«Все произошло за считаные минуты». Одиннадцать лет назад утонул теплоход «Булгария», погибли 122 человека

Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia
14 июля 2022 в 8:00

Примерно в 11 утра 10 июля 2011 года все пассажиры теплохода «Булгария» вернулись на борт после экскурсии и готовы были отправиться в путь домой. Через час, когда корабль находился в двух с половиной километрах от берега, начался сильный ливень с грозой. Все, что произошло дальше, заняло, по словам очевидцев, две-три минуты. Из-за сильного ветра лайнер накренился, и речная вода через открытые иллюминаторы начала беспрепятственно поступать во внутренние помещения. Спустя мгновения «Булгария» легла на правый борт и стремительно затонула. Причиной гибели 122 человек, многие из которых, вероятно, так и не успели понять, что с ними происходит, были вопиющие нарушения техники безопасности. Крушение теплохода стало одной из крупнейших катастроф своего рода в современной истории.

Круиз выходного дня

Круизы вообще, и речные в частности, являются одним из самых популярных видов отдыха. По сути, современные теплоходы, предназначенные для этих целей, представляют собой плавучие гостиницы, постояльцы которых живут в комфортабельных каютах-номерах, посещают рестораны и бары на борту и имеют доступ к развлечениям, разнообразие которых зависит от размера корабля и стоимости путевки.

При этом одновременно они еще и передвигаются с места на место, каждый день оказываясь в новых локациях, что регулярно обеспечивает свежие впечатления.

Круизы выходного дня отличаются от более продолжительных путешествий такого рода разве что своей краткосрочностью, но все равно пользуются неослабевающим спросом преимущественно у жителей крупных городов, расположенных на больших реках. «Булгария» выполняла как раз такой рейс. Корабль был заполнен почти до отказа. На его борту находился 201 человек, из них путевки купило 147 пассажиров, 24 туриста были не зарегистрированы. Остальные являлись членами экипажа.

Из речного порта Казани, крупного российского города-миллионника на Волге, «Булгария» вышла по расписанию — в субботу, 9 июля, в 21:00. Целью был Болгар, бывшая столица Золотой Орды и Волжской Булгарии. Город расположен ниже по течению реки, недалеко от ее слияния с Камой. Это одно из самых популярных туристических направлений в Татарстане, объект Всемирного наследия, в средние века важный мировой торговый центр, где европейские купцы встречались с восточными и производили взаимовыгодный обмен товарами. Сейчас от прежде крупного города мало что осталось, хотя там по-прежнему сохраняется, возможно, крупнейшая концентрация редчайшей ордынской архитектуры в мире. Древние мавзолеи, мечети, развалины других построек, современный музей генерируют устойчивый турпоток, но общественным транспортом туда добраться весьма сложно. Большинство любопытствующих предпочитают ездить организованными группами, покупая автобусные экскурсии или, как в случае с затонувшим теплоходом, приобретая путевку в небольшой круиз.

Особенностью конкретно «Булгарии» была относительная дешевизна поездки.

Как показало дальнейшее расследование, подобный демпинг был вызван и состоянием судна, и уровнем сервиса на его борту, а в конечном счете — и желанием компании-арендатора выжать из относительно короткого периода летней навигации максимальный доход.


Двухпалубной «Булгарии» на момент рейса исполнилось уже 56 лет. Корабль построили в далеком 1955 году на верфи в чехословацком (а ныне словацком) городе Комарно. Предприятие, расположенное на большом острове посреди Дуная, специализировалось на производстве речных теплоходов как раз для Советского Союза, где те работали на различных пассажирских линиях. Официальным владельцем судна бóльшую часть его карьеры было Камское пароходство, которое, впрочем, в тяжелые для рынка речных перевозок времена принялось сдавать лайнер в аренду различным небольшим частным компаниям, тем самым перекладывая заботу о его эксплуатации на чужие плечи. Значительную часть нулевых «Булгария» и вовсе простояла в затоне, но на рубеже следующего десятилетия круизное судоходство по большим европейским рекам начало переживать настоящий ренессанс и реанимации подверглись даже такие пожилые суда.

Последним арендатором корабля стало некое казанское ООО «АргоРечТур», репутация которого среди круизных операторов оставляла желать лучшего.

Как показало расследование катастрофы, компания не входила в число туроператоров, не имела права организовывать перевозки, да и само судно было допущено к рейсу в неудовлетворительном техническом состоянии. Достаточно отметить, что к моменту своего последнего круиза на «Булгарии» уже два дня не работал один из двух главных двигателей (левый).

Крушение

До Болгара теплоход добрался в воскресенье, 10 июля, к 7 утра. Экскурсия с посещением всех местных достопримечательностей продлилась около трех часов, и к 11:00 все пассажиры были вновь на борту. К вечеру они должны были вернуться в Казань. В 11:15 судно отошло от причала и отправилось в обратный путь по Куйбышевскому водохранилищу. При этом уже в тот момент экипаж, и прежде всего капитан Александр Островский, еще дважды грубо нарушили инструкции. Во-первых, капитан не проинформировал диспетчера о выходе в рейс, а во-вторых, не приказал задраить бортовые иллюминаторы.

