Без лица: как бывшие советские универсамы Минска превращаются в сетевые супермаркеты

 
26 февраля 2014 в 9:13
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков

«Вильнюс», «Гродно», «Таллин», «Верас», «Заславль», «Нептун» — раньше многие крупные минские универсамы и небольшие специализированные магазины имели свои собственные названия, ставшие за долгие годы «родными» не только для местных жителей, но и для всех минчан. С приходом крупных сетевых ритейлеров, начавших активную скупку старых советских предприятий торговли и их реконструкцию, многие из них стали терять привычные поколениям горожан имена, а заодно и оригинальный внешний вид. Onliner.by в ретроспективном обзоре вспоминает магазины нашего детства, еще продолжающие существовать и уже павшие жертвой глобализации.

Редкие минские продовольственные магазины вплоть до второй половины 1960-х имели собственные названия. Сейчас уже мало кто помнит, но даже главный минский универсам «Центральный» на нынешнем проспекте Независимости, 23 такое громкое имя получил лишь в 1977 году с появлением во дворах крупной пристройки с новым торговым залом, позволившим существенно увеличить площадь предприятия и организовать торговлю по методу самообслуживания. Ранее же это был обычный магазин №13 сначала Ленинского, а потом Центрального райпищеторга.

Похожая ситуация сложилась и с другим крупным продовольственным на главной улице Минска. Открывшийся в 1964 году по адресу Ленинский проспект, 52 магазин №34 Советского райпищеторга в конечном итоге стал всем известным «Столичным». К счастью, несмотря на затяжную реконструкцию, завершившуюся только в декабре 2012 года, это привычное имя обновленный универсам сохранил.

Во второй половине 1960-х годов минская сеть продмагов начала концептуально меняться. В городе стали открываться торговые точки принципиально нового типа, в которых уже не было «прилавочного» отпуска товаров. Это были те самые универсамы, универсальные магазины самообслуживания, формат, ставший основным на следующие десятилетия. К концу 1968 года в городе работало целых три подобных объекта, среди них давно уже утратившие свои оригинальные наименования универсамы «Ландыш» (Антоновская, 30, сейчас тут супермаркет крупного сетевого ритейлера) и «Огонек» (Маяковского, 174, в настоящее время гастроном «Дивный»).

Свои фирменные названия в 1960-е стали получать не только крупные универсамы, но и специализированные магазины, ориентированные на торговлю какой-то определенной группой товаров. Так, в глубине дворов микрорайона по ул. Волгоградской (Кнорина, 66) открылась «Ягодка», торговавшая плодоовощной продукцией. Помимо свежих и консервированных даров колхозных полей и садов в торговом зале был установлен магнитофон, включив который покупатели могли прослушать «записанные на пленку советы опытных кулинаров, как приготовить из консервов вкусное блюдо». Конечно, никакой «Ягодки» с консервами и магнитофоном по данному адресу уже давно нет.

Еще одной крупной торговой точкой, специализировавшейся на сельской продукции, был магазин «Дары природы». Он располагался возле кинотеатра «Мир» (Козлова, 6) и предлагал минчанам не только овощи и фрукты, но и, например, крестьянское сало, крольчатину, грибы, мед, молдавское вино и даже мясо дикого кабана — весь ассортимент потребительской кооперации («Дары природы» входили в автономную сеть Мингоркоопторга). Впоследствии, в 1979 году, в городе появились и вторые «Дары природы»: они заняли просторный торговый зал на проспекте Машерова (сейчас Победителей), 17 у другого кинотеатра, «Москва».

Неподалеку от новых «Даров природы» на тогда еще Парковой магистрали, 7 в 1977 году открылся крупнейший в Минске специализированный кондитерский магазин самообслуживания «Ромашка», главный конкурент куда более камерной «Лакомки» на Ленинском проспекте. Общая торговая площадь «Ромашки» составила 800 квадратных метров, причем занимал кондитерский универсам целых два этажа: на первом собственно реализовывалась продукция белорусских кондитерских фабрик, на втором находилось ставшее со временем знаменитым одноименное кафе, где можно было купить торты, выпить кофе, соки и даже алкогольные коктейли. Сейчас здание магазина на очередной реконструкции.

«Ромашка» занимала ближнюю к нам пристройку к высотному корпусу БелНИИТИ.

Свои названия были и у некоторых рыбных магазинов. Если культовой торговой точке на Маркса досталось лишь сакраментальное имя «Рыба», то ее аналогам в других районах города повезло куда больше. На Чкалова, 24 первый этаж жилого дома занимал «Нептун», украшенный харизматичной неоновой вывеской с трезубцем.

На этом снимке середины 2000-х старый «Нептун» еще на месте.

Рыбный не пережил конкуренции с новыми форматами торговли и тихо скончался, уступив свое место расчетно-справочному центру одного из минских ЖЭСов и турагентству.

Самым известным рыбным магазином города был «Океан» на Козлова, 2, открывшийся в 1975 году. В настоящее время его торговый ассортимент уже не исчерпывается рыбопродуктами и консервами, но интерьер с фирменной облицовкой стен металлической чешуей пока сохраняется в оригинальном виде.

