Советский «Титаник»: гибель парохода «Адмирал Нахимов»

 
177
10 августа 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org, admiralnakhimov.ru, admiral-nakhimov.net.ru

Поздно вечером 31 августа 1986 года заслуженный советский пароход «Адмирал Нахимов» вышел в свой очередной рейс из Новороссийска. Тысяча туристов на борту в ожидании утреннего Сочи беззаботно пили в барах дефицитный коньяк, танцевали на дискотеке под свежий хит «Луна, луна» Софии Ротару, готовились в каютах ко сну. Спустя всего час в правый борт «Нахимова» вошел своим носом сухогруз «Петр Васёв». Буквально распотрошенный лайнер ушел на дно всего за восемь минут, убив при этом 423 человека. Как могла случиться крупнейшая катастрофа в истории пассажирского флота СССР — в обзоре Onliner.by.

Ежегодный оплачиваемый отпуск был одним из неотъемлемых, самых ценных прав советского человека, гарантированных ему конституцией. Отпуска с нетерпением ждали, к нему тщательно готовились, на него круглый год копили. Наконец, яростно боролись за то, чтобы уйти в него именно в летние месяцы. Дача считалась уделом пенсионеров, а каждый уважающий себя инженер или рабочий обязательно должен был раз в год съездить с семьей к морю.

Самым престижным видом морского отдыха был заграничный круиз, воспетый в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». При этом попасть на теплоходе в Стамбул, город контрастов, случайному старшему экономисту «Гипрорыбы» Горбункову С. С. было чрезвычайно сложно, практически невозможно. Условный счастливчик как минимум должен был быть передовиком производства со связями в профсоюзных организациях, а лучше входить в круг советской элиты — культурной, интеллектуальной, военной или номенклатурной.

Несколько более доступными были внутрисоюзные круизы. Например, популярная Крымско-Кавказская линия, на которой и работал «Адмирал Нахимов». Ее маршрут предполагал ежемесячное (в высокий сезон) осуществление пароходом двух рейсов, начинались и заканчивались которые в Одессе. По пути пароход делал остановки на крупнейших черноморских курортах СССР: в Ялте, Новороссийске, Сочи и Батуми.

В 1970—1980-е годы теплоходы уходили из Одессы по этому и похожим маршрутам ежедневно. Одновременно линию обслуживало 13—14 судов, перевозивших в год 130 тыс. пассажиров, десятую часть которых составляли иностранцы. Стоимость такого недельного круиза (с восемью ночевками) начиналась от 150 рублей (в зависимости от класса каюты), что составляло среднюю месячную зарплату квалифицированного рабочего или инженера.

Но потратить эти деньги для советского человека все равно считалось за счастье, которое к тому же необходимо было доставать «по блату». На борту такие везунчики получали уровень отдыха, сравнимый в Советском Союзе разве что с «интуристовскими» гостиницами. Путешествие в формате «один день — один новый город», дискотека в музыкальном салоне, киносеансы, купание в бассейнах, солнечные ванны и судовые праздники. Наконец, бары и рестораны с достаточно широким ассортиментом тех дефицитных напитков, с которыми вовсю начали бороться в середине 1980-х годов.

«Адмирал Нахимов» был ветераном Крымско-Кавказской линии. Старомодный пароходный лайнер работал на ней с 1957 года — почти 30 лет. Корабль построили еще в 1925-м в Германии, и первые десять с лишним лет своей жизни он под названием «Берлин» работал на престижных трансатлантических рейсах, связывая Бремерхафен и Нью-Йорк.

Во Вторую мировую «Берлин» переоборудовали под госпитальное судно. Им он и прошел всю войну, пока не затонул в январе 1945 года на Балтике недалеко от Штеттина, подорвавшись на собственной — германской — мине. Полученные повреждения, тем не менее, позволили спустя два года поднять его с 18-метровой глубины и после десятилетнего капитального ремонта в ГДР вернуть в состав пассажирского флота. Только, конечно, уже не немецкого, а советского. «Берлин» был переименован в «Адмирала Нахимова», став частью военных репараций.

Немецкие специалисты постарались на славу. Вышедший в 1957-м на Крымско-Кавказскую линию пароход, несмотря на свой формально солидный возраст, удивлял первых советских туристов. Вот как описывал это первый капитан «Нахимова» Н. Соболев: «Пассажиров поражало дорогое убранство: стены вестибюлей, кают, салонов, ресторанов отделаны различными ценными породами дерева, отражавшими все, словно в зеркале; трапы сверкали витиеватыми украшениями и бронзированными поручнями, на стенах красовались роскошные канделябры. Палубы были устланы добротным ковровым покрытием, причем каждая палуба имела свой отличительный цвет. В салонах висели дорогие картины на морскую тематику, стены музыкального салона украшали бронзовые барельефы русских флотоводцев. Пассажир, входивший в салон, чувствовал, точно он попадал во дворец или музей. Работали рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека. Негромко раздавалась мелодичная музыка, временами прерывавшаяся для информации».

За почти 30 лет активной эксплуатации «Адмирал Нахимов» изрядно истрепался, даже несмотря на регулярные косметические ремонты. Его моральный и физический возраст стал настолько очевиден, что на IV квартал 1986 года были запланированы его вывод из флота Черноморского пароходства и списание с баланса. 29 августа он отправлялся в очередной рейс, который должен был стать одним из последних. А стал последним.

В порт Новороссийска пароход прибыл точно по расписанию, 31 августа 1986 года в 14:00, и, естественно, сразу опустел. Пассажиры воспользовались восьмичасовой стоянкой, чтобы искупаться в море, погулять по городу, осмотреть его достопримечательности, главной из которых была воспетая дорогим Леонидом Ильичом «Малая земля». К 22:00 практически все 897 пассажиров вновь были на борту.

Практически, но не все. «Адмирал Нахимов» отправился в свой последний путь с 10-минутным опозданием. Почти 1250 человек на борту ожидали очень важного гостя, задержавшегося в Новороссийске. Это был начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор А. Крикунов с семьей. Если бы не это вынужденное опоздание, никакой трагедии всего час спустя бы не произошло.

Этот уникальный снимок парохода «Адмирал Нахимов» сделан 31 августа 1986 года вскоре после его прибытия в порт Новороссийска. Всего через восемь часов белоснежный корабль пойдет на дно

Пока «Адмирал Нахимов» целый час неспешно плыл к выходу из Цемесской бухты, с противоположной стороны к ней приближался еще один крупный корабль — сухогруз, или, точнее, балкер «Петр Васёв», битком набитый ценнейшим грузом, купленным за такую редкую уже в Советском Союзе свободно конвертируемую валюту, — 28 638 тоннами канадского ячменя. Ширина входа в бухту составляет 9 километров, и здесь предстояло разминуться всего двум суднам — задача, с которой справился бы и капитан не слишком выдающихся способностей.

