», что ли, может, «более одинаковые». Что еще поразило? Практически нет детей и стариков в городе. И хотя город к ним не очень дружелюбен, но ведь они все же должны быть?

В принципе, в Беларуси было интересно. Но вот понесет ли меня туда еще раз? Вопрос, большой вопрос...