«Колосок» на Ленинском проспекте, 111, «Звездочка» на Якуба Коласа, 32, «Нектар» на Красной, 14, «Стрела» на Партизанском проспекте, 48 около универмага «Беларусь» — какие-то из этих магазинов по-прежнему на месте, какие-то вошли в современные торговые сети, потеряв оригинальные названия и оставшись в памяти лишь немногих местных жителей.

Куда более широкую известность получили и по-прежнему сохраняют торговые центры, которые начали массово строить в новых минских жилых районах в середине 1970-х годов. В начале 1980-х в белорусской столице насчитывалось 137 продовольственных универсамов, но собственные имена в абсолютном большинстве случаев получали только самые крупные их представители, обычно с торговой площадью, превышающей 1000 квадратных метров. Вероятно, первым из них стал открывшийся в 1973 году на проспекте Пушкина универсам «Фрунзенский».

По сути, «Фрунзенский» — это дебютная в нашем городе реализация проекта типового универсама, разработанного в московском институте «Гипроторг» архитекторами Олегом Великорецким и Святославом Миндрулом. Первый во всем СССР универсальный магазин такого типа открылся в 1970 году в Ленинграде и по иронии судьбы также был назван «Фрунзенский». Впоследствии счет реализаций этого проекта пошел на сотни.

А так выглядел стандартный интерьер такого универсама.

Белорусские архитекторы старались вносить изменения в этот популярный общесоюзный проект. Например, верхний уровень минского «Фрунзенского» облицевали фактурными белоснежными панелями.

Еще не так давно внутри «Фрунзенский» выглядел таким образом.

В настоящее время развернулась реконструкция этого универсама. От первоначального проекта полной перестройки здания и превращения его в многофункциональный центр отказались, однако, скорее всего, оригинальные внешний и внутренний облики первого минского отдельно стоящего универсама, а возможно и его название, после окончания работ будут навсегда утрачены.

В наиболее чистом виде магазин такого типа построили в 1977 году на ул. Плеханова, 115 и назвали в честь окружающего его жилого района. Крупнейший до эпохи строительства гипермаркетов продмаг огромной Серебрянки (торговая площадь 1200 кв. м) разместили в самом ее сердце. Однако и тут не обошлось без белорусских изменений в союзном проекте. Металлическую облицовку верхнего уровня покрасили в ярко-красный цвет, а на небольшой площади перед главным входом в магазин возвели бетонную стелу.

«Серебрянка» — тот редкий в Минске случай, когда новый владелец торгового комплекса не стал приводить его внешний облик в соответствие с условным, единым, а оттого безликим корпоративным стилем. Универсам во многом сохранил свой экстерьер, знакомый еще первым жителям Серебрянки, осталась и огромная вывеска на его фасаде.

В 1980 году открылся и третий универсам, построенный по все тому же проекту Великорецкого-Миндрула, хотя опознать первоисточник благодаря талантливой индивидуальной привязке сложно. Белорусские архитекторы Евгений Дятлов и Анатолий Желдаков, сохранив типовую схему здания и его габариты, решили его в виде полностью стеклянного объема, в котором выделяются лишь мощные бетонные плиты кровли и консоли козырька над центральным входом.

Так раньше выглядели интерьеры магазина, фактически давшего имя целому жилому району по соседству.

Связь «Риги» с ее окрестностями в сознании жителей города оказалась настолько велика, что новый собственник здания, затеявший его кардинальную перестройку, не решился избавиться от привычного топонима. Торговый центр теперь не узнать, но название его по-прежнему то самое, всем знакомое, а архитектурные символы латвийской столицы использованы в новом декоративном оформлении экстерьера здания.

Куда меньше повезло универсамам в жилом районе Запад. Войдя в состав двух разных крупных торговых сетей, они подверглись беспощадной реновации, во многом утратив свой небезынтересный внешний облик, в который, между прочим, в свое время было вложено немало труда. «Таллин» похож на «Ригу» не только своим прибалтийским названием. Обратите внимание, как мотивы круглых окон-иллюминаторов повторяются в оформлении надписи «Универсам» над главным входом. Угловая вывеска с фрагментом крепостной стены и стилизованным под готику шрифтом также отсылает к архитектуре столицы Эстонии.

Современное состояние.

Соседний с «Таллином» «Гродно».

Новое, конечно зеркальное, остекление сменило матовые окна второго этажа. Фасад щедро увешан вывесками, о первоначальном названии ничего не напоминает.

Еще один «западный» именной универсам — «Нарочь» архитектурно получился самым простым. Одноэтажную коробку сложно изуродовать, но и здесь новый собственник не потрудился оставить знакомое всем местным жителям имя.

Интересна логика присвоения названий «именным» минским торговым центрам. Самым популярным выбором было название какого-нибудь города с просторов бывшего Советского Союза, причем особенно уважали города белорусские и прибалтийские. Кроме «Гродно» в Минске пока еще имеется универсам «Брест» в Малиновке, предсказуемо размещенный на выезде из города в сторону этого областного центра.

