Четвертая линия метро, аэроэкспресс и новые пересадочные узлы. Смотрите, какой может стать столичная подземка

Автор: Виктория Завадская. Фото: архив Onlíner
6789
17 января 2025 в 17:43

Столичный метрополитен пополняется новыми современными станциями: в ушедшем году их открылось сразу три. Но это далеко не предел. О том, как изменится в ближайшем будущем облик столичной подземки, рассказал «Минскому курьеру» главный инженер предприятия «Минскметропроект» Георгий Протасов.


Продлят ли синюю и красную ветки метро?

По словам главного инженера предприятия «Минскметропроект» Георгия Протасова, на Московской линии когда-то планировали построить дополнительные станции: «Смоленскую» в северо-восточном направлении, а на юго-западном, за «Малиновкой», — «Щомыслицу». Что касается Автозаводской, за «Каменной Горкой» хотели построить станцию «Красный Бор», а в юго-восточном направлении — проложить движение до Шабанов.


— Однако такую работу пока не ведут, — заявил Георгий Протасов. — Метро развивается в соответствии с текущей градостроительной ситуацией и потребностями жителей. Подземка — высокоскоростной транспорт, который не должен ездить «в чистом поле». Поэтому городские власти принимают решение о возведении новых станций в местах с высокой пассажирской нагрузкой. Также застройку жилого массива могут вести параллельно с проектированием метро. Когда мы планировали «Грушевку», там располагались частный сектор и двухэтажные бараки, а сейчас это современный квартал столицы со всей необходимой инфраструктурой.


Что будет дальше с Зеленолужской веткой?

Георгий Протасов объяснил, что для полноценного функционирования третьей линии требовалось новое депо. Мест для строительства такого объекта в городе не так много, поэтому выбрали площадку в районе улицы Лейтенанта Кижеватова — недалеко от станции «Слуцкий Гостинец». Сейчас депо находится в высокой степени готовности, в ближайшее время его введут в эксплуатацию.


Что касается продления Зеленолужской ветки, то, по словам главного инженера, на повестке дня — участок от «Юбилейной площади» до будущей станции «Парк Дружбы народов» на площади Бангалор. Ведутся подготовительные работы, перекладка сетей, строительство котлованов и монтажно-щитовой камеры — сооружения, откуда стартует тоннелепроходческий комплекс.

— Кстати, соединительную ветку с перспективной четвертой линией тоже создадим сейчас — потом сделать это будет гораздо сложнее технически и дороже, — уточнил он. — На этом участке непростые инженерно-геологические условия: там высокий уровень грунтовых вод. Придется возводить водонепроницаемые стены котлованов и использовать строительное водопонижение, применять мощную гидроизоляцию. К слову, проходку почти всех тоннелей на участке осуществим ниже уровня грунтовых вод.

Плюс 17 новых станций. Четвертую ветку метро планируют строить поэтапно

Четвертая линия, кольцевая, заложена в генплане развития метрополитена. По словам Георгия Протасова, в общей сложности она будет состоять из 17 станций. Эта подземная трасса будет эффективно работать вместе с транспортно-пересадочными узлами, которые на карте обозначены желтым цветом. Там планируется пересадка пассажиров на автобусы, троллейбусы или трамваи.


Разумеется, построить 17 станций одновременно сложно и дорого, возведение будет поэтапным, — пояснил специалист. — Также предстоит создать депо (или даже два) для кольцевой. Сейчас ведется предпроектная проработка, где мы должны обосновать эффективность трассировки линии, количество станций с учетом прогнозируемого пассажиропотока. На открытии новых станций 30 декабря озвучили стоимость — 70 млн долларов за 1 км. Это, конечно, очень большая сумма, однако она все равно меньше, чем, например, в Москве. Отмечу, что цена зависит от многих условий строительства, но мы постоянно трудимся над тем, чтобы снизить затраты. К слову, возведение четвертой линии станет непростым. Потребуется построить много пересадочных станций — когда одна располагается под другой. На время проведения работ остановить движение на действующей линии часто бывает невозможно. Это сопряжено с большими трудностями — на поверхности сразу же возникают пробки, движение затрудняется. К тому же некоторые уже существующие станции придется переделывать в пересадочные, поскольку сейчас они для этого не предназначены, и предстоит искать оригинальные инженерные решения. Например, «Академия наук». Когда ее возводили, не думали о том, что станция может стать пересадочной. Соответственно, потребуется реконструировать ее без остановки движения поездов.


Пустят ли из Минска аэроэкспресс?

Главный инженер «Минскметропроекта» заявил, что идея добираться на метро до Национального аэропорта существует давно.

В этом направлении коллеги из Института «Белжелдорпроект» проделали определенную работу, — говорит Георгий Протасов. — Вместе с ними мы разрабатывали проект реконструкции подземного пешеходного перехода на станции «Пролетарская» для выхода на платформу аэроэкспресса.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро