Откровения домработницы: «Некоторые заказчики могут все пять часов уборки стоять над душой и смотреть, что ты делаешь»

 
28 января 2016 в 8:00
Автор: Оксана Красовская
Автор: Оксана Красовская

Современная домработница — это уже не уставшая женщина, бурчащая себе под нос проклятья в адрес всех живых. Зачастую «пыльную» профессию выбирают молодые девушки. Они уверены в себе, передвигаются на собственном автомобиле, ездят отдыхать за границу. Конечно, при условии, что хватает обеспеченных клиентов. И хотя до уровня газпромовских уборщиц нашим домработницам еще далеко, но все же ассоциировать их с измученными женщинами со шваброй наперевес уже не получается. Одна из столичных домработниц согласилась рассказать о своей жизни и работе.

Не самую престижную, но оттого не менее нужную профессию молодая симпатичная девушка выбрала не только из любви к искусству. Еще в студенческие годы ей захотелось поехать подзаработать за границу. В таких случаях выбор специальностей невелик, и Инесса (имя изменено), определяясь между тремя-пятью вакансиями, остановилась на предложении работать горничной в гостинице.

— Понятно, что почти каждому человеку с детства знакомы «приемы» уборки. А так как я действительно отличаюсь трудолюбием, аккуратностью и знанием того, что надо делать, сомнений не было. Более того, в курортном городе, куда я направлялась, на горничных всегда был большой спрос, предлагали хорошую оплату.

Воспоминания о работе в гостинице? Это было одновременно и тяжелое, и очень интересное время. Тяжелое в плане физических нагрузок: за относительно короткое время надо было успеть убрать номер до блеска. А учитывая тот факт, что работала я в известной сети, рассчитывать на поблажки не приходилось. И если большинство постояльцев были людьми скромными и опрятными, то вот после мексиканцев приходилось буквально по кусочкам восстанавливать номер. Товарищи они оказались очень неаккуратные — практически без исключений.

В мои обязанности входила полная подготовка номера для приезжающего гостя: стирка и глажка белья, влажная и сухая уборка всех поверхностей, чистка сантехники, мытье зеркальных поверхностей, уборка всех шкафов, холодильника и так далее. На все это отводилось не так уж много времени.

Вместе с тем всегда хотелось найти подработку. За границей это не так просто, как дома. Чтобы получить заказ, я обращалась к риелторам, которые сдают квартиры и номера. Иногда с работой помогали абсолютно случайные люди. Через некоторое время заказчики начали рекомендовать меня друг другу. Ну и никто не отменял старый проверенный способ — заходить в гостиницы, салоны и оставлять резюме.

Знаю, что в Москве есть специальные курсы домработниц, где кандидаток учат премудростям обращения с теми или иными материалами и поверхностями. В Минске я ни с чем подобным не сталкивалась, может, потому, что не интересовалась. Но основные навыки были заложены с детства: как и все, училась, глядя на родителей. Где-то сама интуитивно понимала, что к чему. В принципе, сейчас существует огромное количество чистящих средств, на всех написано, что и как надо делать. В крайнем случае, если работаешь с очень дорогим материалом и боишься его испортить, есть интернет.

Когда девушка вернулась в Минск, идти только по проверенной стезе не захотела. Сейчас Инесса работает совершенно в другой сфере, но от периодической и хорошо знакомой подработки не отказывается.

— Очевидно, что в услугах домработницы нуждаются люди обеспеченные. Мне еще ни разу не приходилось наводить лоск в квартире, принадлежащей, к примеру, учителю, продавцу, медработнику. Кстати, мне очень везло: среди заказчиков (причем даже очень богатых людей) были только порядочные люди. Какого-то высокомерия, снисходительности я не встречала. Все хозяева квартир — очень доброжелательные и с уважением относятся к тому, что ты делаешь.

Теоретически я могу отказаться от работы с людьми, которые мне сразу не понравились, вызвали отторжение. Но такого еще не было, как-то удавалось сглаживать спорные моменты и сводить к тому, что все оставались довольны друг другом.

Кстати, большинство заказчиков действительно доверяют тебе и не проверяют (по крайней мере прилюдно) карнизы и плинтусы на наличие пыли. Не знаю, приходилось ли мне работать под скрытыми камерами, но контроль, как правило, минимальный. Правда, был случай, когда одна пожилая дама стояла надо мной в течение всех пяти часов уборки. Где-то корректировала мои действия, я сразу же молча выполняла то, что она просила. В дальнейшем она, убедившись, что я не натворю в квартире непонятно чего, сняла «надзор». Но, как мне кажется, к качеству она придиралась чрезмерно.

В Минске на уборку установлены свои таксы: все крутится где-то в районе $5—7 в час в эквиваленте. Но, поверьте, этот час ты отработаешь от и до. Заказчики в основном не торгуются: назвал цену, и они ориентируются на нее. Да и случаев, чтобы «кинули» с оплатой, не было. С кем-то такое, может, и происходило, но мне всегда за выполненную работу платили.

Своими самыми интересными объектами я считаю коттеджи и пентхаус: огромная площадь, которую надо привести в порядок и презентовать хозяевам. К счастью, окна в пентхаусе мне мыть не приходилось: этим занималась клининговая служба. Отмывать жилье после угарных вечеринок тоже не доводилось, хотя, думаю, и с этим бы справилась. Разве что понадобилось бы больше времени. В основном же работаешь в квартирах, в которых и так поддерживается порядок. А если один-два раза в неделю еще и домработница приходит, то поддерживать общий пристойный вид вообще не составляет труда.

Помимо уборки, по договоренности с хозяевами могу и с ребенком посидеть, и поесть приготовить. Но оплата в таком случае оговаривается отдельно. А вот работать на полную занятость с проживанием в доме хозяев я не пробовала и даже не собираюсь: хочется быть независимой, открывать ключом свою дверь и не быть под постоянным надзором и на расстоянии вытянутой руки.

В профессии, конечно, есть определенный риск. Учитывая тот факт, что работаешь в основном в богатых домах, понимаешь, что каждая статуэтка или блюдечко стоит порядочных денег. То есть ты можешь разбить какую-то безделушку, а это окажется очень редкая коллекционная вещь, которая стоит миллионы белорусских рублей. У меня, к счастью, все обходилось без эксцессов. Но внутренний страх все-таки есть, поэтому делаешь все очень аккуратно.

Еще одна «страшилка» для горничных — что тебя могут обвинить в воровстве. Опять же: все понимают, что в квартирах обеспеченных людей хранятся и деньги, и драгоценности. А значит, для кого-то это соблазн. Но ведь если я знаю, что не способна на это, то никто и не докажет обратное. Конкретно обвинений в воровстве не боюсь, разбить что-либо эксклюзивное страшнее.

Когда полдня (а то и целый день — зависит от площади) наводишь порядок в чужих квартирах, не всегда остается время на свою. Есть силы и настроение — делаешь уборку дома, нет — может и подождать.

Некоторые люди любят пофантазировать на тему того, что домработницы вступают в отнюдь не платонические отношения с хозяевами убираемых ими квартир. Но, поверьте, это не так. Заказчиков ты видишь по минимуму: оговорили нюансы — и каждый занялся своим делом. Ни у кого нет времени: ни у тебя, ни у человека, который занят тем, что постоянно зарабатывает деньги. Да и убирать все приходят в простой, удобной одежде, а не в выходном наряде. Все, что от тебя действительно требуется, — это аккуратный внешний вид, одежда по погоде. В твоих собственных интересах отдать предпочтение одежде из легкой, дышащей ткани: работать ведь приходится и в жару. Может случиться и так, что кондиционеры не работают, тогда совет один — пить побольше воды.

К слову, кризис не сильно сказывается на запросах и потребностях обеспеченных людей. На услугах домработницы они не экономят: работать с пылесосом и шваброй люди уже отвыкли или просто не хотят тратить на это личное время, которого и так мало. Поэтому спрос не упал. Конкуренция, конечно, есть, куда ж без нее, но работы хватает.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by