Сухогруз «Петр Васёв», после трагедии 1986 года переименованный в «Подольск»

Впрочем, капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков к тому времени мостик покинул, посчитав, что самое сложное мероприятие (вывод корабля из бухты) он выполнил. К тому же Марков успел договориться со своим коллегой с «Петра Васёва» Виктором Ткаченко, что сухогруз пропустит пассажирский лайнер, хотя по правилам все должно было быть наоборот. Ткаченко в это время включил новейшую японскую систему автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и всецело на нее положился.

Обе команды торопились. Марков на «Нахимове» хотел сэкономить судовое топливо (и именно поэтому попросил срезать поворот на Сочи и пропустить его на выход первым), Ткаченко на «Васёве» думал, как бы побыстрее стать к причалу под разгрузку ячменя. За иллюминатором был последний день месяца, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны.

Увеличив скорость до 10 узлов, капитан Марков ушел с мостика, оставив управление второму помощнику Чудновскому. Ткаченко в это время полностью положился на САРП, игнорируя визуальное наблюдение, и также скорость не сбрасывал. На «Нахимове» звучала музыка, кто-то праздновал День шахтера, в кинозале начинался фильм «Я любил вас больше жизни», а в клубе — дискотека. «Васёв» шел прямо на него.

Чудновский неоднократно связывается с Ткаченко, раз за разом подтверждая готовность того уступить «Нахимову» дорогу. Ткаченко раздраженно соглашается и продолжает сверяться лишь с монитором САРП, игнорируя предупреждения своих помощников, собственными глазами наблюдающих опасное сближение двух судов. Лишь за пять минут до катастрофы капитан «Васёва» соизволил оторваться от монитора, убеждавшего его, что расхождение кораблей будет благополучным. Время на принятие решения, время на команду «Полный назад», время на ее исполнение и инерция тяжелогруженного балкера вариантов на счастливый исход не оставили.

Построенный в Японии всего за пять лет до катастрофы, «Петр Васёв» ниже ватерлинии имел бульб — выступающую выпуклую часть носа, помогающую сухогрузу экономить топливо и увеличивающую его скорость. В 23:12 по местному времени этот бульб как ножом вспорол обшивку «Адмирала Нахимова» и обрек на гибель пароход и его пассажиров. Более того, так как корабли в последний момент начали расходиться, бульб буквально распотрошил правый борт лайнера, создав пробоину площадью в 80 квадратных метров.

В корпусе «Нахимова» ниже ватерлинии образовалась огромная дыра. Вдобавок на пароходе из-за давних проблем с вентиляцией, особенно актуальных жарким летом, были открыты практически все иллюминаторы и герметичные клинкетные двери между отсеками. Корабль практически сразу стал заваливаться на правый бок, основное освещение погасло, аварийное проработало всего две минуты, но и это спасло многие жизни.

«Я выбежала в коридор, бросилась по лестницам вверх, — рассказывала позже одна из выживших пассажирок. — Свет вспыхнул, потом снова погас. Там даже днем я не раз плутала, чтобы выйти наверх. А тут в кромешной тьме. Я была в состоянии, очень близком к истерике. Увидела спасательный круг. Но он был плотно зажат в держателях. Я схватила круг, но — издевка Фортуны — круг был привязан очень крепкой веревкой. Я смогла отбежать только на несколько шагов. Бросила его. И тут начался очень сильный крен. Я потеряла своих ребят в толпе. Паника началась, люди уже сыпались за борт. Еще один толчок. Я вцепилась в распахнутую дверь променад-палубы и зависла с ней над морем. Вижу только блики внизу. Понимаю, что надо прыгать вниз и отплывать дальше от борта, чтобы не затянуло в воронку. Но я совершенно не умела плавать. Это было самое трудное — разжать пальцы и скатиться в черную холодную воду. «Господи, неужели это все?!»

Всего через восемь минут после столкновения с «Петром Васёвым» пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» лег на правый борт и ушел под воду. Оперативно подошедшие суда, в том числе катер-лоцман, который должен был подвести сухогруз к портовым причалам, организовали спасение почти тысячи человек, сумевших остаться на поверхности Цемесской бухты. Погибли в основном те, кто в момент столкновения находился на нижних палубах парохода. Выбраться оттуда в условиях постоянно увеличивающегося крена, быстрого затопления отсеков и начавшегося на борту хаоса было просто невозможно.

Среди погибших были и генерал КГБ Крикунов с семьей, из-за которого «Нахимов» задержался в Новороссийске, и добровольно ушедший с мостика в свою каюту и запершийся там Александр Чудновский, второй помощник капитана Маркова, непосредственно управлявший лайнером в момент катастрофы. Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса).

Уже на следующий день на место трагедии прибыли водолазы. Работы продолжались три недели, но были остановлены после трагической гибели двух человек. Власти решили, что «Нахимов» забрал уже достаточно жизней, и прекратили спасательную операцию. На дне Цемесской бухты, на глубине в 47 метров, в лабиринте заваленных мебелью коридоров, в каютах, машинном и котельном отделениях так навсегда и остались 64 человека. Место гибели парохода было объявлено братской могилой, любые действия, нарушающие память о погибших, были запрещены.

Виновными в аварии объявили обоих капитанов и второго помощника Чудновского. Последний сам вынес себе приговор, оставшись на тонущем судне. Капитаны получили каждый по 15 лет, но были помилованы в 1992 году. Маркова обвинили в самовольном оставлении капитанского мостика, Ткаченко — в халатности, игнорировании визуального наблюдения за сближением кораблей, доверии исключительно к данным САРП, которая в этот раз дала необъяснимый сбой. Судьба каждого из них в дальнейшем сложилась трагически. Вадим Марков с «Адмирала Нахимова» умер от рака в 2007-м. Виктор Ткаченко не мог найти себе работу в Новороссийске и был вынужден эмигрировать в Израиль. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда — погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.

Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на скамье подсудимых

Та самая САРП — система автоматической радиолокационной прокладки курса

«Адмирал Нахимов» лежит на дне Цемесской бухты, «Петр Васёв» был переименован сначала в «Подольск», а потом и вовсе продан в дальнее зарубежье. В 2012-м и он был разделан на металлолом на «кладбище кораблей» в Бангладеш.