Системы кондиционирования воздуха на «Булгарии», естественно, не было, и эти окна в условиях летней жары были открыты.

При этом в рулевой рубке получили предупреждение о предстоящем резком ухудшении погоды. Метеорологи прогнозировали сильный ливень и штормовой ветер, в связи с чем экипаж обязан был задраить иллюминаторы при выходе в акваторию водохранилища.

Увы, синоптики не ошиблись. Примерно через час, находясь в 2,5 км от ближайшего берега, «Булгария» угодила в шторм. В 12:25 во время входа в левый поворот в результате сильного порыва ветра (его скорость достигала 20 м/с) корабль начал крениться на правый борт, а из-за того, что судно еще и поворачивало, крен лишь усилился и достиг 9 градусов. Этого оказалось достаточно, чтобы иллюминаторы правого борта оказались под водой.

Так как 11 из них не были закрыты, за первую минуту развития катастрофической ситуации во внутренние помещения лайнера поступило около 50 тонн воды.

Капитан, пытаясь компенсировать воздействие порывов, попробовал лечь курсом «на ветер», но в результате лишь усугубил крен, отчего количество поступающей в отсеки воды увеличилось в 2,5 раза. В течение считаных секунд крен достиг 15—20 градусов, теплоход лег на правый борт и стремительно затонул.

На месте катастрофы

В это время из-за непогоды на верхней палубе были лишь члены экипажа. Почти все пассажиры находились в своих каютах, среди них было много детей. Понять, что происходит и как нужно действовать, за эти две-три минуты было сложно. На открытую палубу вело всего два выхода, и сумели спастись лишь те, кому повезло оказаться вблизи них. Многие вовсе остались в своих каютах, лишь надев средства спасения, но в условиях стремительного затопления корабля спасательные пояса не помогли — люди просто не успели выбраться наверх.

Спасательная операция

Поразительно, но экипаж даже не смог передать сигнал бедствия. Судовое питание отключилось, а аварийной системы на «Булгарии» не было. Все, кто сумел выбраться с теплохода, оказались на спасательных плотах и провели на них около двух часов. За это время мимо прошли сразу два корабля — сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66», однако они даже не остановились. Капитаны обоих судов позже были привлечены к ответственности за неоказание помощи терпящим бедствие, но отделались только штрафами.

Поднял выживших из воды лишь третий корабль — шедший вслед за «Булгарией» круизный теплоход «Арабелла».

По окончательным данным, в общей сложности погибло 122 человека, 79 были спасены. Обращает на себя внимание диспропорция в соотношении выживших: из членов экипажа сумели дождаться помощи 69% человек, а вот из пассажиров — всего 28%. Возможно, свою роль сыграло то, что многие из команды находились на верхней палубе, видели развитие катастрофы и сумели оперативно на нее среагировать. Но такое несоответствие все равно потом вызвало многочисленные обвинения в том, что экипаж просто бросил пассажиров. Капитан судна Островский остался в рулевой рубке и погиб, вместе с ним утонули его жена и сестра, приехавшая, кстати, из Минска.

«Булгария» затонула на глубине 20 метров и стала погружаться в речной ил. Водолазы, проводившие работы по подъему тел погибших, работали в крайне неблагоприятных условиях, обусловленных плохой видимостью в мутной воде и тесной планировкой внутри теплохода. Уже 24 июля с помощью мощных кранов корабль смогли поднять на поверхность и отбуксировать в ближайший затон, находившийся на расстоянии 11 км.

При дальнейшем обследовании судна были обнаружены и жертвы, считавшиеся на тот момент пропавшими без вести.

Официальное расследование, результаты которого были опубликованы через месяц, установило, что причиной катастрофы стала комбинация нескольких факторов. Речь о технической неисправности «Булгарии», игнорировании капитаном штормового предупреждения, невыполнении экипажем мер безопасности, требовавших задраивания люков при выходе в рейс, несоблюдении приемов и способов управления кораблем, что привело к возникновению сильного крена.

Суд, состоявшийся спустя три года после трагедии, определил главным ее виновником Светлану Инякину, директора ООО «АргоРечТур», допустившую эксплуатацию теплохода с грубыми нарушениями всех возможных инструкций. Ее приговорили к 11 годам заключения. Также различные сроки в колониях получили несколько специалистов профильных организаций, выдавших положительные заключения на эксплуатацию корабля, не взирая на его реальное техническое состояние.

Виновным был признан и старший помощник погибшего капитана.

Широкий общественный резонанс, возникший после катастрофы, привел к началу массовых проверок на речном флоте и ужесточению правил его работы, что можно только приветствовать. Однако, к сожалению, и в этот раз подобные меры были введены лишь после масштабной трагедии, забравшей жизни 122 человек.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by