В старых могилах иногда находят скелеты с серпом поперек горла. Любители сенсаций кричат о «вампирах», но кто эти люди на самом деле?

Источник: Валерий Волатович
21 мая 2023 в 8:00

«Сенсационное открытие археологов. Найден гроб женщины-вампира», «Могила вампирицы открывает свои мрачные тайны», «Обнаружено вампирское захоронение 17-го века». Примерно такими заголовками пестрели сайты польских СМИ в начале сентября 2022 года. Новость об удивительной находке подхватили и мировые средства массовой информации, вот только они предпочитали брать слово «вампир» в кавычки. На самом деле ничего особенно сенсационного в подобных открытиях нет. С так называемыми «девиантными захоронениями», используя научную терминологию, археологи сталкиваются пусть не часто, но регулярно. Чем же они отличаются от привычных нам могил и почему в подобных практиках, по мнению специалистов, нет никакой мистики, зато имеется крайне интересный материал для изучения повседневных нравов минувшего времени?

Деревенская «вампирица»

Летом 2022 года экспедиция Института археологии Университета имени Николая Коперника (Торунь) проводила раскопки в небольшой деревушке Пень (Pień), расположенной на берегу Вислы неподалеку от Быдгощи. Ученым было давно известно про существование там средневекового поселения, имевшего отношение к тевтонскому ордену, но потом покинутого. Раскопки там уже проводились во второй половине нулевых, но прошлым летом специалисты сосредоточились на куда более позднем некрополе, датировавшемся 17-м веком и поврежденном в ходе сельскохозяйственных работ.

Одна из исследованных могил погребального комплекса оказалась необычной. В ней были обнаружены останки молодой женщины, возраст которой составлял от 17 до 21 года. Судя по обнаруженному на ее голове шелковому головному убору, девушка принадлежала к достаточно высокому социальному слою, однако ничего необычного в этом не было. Смерть в ту эпоху не щадила никого, ни молодых, ни богатых. Удивительнее было другое. Поперек горла усопшей лежал железный серп, а на большом пальце левой ноги был закреплен навесной замок. Даже с первого взгляда археологам было очевидно, что им попалось девиантное захоронение, которое с легкой руки прессы публика в быту называет «вампирскими».

Не такие могилы

В широком смысле «девиантными захоронениями» в среде специалистов принято называть такие захоронения, в которых погребальный обряд отличается от общепринятого в той или иной местности в ту или иную эпоху. Они встречаются достаточно редко, но представляют особый интерес для археологов, давая материал для размышления об обстоятельствах, заставивших современников выбрать именно такой вид похорон. Разнообразие «отклонений» достаточно велико. Умерший может быть лишен головы и/или какой-нибудь другой части тела, он может лежать лицом вниз, в землю, в его рот может быть вложен камень. Встречались и тела (точнее, скелеты), проткнутые металлическими или деревянными заостренными предметами.

В данном случае специалистам из Торуня попалась девушка с серпом на шее. Подобные варианты уже встречались польским специалистам. В 2014 году при исследовании 285 могил 17—18-го века в деревне Дравско, расположенной между Познанем и Щециным, обнаружили сразу шесть девиантных захоронений. У покойников также присутствовали серпы на шеях (у одного на бедрах), дополненные камнями под подбородками. В случае с находкой в деревне Пень вместо последних присутствовал замок на пальце ноги. Такие варианты «отклонений» археологам прежде не встречались.

Страсти по вампирам

Интерпретация подобного изменения погребального обряда была достаточно очевидной. Человек (или люди), осуществлявшие захоронение, опасались, что покойник оживет, восстанет из мертвых, и предпринимали доступные им меры по предотвращению подобной неприятной ситуации. Это дало повод журналистам использовать термин «вампир» по отношению к найденным останкам. Термин, безусловно, спекулятивный и рассчитанный на привлечение внимания публики, что, однако, не отменяет того факта, что современники людей в девиантных захоронениях действительно рассматривали их как некую угрозу своему существованию. Вопрос, в чем эта угроза заключалась, какую опасность умершие представляли для тех, кто их окружал при жизни.

Наше современное представление о вампирах полностью сформировано викторианской классической жанровой литературой (прежде всего, «Дракулой» Брэма Стокера) и куда более поздней массовой культурой (в основном кинематографом и телевидением). Классический вампир — бледный гражданин (или гражданка) с выдающимися клыками, боящийся солнечного света, заостренных предметов из древесины осины, чеснока, серебра и так далее, весьма охочий до крови. Наши предки (а вампиры — это персонажи прежде всего мифологии жителей Восточной Европы), уже отсюда распространившиеся в Европу западную, воспринимали их совершенно иначе, в ряду других фольклорных кошмарных тварей, на деятельность которых можно было списать практически необъяснимые более простыми способами беды, приключавшиеся с людьми.

Страшно жить

Именно поиски возможного источника страха лежат в основе объяснений происхождения «вампирских» девиантных захоронений. Ученым ясно, что находившихся в них покойников опасались, и, скорее всего, этот страх носил иррациональный характер. Специалисты полагают, что совершенно необязательно таких умерших воспринимали как конкретно «вампиров». Вероятно, при жизни они могли чем-то выделяться среди себе подобных и тем самым восприниматься современниками (например, соседями) как угроза.

Ясно, что потенциальное «восставание из мертвых» воспринималось раньше хуже смерти, как самый негативный вариант развития событий. Почему же меры по его недопущению предпринимались лишь в отдельных случаях? Специалисты предполагают, что в каждом случае поводы «обезопасить» покойника были разными. Например, речь могла идти о самоубийцах, людях с физическими или психическими отклонениями от «нормы», чье деформированное тело или странное поведение воспринимались как условное проклятие. Жители деревень Пень или Дравско могли предполагать, что после смерти такие «изгои» могут вернуться, и доступными для них методами пытались этого недопустить.

Языческие корни

Большинство девиантных «вампирских» захоронений были сделаны, когда Европа уже была давно христианской. Однако корни таких практик, по мнению ученых, имеют языческое происхождение, ведь следы прежних традиционных верований, глубоко укоренившихся в народной культуре, очень долго проявляли (да и порой продолжают проявлять) себя в повседневной жизни. Начать с того, что христианство кардинально изменило традиционный погребальный обряд. На место прежней кремации пришла ингумация, то есть захоронение в землю. При кремации покойник физически не мог восстать из мертвых. При ингумации такая угроза, по мнению обычных людей, была.

Необъяснимые беды, случавшиеся с людьми (например, эпидемии, приводившие к массовым жертвам), часто связывались не только с «гневом Божьим», но и с возможной деятельностью конкретных людей. Так, в распространении в какой-нибудь деревне холеры или чумы могли обвинить первого заразившегося и умершего от них человека. Чтобы не позволить повторения случившегося, его соседи могли предпринять меры по недопущению его возвращения в мир. Например, с помощью серпа, который должен был перерезать ему горло при потенциальном оживлении. Конкретных виновников, пусть и бездоказательно, могли искать и при неурожае, падеже скота, наводнениях и прочих непредсказуемых событиях. И лучшим способом их предотвратить человеку, вся жизнь которого состояла из борьбы с обстоятельствами, казались меры, которые столетия спустя стали предметом изучения археологов и источником «сенсационных» заголовков в средствах массовой информации.

Читайте также:


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by