Вчера началось общественное обсуждение нового генерального плана развития Минска. Презентация проекта для публики и журналистов состоится только завтра, однако уже сейчас можно выделить важные изменения, произошедшие за пять лет в документе, определяющем градостроительное будущее белорусской столицы. В частности, городские власти решили изменить трассировку перспективной четвертой линии минского метро. Вместо ветки, которая должна была связать Веснянку с Чижовкой, теперь предлагается построить кольцевую линию.
В 2010 году на основании предыдущего генерального плана Минска была разработана «Комплексная транспортная схема» города, частью которой являлась «Схема развития Минского метрополитена». По этому плану, кроме пары уже существующих линий, к 2035 году в Минске намечалось строительство еще двух: третья связала бы жилые районы Зеленый Луг и Курасовщину, а четвертая — Веснянку и Чижовку. Соответствующие схемы, иллюстрирующие этот план, до сих пор украшают официальные сайты Минского метрополитена и «Минскметростроя».
Если третья линия начала строиться согласно утвержденной ранее схеме, то трасса четвертой ветки была изменена. По крайней мере, если верить «Генеральной схеме развития метрополитена», представленной вместе со свежим городским генпланом. Согласно документу, «новая» четвертая линия лишь частично, на своем северном и восточном участках, повторит маршрут «старой». А вот от ответвлений в сторону «Минск-Арены» и Чижовки, судя по всему, теперь решено отказаться. После перспективной станции «Автовокзал „Восточный“» линия пройдет далее под Вторым транспортным кольцом: улицами Денисовской, Аэродромной, проспектом Пушкина, образовав в конечном итоге кольцо, первое в минском метрополитене.
Протяженность линии при этом составит 25,4 км. На ней планируют построить 17 станций, из них шесть образуют пересадочные узлы с остальными ветками (в районе ст. м. «Площадь Бангалор», «Академия наук», «Тракторный завод», «Аэродромная», «Михалово» и «Пушкинская»).
Кроме это, на линии намечено сооружение двух метродепо (в промзонах Тракторного завода и ул. Ольшевского).
Сроки начала строительства четвертой линии пока не называются. Очевидно, что городские власти и метростроевцы сейчас сконцентрируются на возведении третьей ветки. До 2019 года планируется сдать в эксплуатацию первую очередь третьей линии (от ст. м. «Юбилейная площадь» до ст. м. «Ковальская Слобода»), затем она будет продлеваться в южном (вторая очередь с 3 станциями) и северном (третья очередь с 4 станциями) направлениях. Такие масштабные работы, скорее всего, растянутся до рубежа 2020—2030-х годов.
А вот в каком направлении будет развиваться строительство метрополитена далее, пока точно не определено. Сейчас соответствующие городские структуры выбирают из двух возможных вариантов: четвертой очереди третьей ветки (продление до Зеленого Луга) или первой очереди Кольцевой линии, которая должна пройти от площади Бангалор до автовокзала «Восточный».
Что касается планов по развитию первых двух линий метрополитена, то в «Генеральной схеме» по-прежнему предусмотрены перспективные станции «Смоленская», «Шабаны» и «Красный Бор», а станция «Щемыслица» (за «Малиновкой»), напротив, из нее исключена.
Помимо метро, в новом генплане планируется развитие и остальных видов транспорта, включая электрический. В частности, сохранены все будущие трамвайные линии, фигурировавшие в документе ранее: до 2020 года городские власти не теряют надежду продлить трамвай от улицы Октябрьской до Малинина, до 2030-го — пустить трамвай в Сухарево и в Логойск. Наконец, в перспективных планах города создание скоростного трамвайного полукольца через жилые районы на западе и юге Минска (от проспекта Победителей до Ангарской). Кроме этого, трамвай рано или поздно должен связать столицу с Белорусско-Китайским индустриальным парком, поселком Сокол и Национальным аэропортом Минск.