Есть и «Могилевский» на одноименной улице.

В Зеленом Луге на ул. Гамарника в советское время существовал продовольственный магазин №22 Советского райпищеторга. В 1990-е его переименовали, опять же географически абсолютно обоснованно, в «Витебск».

К расположению «Риги» и «Таллина» опять же нельзя придраться, куда сложнее понять, почему получил свое название крупный торгово-общественный центр на улице Калиновского, куда входили не только продовольственный, но и хлебный, промтоварный и книжный магазины, кинотеатр, столовая-ресторан, бар, фотоателье, мастерские по ремонту обуви и мебели, парикмахерская, почта, телеграф, сберкасса, библиотека, спортивный и танцевальный залы. «Вильнюс», от широкий номенклатуры объектов которого ныне мало что осталось, далек от соответствующих выездов из города, литовских топонимов рядом также не наблюдается.

Еще один старый минский универсам, о прежнем названии которого можно забыть — «Заславль» на проспекте Победителей, 49. Вероятно, для новых собственников этот древний белорусский город никак не родная сторона.

При этом тот же ритейлер, похоронивший «Заславль» и «Гродно», сохранил, по крайней мере на фасаде, прежнее название универсама «Юбилейный», но не его внешний вид. Он приведен к тому пониманию современного облика, которое, по всей видимости, прочно устроилось в головах архитекторов и заказчиков.

С «Северным» на ул. Мирошниченко в Зеленом Луге новый собственник выбрал третий вариант: сэкономил на реконструкции, не забыв переименовать. Хотя старое название универсама родилось уже в годы независимости (в советское время это был обычный продмаг), но и оно стало для местных жителей своим. Посмотрим, как быстро «Северный» будет забыт.

В начале 1980-х в минском районе Юго-Запад появилось два новых торгово-общественных центра. Один, недолго думая, так и назвали — «Юго-Запад».

Второй, исходя из не слишком очевидных соображений, почему-то стал «Волгоградом».

Столь же загадочен выбор названия для небольшого универсама в Серебрянке, на улице Якубова. Почему бывший «безымянный» продовольственный магазин переименовали в честь небольшого и довольно депрессивного райцентра Псковской области, совершенно непонятно. Сейчас и «Волгоград», и «Невель», как и большинство их собратьев, выкуплены крупным торговым оператором, но пока процедуру ребрендинга не прошли.

От минского «Невеля» совсем недалеко до «Свислочи» на той же Якубова. Это крупный универсам, построенный по индивидуальному проекту (арх. А. Гречин, Г. Ласкавая), своим фасадом как раз смотрит на главную минскую реку.

Авторы проекта даже украсили здание металлическими чеканными композициями, к счастью уцелевшими после покупки универсама и его ребрендинга.

«Независимых» крупных магазинов в Минске все меньше и меньше. «Первомайский» в Уручье, «Байкальский» на Ангарской, «Заходні», «Кунцевщина» и «Масюковщина» на западе города, «Полесье» в Серебрянке, «Щетовка» на Крупской, «Чкаловский» на Жуковского и «Тракторозаводской» на улице Буденного — пока все они сохраняют свои привычные названия, надолго ли?

Зато местные жители и остальные горожане уже могут попрощаться с «Заводским» на Нестерова и «Автозаводским» на Варвашени.

Уже забыты «Дрозды» в Веснянке, «Солнечный» на Кольцова и «Уручье» на Руссиянова.

Наконец, потеряли свои названия два типовых торгово-общественных центра с универсамами, построенные в 1970-е в жилом районе Восток. Таким был «Верас» на Славинского.

Таким «Восток» на Калиновского.

Сейчас оба принадлежат прямым конкурентам. Кстати, похожие комплексы, возведенные в Чижовке и Курасовщине, своих имен так и не получили. Иногда их называли по кафе, там располагавшимся, «Пралеска» и «Подснежник» соответственно.

Почти сразу после получения Беларусью независимости когда-то единая продовольственная торговая сеть Минска стала распадаться. Бывшие райпищеторги, объединявшие продмаги административных районов города, стали формально и фактически независимыми друг от друга и от государства. Так рождались первые в белорусской столице сетевые торговые операторы: в Октябрьском районе — «Живинка», в Советском — «Падзея», в Партизанском — «Постторг», а в Первомайском — «Зарина» и т. д. Чудеснее всего переименовались пищеторги Фрунзенского и Московского районов — в «Азарэнне» и «Фобию» соответственно. Теперь эти проторитейлеры, в основном объединившие относительно небольшие торговые точки, и крупные советские универсамы, большей частью продолжавшие около полутора десятилетий независимое существование, стали питательной средой для продуктовых сетей нового, современного типа. Увы, с актуальными технологиями и форматами торговли приходят и единые корпоративные стандарты, почти всегда лишающие знакомые всем минчанам объекты и индивидуального лица, и уникального имени.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by