Сначала рабочие нашли старый колодец. В этом не было ничего удивительного, ведь в городе существовали проблемы с водой, а потому подобных объектов на его территории хватало. Однако вертикальный тоннель все-таки оказался с сюрпризом. Он скрывал вход в целую сеть прежде неизвестных подземных сооружений. Тридцать два параллельных хода, построенных в камне, отходили от центральной оси, по 16 с каждой стороны. Планировка напомнила ученым скелет рыбы и поэтому получила в их среде, а затем и в сообществе диггеров название «Рыбные кости». Лишь в прошлом году, спустя шестьдесят с лишним лет после находки, археологи смогли наконец достоверно установить время возведения этой системы, но по поводу ее назначения существуют лишь гипотезы.
У Лиона, третьего по количеству жителей города Франции, холмистый рельеф. Это добавляет ему живописности, но осложняет дорожное движение, что стало очевидно с распространением автомобилей. К чести городских властей, они очень рано поняли грядущую проблему и начали принимать соответствующие упреждающие меры. На рубеже 1958—59 годов под лионским холмом Круа-Русс, где когда-то располагались знаменитые шелковые фабрики, началось возведение автомобильного тоннеля, который бы позволил водителям не преодолевать крутые склоны плато.
18 февраля 1959 года дорожные рабочие наткнулись на старый колодец. О наличии в данном районе подземных сооружений уже подозревали, ведь по соседству случались проседания грунта, да и исторические колодцы встречались в Лионе сплошь и рядом. Город стоит на двух реках, но вода традиционно была его слабым местом. В попытке получить ценный ресурс достойного качества, на протяжении столетий поколения местных жителей пытались добраться до чистых водоносных горизонтов. Однако, как вскоре выяснилось, обнаруженный объект не был обычным колодцем. Он поставил перед археологами, краеведами, да и просто неравнодушными горожанами задачу, над решением которой бьются уже 64 года.
Лион — по европейским меркам очень старый город. По всей видимости, человеческое поселение появилось на его месте еще в III веке до нашей эры. В римское время Лугдун (такое название носил тогда Лион) превратился в один из важнейших центров всей империи, столицу ее галльских провинций. Римляне помимо прочего увлекались и созданием подземных сооружений, которые могли выполнять самые разные функции — служить для добычи строительного материала, быть кладбищем или хранилищем воды. Лион как своеобразный античный мегаполис исключением не был.
К моменту находки под холмом Круа-Русс ученым было известно о существовании в городе, например, т. н. «Сарацинских нор» (Sarrasinières), подземной системы протяженностью в 13 км, выходящей даже за границы Лионы. Ее датировка и назначение были и остаются предметом оживленных споров. Спектр мнений чрезвычайно разнообразный. Самые отчаянные головы связывают появление «нор» с деятельностью некой забытой доантичной цивилизации. Более образованные специалисты считают, что построены они были римлянами или в ранние Средние века, скорее всего, с фортификационной целью. Еще один лабиринт древних сооружений существовал под другим лионским холмом Фурвьер.
Как бы то ни было, с одной стороны, ничего удивительного в обнаружении еще одного разветвленного подземного объекта под Лионом не было. С другой — историков озадачила его структура.
По мере исследования найденной сети выяснилось, что она представляет собой систему из центрального осевого тоннеля, в обе стороны от которого отходят по 16 ответвлений, заканчивающихся тупиками. Главный ход при этом уходил под углом к реке Роне и в своем окончании был затоплен. Схема объекта напомнила специалистам рыбный скелет, где центральная ось играла роль позвоночника, а «отростки» были похожи на ребра. Все это получило название arêtes de poisson, или в переводе «Рыбные кости».
Тоннели были возведены из камня, месторождение которого располагалось в 60 км от Лиона. Их средняя ширина составляла 1,9 метра, а высота — 2,2 метра. Длина главной оси («позвоночника») превышала 120 метров. Внутри был найден строительный мусор, человеческие останки и фрагмент бронзового лаврового венка, украшенного золотыми листьями. Крупнейший местный археолог Амабль Один правдоподобно предположил, что последний артефакт имеет отношение к расположенному неподалеку римскому Амфитеатру Трех Галлий, но вот сама система историка не заинтересовала. Он решил, что она относительно новая и создана в XVII веке. С мнением авторитета никто спорить не стал, «Рыбные кости» вновь законсервировали, продолжив строительство автомобильного тоннеля и надолго о них забыв.
Точнее, забыли об объекте лишь официальные лица. Энтузиасты исследований подземного наследия (или по-современному диггеры) как раз помнили про них постоянно. С годами доступ внутрь появился вновь, стены ходов покрылись граффити, а в интерьерах древней системы даже проходили рейв-вечеринки. Естественно, отсутствие сколь-нибудь достоверной научной версии происхождения «Рыбных костей» давало любителям темы большой простор для вольных интерпретаций.
Самая популярная из них связывала строительство сети с деятельностью ордена тамплиеров. Изначально члены этой духовно-рыцарской организации времен Крестовых походов занимались защитой паломников, отправляющихся в Святую землю, однако в итоге развили бурную финансовую деятельность. Вкратце изобретенную ими схему можно описать следующим образом. Человек, не желающий рисковать своими средствами по пути на Ближний Восток, мог сдать их тамплиерам в Европе, получить в обмен небольшой кусочек пергамента (прообраз чека), а затем вновь обналичить его, например, у иерусалимских тамплиеров. Двести лет подобной деятельности позволили ордену накопить колоссальное богатство, что в итоге и стало причиной его падения в борьбе с французским королем Филиппом IV. Рыцарей, естественно, ограбили, но легенды об оставшихся неконфискованными ценностях сохранились. По мнению некоторых лионских патриотов, именно для их хранения были построены «Рыбные кости».
Несколько десятилетий система под холмом Круа-Русс учеными игнорировалась. Вновь на нее они обратили внимание лишь в 2007 году, и опять-таки из-за дорожного строительства. Городские власти решили построить дублер автомобильного тоннеля под холмом, а общественность потребовала надлежащих археологических изысканий на месте работ. Со временем многое прояснилось. Во-первых, рядом были обнаружены дополнительные ходы с подземными камерами (комнатками), уже не повторяющими схему рыбного скелета. Во-вторых, раскопки показали, что весь этот лабиринт не использовали с целью ирригации или укрытия. В-третьих, оказалось, что сеть «Рыбных костей» была связана ходами с «Сарацинскими норами». В-четвертых, радиоуглеродный анализ древесных элементов и выявленные на стенах надписи позволили датировать систему античным временем. Ее построили между 100 годом до нашей эры и 100 годом нашей эры.
Однако назначение объекта до сих пор остается предметом оживленных дискуссий. В 2022 году на специальном семинаре этот вопрос обсуждался в очередной раз. Ученым уже ясно, что к тамплиерам «кости» не имеют отношения, однако одна из представленных версий подтверждала идею их использования как сокровищницы. Только в данном случае речь шла о хранении здесь ценностей, собранных римскими властями с жителей Лугдуна в качестве налогов. Впрочем, и данная теория требует дополнительных исследований, а значит, лионским археологам еще есть чем заняться.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by