Так закончилась эта история для всего мира, оставшись лишь личной трагедией сотен советских семей. Родственники погибших, выжившие пассажиры «Адмирала Нахимова» по-прежнему на рубеже лета и осени приезжают в Новороссийск, возлагают цветы к мемориалу, плывут на катере на место трагедии и вспоминают тот вечер, когда халатность трех человек, их самоуверенность и желание сэкономить восемь минут оборвали 423 жизни.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

 Ранее в цикле:

Автор: darriuss. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org, admiralnakhimov.ru, admiral-nakhimov.net.ru
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
10.08.2015 в 8:03
Одна из самых ужасных трагедий!
Спасибо Дариусу в очередной раз за рассказ
10.08.2015 в 8:03
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
10.08.2015 в 8:05
Прям Discovery в печатном формате.
10.08.2015 в 8:05
Такое известное событие да что-то новое узнал все равно. Огромное спасибо за репортаж!
10.08.2015 в 8:05
Жаль людей ....
10.08.2015 в 8:06
Красивая шлюбка была
10.08.2015 в 8:07
Халатности и самоуверенности на воде нет места, а этот репортаж - очередное тому подтверждение!
10.08.2015 в 8:09
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

Ну, они оба корабли))))
10.08.2015 в 8:09
А причем здесь "Недвижимость"?
10.08.2015 в 8:10
Да -страшная трагедия.Печально все это читать.
10.08.2015 в 8:22
А причем здесь "Недвижимость"?
"demona":

уже же недвигается както так вот и недвижимость))
10.08.2015 в 8:26
Спасибо Онлайнеру за интересный репортаж.
10.08.2015 в 8:28
жаль людей
10.08.2015 в 8:33
Вадим Марков с «Адмирала Нахимова» умер от рака в 2007-м. Виктор Ткаченко не мог найти себе работу в Новороссийске и был вынужден эмигрировать в Израиль. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда — погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.

Вот так вот. Печально, конечно, но каждый человек рано или поздно отвечает за содеянное :(
10.08.2015 в 8:34
судьба сама рассчиталась за такую халатность с бывшими капитанами. всё в мире закономерно
10.08.2015 в 8:35
Хоть "Комментаторы" просветятся
10.08.2015 в 8:35
[спасибо]
10.08.2015 в 8:36
человеческий фактор! чья то маленькая ошибка равна сотням человеческих жизней!
10.08.2015 в 8:37
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

Должен же кто то идиотский вопрос задать
10.08.2015 в 8:38
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

не каждому на самом деле понять почему
10.08.2015 в 8:41
Ужасная трагедия . ужасная халатность . Бедные люди.
10.08.2015 в 8:43
Столкновение дурацкое, что называется "в чистом поле". Апогей ущербной психологи "шас проскочу". Задумайтесь
10.08.2015 в 8:49
Титаник - американская версия "Нахимова"
Пародия
10.08.2015 в 8:50
31 числа в 23 . 12 - в нумерологии цифры фатальные . Получается 4 и 8 - число смерти и число судьбы .;так и получилось : к кому-то судьба была благосклонна . к кому - то нет.
10.08.2015 в 8:56
По количеству халатности и "авось" очень напоминает столкновение электричек в Крыжовке.
10.08.2015 в 9:00
Всего погибло 423 человека, из них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса.
онлайнер, может как-то переделать фразу? а то получается, что белорусы вроде как и не люди
10.08.2015 в 9:01
Человеческий фактор! Надменность и самоуверенность! Привели к гибели не в чем не повинных людей.
10.08.2015 в 9:05
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

судьбы похожы
10.08.2015 в 9:11
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

названия похожи
10.08.2015 в 9:11
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

Какие у нас люди непонятливые !
10.08.2015 в 9:14
шел несчастливый 1986-й год...
10.08.2015 в 9:15
Отличная статья. Очень информативная и интересная.

Уже надоело читать заголовки про пьяных подростков на BMW и пр. автопроисшествия.
Интересно было прочесть, спасибо!..
10.08.2015 в 9:22
Трындец... Настроение испортилось ((
10.08.2015 в 9:25
Просто посмотрите документальный фильм "Гибель Адмирала Нахимова", очень познавательно.
10.08.2015 в 9:31
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
10.08.2015 в 9:42
одна из загадочных катастроф перестройки
10.08.2015 в 9:48
Статья просто супер. Скорбим о погибших...
10.08.2015 в 9:49
Ничего раньше об этой катастрофе не слышал! Людей жалко столько погибло.
10.08.2015 в 9:50
Ничего раньше об этой катастрофе не слышал! Людей жалко столько погибло.
"Mister1986":

Да ладно, об этой трагедии знали все люди в СССР. Никто из этой трагедии тайны не делал
10.08.2015 в 9:56
Про параход помним, а про Боинг-777, сбитый сепаратистами с 298 пассажирами на борту (80 детей), почему не говорим?
"alexonbis":

а где можно прочитать официальные данные о том что это сделал сепаратисты а не украинская армия???
10.08.2015 в 10:00
все хотели как лучше а получилась ТРАГЕДИЯ унесшая жизни сотен людей
10.08.2015 в 10:01
"За иллюминатором был последний день месяца и всего квартала, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны." - август - второй месяц квартала.
"creditor":

квартал - 3 месяца, август 9-й месяц и последний в 3-м квартале... уж хотя бы загуглили ради приличия, прежде чем языком то зазря бряцать, хотя чего ждать от комментаторов онлайнера.
По статье, жаль людей - причиной как обычно послужила безалаберность, пофигизм и желание сделать все красиво "для галочки"...
10.08.2015 в 10:05
Про параход помним, а про Боинг-777, сбитый сепаратистами с 298 пассажирами на борту (80 детей), почему не говорим?
"alexonbis":

а где можно прочитать официальные данные о том что это сделал сепаратисты а не украинская армия???
"atpjoukers":

А давайте еще про иранский А300 поговорим. Хотя, в связи с "юбилейными" датами, сейчас более актуальными были бы рассказы про Хиросиму и Нагасаки.
10.08.2015 в 10:07
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":


Шта? Вы Титаник видели? А как Нахимов выглядел изначально до реконструкции в ГДР?
10.08.2015 в 10:07
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

Почти 1 в 1
1. Халатность и самоуверенность капитанов
2. Вспоротый борт
10.08.2015 в 10:10
Нахимов. У Титаника было 4 выхлопные трубы.
10.08.2015 в 10:15
black_prince Сегодня в 10:01

creditor:
"За иллюминатором был последний день месяца и всего квартала, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны." - август - второй месяц квартала.

квартал - 3 месяца, август 9-й месяц и последний в 3-м квартале... уж хотя бы загуглили ради приличия, прежде чем языком то зазря бряцать, хотя чего ждать от комментаторов онлайнера.
По статье, жаль людей - причиной как обычно послужила безалаберность, пофигизм и желание сделать все красиво "для галочки"...
"black_prince":

Рыдаю в голос... август 9-й месяц. А декабрь получается 13-й? Вот откуда пошло выражение: "13-ая зарплата к Новому году"
10.08.2015 в 10:21
Сильно...
10.08.2015 в 10:21
во время войны этот пароход носил имя "адольф гитлер"
10.08.2015 в 10:25
Скорбим и помним... Трагедия....
10.08.2015 в 10:25
"За иллюминатором был последний день месяца и всего квартала, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны." - август - второй месяц квартала.
"creditor":

квартал - 3 месяца, август 9-й месяц и последний в 3-м квартале... уж хотя бы загуглили ради приличия, прежде чем языком то зазря бряцать, хотя чего ждать от комментаторов онлайнера.
"black_prince":

август 8ой месяц вообще-то всегда был. самому было так трудно посчитать? и действительно, чего ждать от комментаторов онлайнера...
10.08.2015 в 10:26
Спасибо большое за интересную и познавательную статью.
10.08.2015 в 10:36
Помню видел я его в порту Ялты. Немного неуклюжий на фоне "чёрных красавцев" тоже немецкой постройки (Шота Руставели, Иван Франко...), с резко вертикальным по старой моде носом. И на корме так и оставленное немцами при восстановлении в пятидесятых следы заклепок - порт приписки "BREMEN".
Меня смутили в заметке два момента, которые тогда в 1986 году не акцентировались. Нац. принадлежность капитана сухогруза и хвалёная японская электроника. Может надо было тогда взбзднуть японцев, как соучастников трагедии?
10.08.2015 в 10:40
брр, фото с приведением((
10.08.2015 в 10:40
Интресеный рассказ, спасибо!
10.08.2015 в 10:40
Вот вам и японская электроника, вот вам и преклонение перед западными новинками. Человек предпочел не верить своим глазам, а довериться хваленой заграничной технике.
10.08.2015 в 10:44
очень интересная статья.
правда в чистом поле не разойтись 2 дурам, которых из космоса видно.... это [censored]
а помощник - мужик (правда никому от этого не легче, но хоть не как итальянская проститутка с косты конкордии)
10.08.2015 в 10:45
В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда — погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.


Вот это рок
10.08.2015 в 10:46
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Это характерно для всего земного шарика, большая часть техногенных катастроф - человеческий фактор.
10.08.2015 в 10:46
"За иллюминатором был последний день месяца и всего квартала, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны." - август - второй месяц квартала.
"creditor":

квартал - 3 месяца, август 9-й месяц и последний в 3-м квартале... уж хотя бы загуглили ради приличия, прежде


чем языком то зазря бряцать, хотя чего ждать от комментаторов онлайнера.


Вот-вот. Ради Галочкин и написано-август не 9-ый месяц а восьмой) Вы как раз ради Галочкин и пишите)
По статье, жаль людей - причиной как обычно послужила безалаберность, пофигизм и желание сделать все красиво "для галочки"...
"black_prince":
10.08.2015 в 10:48
Несколько лет жил в Новороссийске, специально приезжал на мыс Дооб к мемориалу. Печально это все.
10.08.2015 в 10:48
Не раз видел Адмирала Нахимова воочию, в материале ни слова о конструкции корабля, а она была крайне любопытной, дело в том что он был склепан, огромные листы стали между собой были собраны не под средством сварки а под средством клепки, каждый раз когда его видел в порту Ялты просто поражался его размерам и величию, прискорбно что с таким теплоходом смогла случиться такая ужасная трагедия.
10.08.2015 в 10:51
Спасибо за подобные статьи!
10.08.2015 в 10:52
и вообще превращать госпитальное затонувшее судно в плавучий развлекательный центр - это так цинично( очень жаль людей и особенно детей(
10.08.2015 в 10:54
Всего погибло 423 человека, из них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса.

Хм белорусы и не дети, и не пассажиры, и не "человеки" ...
10.08.2015 в 11:00
"...Оба судна сближались. На капитанском мостике вахту нес второй помощник капитана Чудновский, когда Вадим Марков вдруг развернулся и не сказав ни слова покинул мостик, отправившись в свою каюту. Почему капитан в такой критический момент оставляет Чудновского, к тому же уже начинавшего паниковать в одиночку управлять судном, для этого нужно вспомнить историю появления Маркова на корабле. Сюда он был направлен в наказание, когда он прибыл из Лондона. На партийном собрании в Черноморском пароходстве его подвергли серьезной критике, одним из выступавших и был Чудновский. Марков этого не забыл и мстил ему при каждом удобном случае...."
вон оно как было...
10.08.2015 в 11:11
Спасибо за репортаж!!
10.08.2015 в 11:12
Виктор Ткаченко - от судьбы не уйдешь.
10.08.2015 в 11:22
Ужасная трагедия унесшая жизни не повинных людей.
Авторам статьи спасибо за труд.
10.08.2015 в 11:34
Интересно. Спасибо.
10.08.2015 в 11:38
Очередная человеческая халатность, повлекшая за собой гибель стольких людей...
10.08.2015 в 11:39
Я так и не понял в чем Вина помощника ?
10.08.2015 в 11:40
Интересно
10.08.2015 в 11:43
Всего погибло 423 человека.............................
........................ и 3 белоруса).
10.08.2015 в 11:44
Спасибо за напоминание и краткое доходчивое изложение. Было интересно.
10.08.2015 в 11:46
Спасибо за статью
10.08.2015 в 11:48
За рассказ спасибо, слепое доверие технике часто приводит к трагедии.
А при чем тут порт Батуми и теплоход Колхида ? Фоток новороссийского порта не хватает ?
10.08.2015 в 12:12
Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса).

Белорусов как-то нелепо выделили в данном случае
10.08.2015 в 12:13
"...Оба судна сближались. На капитанском мостике вахту нес второй помощник капитана Чудновский, когда Вадим Марков вдруг развернулся и не сказав ни слова покинул мостик, отправившись в свою каюту. Почему капитан в такой критический момент оставляет Чудновского, к тому же уже начинавшего паниковать в одиночку управлять судном, для этого нужно вспомнить историю появления Маркова на корабле. Сюда он был направлен в наказание, когда он прибыл из Лондона. На партийном собрании в Черноморском пароходстве его подвергли серьезной критике, одним из выступавших и был Чудновский. Марков этого не забыл и мстил ему при каждом удобном случае...."
вон оно как было...
"Dimash":

а ссылку помещать уже не надо? если это так, то это существенная деталь.
а я вроде в ТВ-передаче про итальянское происхождение корабля читал, но может то другой и затонул скорее раньше (на мине подорвался в мирное время?)
про японскую электронику вопрос открыт: в программе ошибки что-ли или в самом оборудовании?
10.08.2015 в 12:23
Спасибо, Дариус !
10.08.2015 в 12:27
познавательно. не знал. спасибо за статью
10.08.2015 в 12:52
Советский Титаник - это скорее Михаил Лермонтов, а не Адмирал Нахимов.
10.08.2015 в 13:03
ссср, закат эпохи... там еще мноооого чего есть рассказать. спасибо дариусу за очередной увлекательный рассказ.
10.08.2015 в 13:21
очень позновательно!
10.08.2015 в 13:29
Дух захватывает от ужаса (
10.08.2015 в 13:31
В июле 1986 года я фотографировалась на фоне этого корабля в Ялте. Кто мог тогда подумать, что в последний день лета я узнаю, что он трагически затонул. Кошмарная история красивого белого корабля.
10.08.2015 в 14:03
Прочитав статью - посмотрел документальный фильм Первого канала на ютуб об этой катастрофе. Как-то не по себе стало. Снова и опять решающую роль сыграл "злой" случай+халатность + недоработка в конструкции, в соответствии с совдеповским менталитетом желание сэкономить деньги на хорошей вентиляции и держать иллюминаторы закрытыми, на стремлении сэкономить топливо, то, что будучи немецким, судно имело возможность при 2х затопленных отсеках оставаться на плаву, а став советским - только при одном затопленном отсеке... и то, что судно 1925 года и 2 раза подрывалось на мине и тонуло(как и все суда, называемые Адмиралом Нахимовым. Вот такая мистика) и было предназначено для перевозки заключённых - не заставило включить мозги у тех, кто допустил к эксплуатации судно. Печально комрады. Страшная трагедия. Вода и земля пухом погибшим.
10.08.2015 в 14:09
По количеству халатности и "авось" очень напоминает столкновение электричек в Крыжовке.
"nemoW":


электричка была одна, второй был пассажирский поезд, основная халатность там была в инновации руководства мол хватит и одного машиниста на состав, да еще что мол если движение для ремонта остановить то ругать будут, крайними сделали машиниста и молодую дежурную по станции
10.08.2015 в 14:11
Я так и не понял в чем Вина помощника ?
"Fot1k":


когда виноватых нет или мало то их назначают
10.08.2015 в 14:12
Интересная статья.
10.08.2015 в 14:12
Вот и не верь в судьбу после этого - корабль который уже раз был потоплен... утонул снова. Капитан(Ткаченко) который уже затопил одно судно...затопил еще одно снова, но уже с собой.
10.08.2015 в 14:13
Не раз видел Адмирала Нахимова воочию, в материале ни слова о конструкции корабля, а она была крайне любопытной, дело в том что он был склепан, огромные листы стали между собой были собраны не под средством сварки а под средством клепки, каждый раз когда его видел в порту Ялты просто поражался его размерам и величию, прискорбно что с таким теплоходом смогла случиться такая ужасная трагедия.
"shadow.k24":


"под средством" рука-лицо......
10.08.2015 в 14:15
Всего погибло 423 человека.............................
........................ и 3 белоруса).
"se_bmw":

Белорусы - это сверхлюди. :)
Хотя конечно корректно было бы применить оборот "среди них".
10.08.2015 в 14:19
среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса


Оригинальная классификация.
10.08.2015 в 14:23
Странно что не указано имя автора. Статья отличная!
10.08.2015 в 14:31
Отсидели 6 лет за смерть 400+ людей... Вся власть Советам...
10.08.2015 в 14:36
Напишите про аварию на АЭС в Японии.
10.08.2015 в 14:41
Автор чудо молодец. Спасибо за статью. Трагедия ужасна, особенно из-за того, что виновато торопление и халатность
10.08.2015 в 14:48
совдеповским менталитетом желание сэкономить деньги на хорошей вентиляции и держать иллюминаторы закрытыми, на стремлении сэкономить топливо,
"HITMANHELS":

главное многие так любят рассказывать, что это при капитализме ради денег типа готовы на все.
А оказывается это при совке деньги важнее безопасности!!!!
10.08.2015 в 14:54
Плавали, знаем!
10.08.2015 в 15:14
Отлично написано, конечно статьи очен интересные и хорошо описаны, но чтоб в мире было поменьше таких статей.

Когда-нибудь напишут и о "Малазийском Боинге""
10.08.2015 в 15:20
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Это характерно для всего земного шарика, большая часть техногенных катастроф - человеческий фактор.
"reveris":

Защищать не буду страны и все человечество, но в Германии я не припомню глобальную трагедию с человеческим фактором (ВОВ не в счет)
10.08.2015 в 15:21
Человеческий фактор-:(
10.08.2015 в 15:22
Сложно со спокойным сердцем такое читать.
10.08.2015 в 15:27
На вопрос, правда ли, что у некоторых водолазов, извлекавших тела, отмечались нарушения психики, что их мучали кошмары, преследовали галлюцинации, Юрий ответил, что такие факты ему неизвестны.
- Люди ко всему привыкают, – говорит он. – Рядом – трупы, а ребята на палубе арбузы едят... Первые два-три дня, конечно, многие были подавлены – горы тел, среди них молодые женщины, некоторые совершенно нагие, это же круизный пароход, да и столкновение произошло ночью, когда укладывались спать... И маленькие дети были среди погибших... Ну, вы понимаете, это все тяжело морально, психологически... Да... Сначала был шок. А потом как-то свыклись, что ли... У моряков нервная система крепкая, со здоровьем все должно быть в полном порядке. Меня, откровенно говоря, кошмары не донимали. Да и на глубине, когда опускаешься, страх исчезает – это действует на организм азот. Какое-то состояние опьянения возникает, и человек вроде как навеселе, может вести себя неадекватно...
10.08.2015 в 15:29
- На "Нахимове" были большие проблемы по спасательным средствам – тем же шлюпкам, плотикам, жилетам... Как вообще такое могло получиться – чтобы два громадных судна в ясную, спокойную погоду не сумели разойтись? И ведь на радарах все видели, что они опасно сближаются, но не предотвратили столкновение... Катастрофа подтвердила старую истину – море не терпит расхлябанности и не прощает головотяпства. Только цена этому – сотни человеческих жизней..
10.08.2015 в 15:29
Одна из самых ужасных трагедий!
Спасибо Дариусу в очередной раз за рассказ
"Bеня":

Трагедия парохода Истленд еще более драматична. Смерть сотен людей....прямо у причальной стенки.
10.08.2015 в 15:35
ПОЧЕМУ не были предприняты меры по предотвращению столкновения "Адмирала Нахимова" и "Петра Васева" руководством ПРДС – Поста регулирования движения судов, если информация об их опасном сближения трижды поступала дежурному
ПОЧЕМУ и Вадим Марков, и Виктор Ткаченко отсутствовали в момент катастрофы на своих капитанских мостиках, передоверив управление подчиненным
ПОЧЕМУ на "Нахимове" не проводились учебные тревоги и тренировки на случай ЧП, не были приведены в готовность спасательные средства – шлюпки, круги, спасжилеты, из-за чего многих пассажиров и членов экипажа не удалось извлечь из воды живыми
ПОЧЕМУ не была принята к рассмотрению версия профессора Чуева о том, будто бы капитан "Васева" наблюдал на экране радиолокатора некое третье судно, на которое делал расчет расхождения, а переговоры по рации велись с "Нахимовым"
ПОЧЕМУ члены правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы не проверили версию профессора Крикунова о возможном влиянии военных на неадекватные действия экипажей – а именно проведении эксперимента по телепортации
10.08.2015 в 15:42
Отсидели 6 лет за смерть 400+ людей... Вся власть Советам...
"dima_kanserva":

За Бхопальскую катастрофу (десятки тысяч умерших) в 2010 году (через 25 лет) семерым индусам (один умер от старости) дали 2 года тюрьмы и штраф 2100 баксов. Американский ответственный и вовсе избег наказания. Ну разве что потерял 2100 баксов залога когда срочно свинтил от индийской полиции на родину.
Вся власть... кому?
10.08.2015 в 15:55
Интересная статья!
Требую рассказ про трагедию корабля «Александра Суворова»
10.08.2015 в 16:06
Лихачество и русский авось никогда хорошим - не заканчиваются. Сэкономил капитан 8 минут? Эффективно? Успел? Кому они в итоге были нужны....
10.08.2015 в 16:11
наглядный пример халатности и русского "авось"
10.08.2015 в 16:16
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Это характерно для всего земного шарика, большая часть техногенных катастроф - человеческий фактор.
"reveris":

Защищать не буду страны и все человечество, но в Германии я не припомню глобальную трагедию с человеческим фактором (ВОВ не в счет)
"WHISKEY":

22 декабря 1939 - железнодорожная катастрофа в Гентине - 278 погибших.
22 июля 1948 - в Людвигсхафене на химическом заводе рванула и вызвала цепочку взрывов цистерна диметилового эфира, которая проторчала день на солнце. 207 погибших, 4 тыс потравившихся различной степени.
10.08.2015 в 16:17
чего-то немцы любят цифру 22
10.08.2015 в 16:33
никогда не надо недооценивать ситуацию,всегда будь в трезвом уме и чистой памяти.много раз в жизни в этом убеждался.очень жаль людей...
10.08.2015 в 16:37
Надо было пожизненное дать этим капитанам-козлам,чтоб помучались и сгнили заживо!
Столько людей отправили на тот свет из-за их дебилизма!
10.08.2015 в 16:37
Наблюдал я его за пару дней до трагедии в порту Сочи (даже фото сохранилось еще), видимо, это был предыдущий рейс.......... А как только в Минск приехал- по ТВ сообщили о его гибели. Так что, тайны никто из этого не делал....
10.08.2015 в 16:47
Видел пароход "Адмирал Нахимов" в 1979 году в порту Сухуми.
Мне было 8 лет и с причала он мне казался очень огромным.
....А потом эта ужасная трагедия. Читать спокойно невозможно.
Есть несколько док. фильмов на эту тему.
Один из них "Русский Титаник. Дожить до рассвета" http://yandex.by/video/search?filmId=uucVS16G8gE&text=адмирал%20нахимов%20катастрофа%20видео&path=wizard
10.08.2015 в 17:11
Такое известное событие да что-то новое узнал все равно. Огромное спасибо за репортаж!
"Anton10":

Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики и фотографии, спецификой которого числят оперативность.
10.08.2015 в 17:24
Родители видели "Нахимов" 30 августа вечером в Ялте.....
Очень сильый фильм "Арзамас" с Колтаковым о этих событиях
10.08.2015 в 17:27
извините, "Армавир"....
10.08.2015 в 17:55
"Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса)."


Как-то недопонял этой фразы....
10.08.2015 в 18:10
alexonbis, и что ты о них хочешь сказать?
10.08.2015 в 18:13
Дарриусс что то вместо архитектуры занялся танцами на костях
10.08.2015 в 18:21
Из черного юмора в 80-е: "Перестройка это фактор - первым грохнулся реактор, ускорению дали ход - утопили пароход". Тогда это все скрывалось, или как минимум широко не афишировалось. Следующая статья Дарриусса об землетрясении в Армении в декабре 88го
10.08.2015 в 18:28
а я вроде в ТВ-передаче про итальянское происхождение корабля читал, но может то другой и затонул скорее раньше (на мине подорвался в мирное время?)
"yuriirf1":

Линкор "Новороссийск" (оригинальное итальянское название Giulio Cesare) взорвался (природа взрыва так и не была установлена, в последнее время большинство версий склоняется к взрыву предварительно заложенной взрывчатки/диверсии) в Госпитальной бухте Севастополя 29 октября 1955 года и затонул. Погибло 614 человек.
10.08.2015 в 18:57
Советские виндсёрферы
класс
интересно остались ли такие доски где-нибудь
10.08.2015 в 19:21
Prigozhin,
Это не единственное сходство, просто надо читать не только онлайнер
10.08.2015 в 19:28
Капитаны должны были умереть.
10.08.2015 в 20:25
Есть хорошая книга
“Outliers: The Story of Success,”
в которой целая глава посвящена расследованию авиакатастроф.

Один из интересных выводов - в том, что к катастрофам опосредованно приводят
"сильные иерархии".
Описывались случаи, когда в экипаже есть первый и второй пилот, первый пилот совершает ошибку, но боится "упасть в грязь лицом", видит ошибку но надеется что "вдруг пронесёт" либо просто игнорирует опасность, а второй пилот боится поколебать авторитет первого и боится его обидеть своими замечаниями, ведь если пронесёт, первый пилот будет недоволен.
Бывавли случаи когда самолёты врезались в землю, падали израсходовав горючее и так далее.

Это я к тому, что культура "сильных лидеров" и "жёстких вертикалей управления" она хороша для войны, когда нужно принимать решения быстро хоть какие-то и с жертвами не считаются.
Для мирной жизни эти иерархии не подходят. Сильные лидеры искуственно создают борьбу ради борьбы и оправдания своей важности.
Ну и лепят катастрофические ошибки в то время как "вторые пилоты" боятся "раскачивать лодку" и попадать в "пятую колонну".

Что-то похожее и с этой катастрофой. Экипаж сухогруза видел что будет столкновение, но боялся взять инициативу в свои руки и дать полный назад.
Само собой посадят капитана. Но вопрос же не в том, кого посадят, а в том, как сохранить сотни жизней.
Что-то такое кстати и в нашей стране. Все знают кого посадят, но никто не хочет давать полный назад раньше времени. Ну а то что там пару сотен под воду пойдёт.. ну.. жизнь она такая :-)
10.08.2015 в 20:41
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

Там и там была самоуверенность, тщеславие и корысть отдельных личностей приведшие к трагедии...
10.08.2015 в 20:48
359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 БЕЛОРУСА)
10.08.2015 в 21:22
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
При этом сам онлайнер не гнушается брать чужие фотоматериалы.
10.08.2015 в 21:24
Спасибо за статью....
10.08.2015 в 22:06
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

умерло море людей в море...
10.08.2015 в 22:20
359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 БЕЛОРУСА)
"McLee_95":

чё смешного?
10.08.2015 в 22:31
mopx, вот сколько же вас таких "сообразительных" здесь? Статью то хоть читали?
10.08.2015 в 22:42
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Это характерно для всего земного шарика, большая часть техногенных катастроф - человеческий фактор.
"reveris":

Защищать не буду страны и все человечество, но в Германии я не припомню глобальную трагедию с человеческим фактором (ВОВ не в счет)
"WHISKEY":

Рамштайн например, но там правда вина итальянцев
10.08.2015 в 22:55
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Это характерно для всего земного шарика, большая часть техногенных катастроф - человеческий фактор.
"reveris":

Защищать не буду страны и все человечество, но в Германии я не припомню глобальную трагедию с человеческим фактором (ВОВ не в счет)
"WHISKEY":

Столкновение над Боденским озером, но там вина Швейцарии
10.08.2015 в 23:28
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Раздолбайство - это следствие привычки снятия ответственности с себя.
Советских людей так воспитывали. Не думай. За тебя думает начальник.
Решения принимает начальник. Начальник не может ошибаться. Это просто в гены вбили. Даже если человек не согласен с решением, он не проявляет себя, а пассивно наблюдает как приближается катастрофа.
Чернобыль кстати так же трагедия "сильной авторитетной личности" ставившей эксперименты с реактором.
Любая техногенная катастрофа, то есть катастрофа с участием техники, она так или иначе связана с решениями которые принимают люди и коллективы людей - будь то в момент создания системы, её эксплуатации либо встречи с нештатной ситуацией.
Решения которые принимают люди отражают не только их интеллектуальный уровень (ведь в конце концов не нужно постоянно вести сложные математические рассчёты, а просто переключать рычаги и нажимать кнопки реагируя на ту или иную ситуацию) но и скорее их воспитание. То насколько они чувствуют свою личную ответственность за происходящее, то, как они расставляют приоритеты в жизни.
На примере ситуации с сухогрузом - команда выбрала "не спорить" с капитаном.
Они конечно не предвидели гибель сотен человек, но оценили риск негативных последствий от спора с капитаном как более существенный чем от столкновения сухогруза с теплоходом. Это выбор. Он связан с воспитанием. С флотскими инструкциями. Флотские инструкции отражают в том числе и представления общества о устройстве и функционировании коллектива, то есть, грубо маленькой модели этого самого общества.
Само собой в совке всё свалили на капитана. Но это упрощение ситуации.
Аналогично когда совок распадался, всё начали сваливать на капитана. Сейчас популярно говорить что виноват Горбачёв. Но это мнение всего лишь продукт воспитания людей в СССР, продукт их мировоззрения. В этом смысле катастрофы сухогруза и СССР были неизбежными.
11.08.2015 в 0:15
На этом корабле погиб командир дивизии РВСН г.Луцк полковник Бахман, участник семи парадов победы в Москве.
11.08.2015 в 0:49
У меня сокурсник погиб там спасая людей. Мы многие ушли в армию призывом 1985 в сторону дружественной нам страны тогда.А ему повезло дома остался служить на черном море моряк. Все вернулись домой а он погиб.Шторм был головой ударился о корпус корабля и утонул. Вот такая штука судьба.
11.08.2015 в 1:52
Ради галочки столько жертв. И ничего с тех пор не изменилось.
11.08.2015 в 2:33
дариусу очередной респект
дайте ему целый блок свой вести
интересно же
11.08.2015 в 2:35
Почему Титаник, если вообще ничего похожего?
"mopx":

а если подумать?
и там и там ошибки капитанов
спешка
вспоротые бока судов
и большие жертвы
все ж на поверхности, включайте чаще мозг
11.08.2015 в 6:04
Отличная статья!!
11.08.2015 в 6:38
Заточка у кэпа туповатая , вот и топит корабли серийно.
11.08.2015 в 7:47
вот это рассказ и интересно и познавательно, [censored]
11.08.2015 в 8:37
Есть два советских художественных фильма, где засветился "Адмирал Нахимов".
"Дамы приглашают кавалеров" 1980 года с Мариной Неёловой в главной роли. Название корабля зачем то запикивается "мудрыми" цензорами с русского ТВ.
"Бархатный сезон" 1978 года с Юозасом Будрайтисом в главной роли.
В 1991 году Вадим Абдараштов снял худ.фильм "Армавир» - аллюзия к гибели «Адмирала Нахимова».
11.08.2015 в 8:58
а каждый уважающий себя инженер или рабочий обязательно должен был раз в год съездить с семьей к морю

Инженер и рабочий, ежегодно к морю, обязательно должен? Бггг
Допишите что нарушители ещё и наказывались - врать так врать.
11.08.2015 в 9:20
Техника подводит, но редко... Почти всегда в катастрофах виновата человеческая халатность - то дети в кабине пилота за штурвалом в штопор Боинг свалят, то испытания проводятся без надлежащего обеспечения, то приказы "сверху". В этом вся суть человечества.
11.08.2015 в 11:21
"Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса)" .... надо корректней писать.. нелогичная последовательность...
11.08.2015 в 15:46
Тем, кто действительно заинтересовался подробностями трагедии - читаем и вникаем:

http://newsru.com/russia/31aug2006/nakhimov.html
11.08.2015 в 15:47
Я вот сколько не читал про катастрофы при совке, все всегда сводилось к полному раздолбайству людей так или иначе связанных с эксплуатацией объекта катастрофы. Это касается как авиакатастроф, так и трагедий на железке и на море.
"nevermind1937":

Это характерно для всего земного шарика, большая часть техногенных катастроф - человеческий фактор.
"reveris":

Защищать не буду страны и все человечество, но в Германии я не припомню глобальную трагедию с человеческим фактором (ВОВ не в счет)
"WHISKEY":

-:)) насмешил. Это уже не считается за катастрофу?

Катастрофа A320 под Динь-ле-Беном — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник, 24 марта 2015 года между городами Динь-ле-Бен и Барселоннет (Франция). Самолёт Airbus A320-211 немецкой бюджетной авиакомпании Germanwings со 144 пассажирами и 6 членами экипажа на борту выполнял рейс 9525 из Барселоны в Дюссельдорф, когда спустя полчаса после вылета перешёл в быстрое снижение, а ещё через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах, при этом погибли все на борту[4][5][6].

По числу погибших эта авиационная катастрофа занимает второе место в истории немецкой авиации (после катастрофы в Кёнигс-Вустерхаузене), третье место во Франции (после катастроф под Парижем в 1974 и на Корсике в 1981 году) и четвёртое место в истории семейства самолётов Airbus A320[7]. Катастрофа стала первой в истории авиакомпании Germanwings.
11.08.2015 в 16:05
Дариус единственный автор, своими интересными статьями тянущий онлайнер.из болота троллинга, желтухи и рекламы.
11.08.2015 в 16:38
Помню новость по радио когда рассказывали про это и в школе на уроке мира сказали:
Самоуверенность - враг безопасности.
11.08.2015 в 18:54
Почти 1250 человек на борту ожидали очень важного гостя, задержавшегося в Новороссийске. Это был начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор А. Крикунов с семьей. Если бы не это вынужденное опоздание, никакой трагедии всего час спустя бы не произошло.


чертова гэбня сколько народу положила...
с собой обязательно кого-нибудь утянет
11.08.2015 в 21:57
у меня есть фотки реальные этого корабля
11.08.2015 в 22:46
Почти 1250 человек на борту ожидали очень важного гостя, задержавшегося в Новороссийске. Это был начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор А. Крикунов с семьей. Если бы не это вынужденное опоздание, никакой трагедии всего час спустя бы не произошло.


чертова гэбня сколько народу положила...
с собой обязательно кого-нибудь утянет
"veritaz":

Известно, что при пересечении курсов капитан не должен уходить с мостика. По версии старшего следователя Генпрокуратуры СССР по особо важным делам Бориса Уварова, капитан специально оставил не очень опытного в судовождении Чудновского разбираться в сложившемся сложном положении в акватории, дабы унизить его в глазах подчиненных. Амбиции этих людей стоили жизни почти четырем с половиной сотням людей.
11.08.2015 в 22:48
Чудновский не поверил и во избежание уже вполне реального столкновения по своей инициативе начал уходить еще левее, трижды меняя курс в общей сумме на 20 градусов в сторону берега. Фактически подставляя сухогрузу под удар не нос, а борт.

На балкере этого не знали и брали пеленг по прежнему курсу 160, рассчитывая совершить "красивое расхождение" бортами.

По мнению следователя Уварова, если бы Чудновский не вертел штурвал, а шел прежним курсом 160 градусов, теплоход успевал бы уйти от столкновения на расстоянии не менее чем в километре друг от друга. В крайнем случае удариться под острым углом без столь трагических последствий.
12.08.2015 в 11:27
Интересная история, и поучительная.
Единственная просьба к писателю этой статьи : пожалуйста не лейте столька воды в тексте, я вашу статью перечитываю по несколько раз,чтобы хоть что-то разобрать по факту конкретно,что было.
В целом начало муть,в конце более понятно по смыслу что было и как.
Но за информацию спасибо!
12.08.2015 в 11:35
И ещё немного мистики, связанной с названием кораблей, в том числе и с именами "Адмирал Нахимов":

http://www.e-reading.club/chapter.php/1015438/39/Vilenov_-_Prizrak_na_palube.html
13.08.2015 в 14:50
Отлично, прекрасная подача!
18.08.2015 в 19:28
Вспоминается отрывок из "народной поэмы" тех лет: "Перестройка-это фактор. Про... ли мы реактор, УТОПИЛИ ПАРОХОД, пропустили самолёт..."
28.08.2015 в 9:56
Чудновский не поверил и во избежание уже вполне реального столкновения по своей инициативе начал уходить еще левее, трижды меняя курс в общей сумме на 20 градусов в сторону берега. Фактически подставляя сухогрузу под удар не нос, а борт.

На балкере этого не знали и брали пеленг по прежнему курсу 160, рассчитывая совершить "красивое расхождение" бортами.

По мнению следователя Уварова, если бы Чудновский не вертел штурвал, а шел прежним курсом 160 градусов, теплоход успевал бы уйти от столкновения на расстоянии не менее чем в километре друг от друга. В крайнем случае удариться под острым углом без столь трагических последствий.
"koldun555":


По-моему, это очевидно, если посмотреть на схему движения и сопоставить время.
15.09.2015 в 18:37
Жутко всё;но сваливать на согбенных штурманов неправомерно.Могли бы свалить на покончившего с жизнью зама.Плюс неадекватное "обучение" япан радаром.Понимаю,что спустя...Просто скорбим...
16.09.2015 в 21:33
"на IV квартал 1986 года были запланированы его вывод из флота Черноморского пароходства и списание с баланса."
Нуууу мягко скажем так... брехня от руководства пароходства, задним числом. Еще в 78-79гг. когда я учился в мореходном, был разговор о его списании. Но, кто ж его отпустит на метал...если не утонул бы, то еще ходил бы и ходил. так бы и списывали его ежегодно. А старик на Крым-Кавкзкой линии он был потому что загран. порты его не принимали из-за несоответствия тех. безопасности.
Помню видел я его в порту Ялты. И на корме так и оставленное немцами при восстановлении в пятидесятых следы заклепок - порт приписки "BREMEN".
"vap":
Старое название срезали,но на носу судна между букв Адмирал Нахимов, приглядевшись можно было прочитать BERLIN.
"Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса)."


Как-то недопонял этой фразы....
"Мурз":

Сайт то вроде как белорусский. )))))
22.12.2015 в 22:36
Спасибо! Очень содержательная статья. Знала эту историю и с интересом прочла подробности и посмотрела фотографии.
28.12.2015 в 9:44
среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса

3 белоруса явно не дети до 16 лет, но и получается, не пассажиры?
28.12.2015 в 23:59
Капитаны получили каждый по 15 лет, но были помилованы в 1992 году.


423 человека положили на дно и всего лишь 15 лет ! Как можно было оценить 423 жизни в 15 лет наказания каждому
09.02.2016 в 20:45
«Петр Васёв»
Никого не удивляет, что из 2 букв ё везде фигурирует только одна?
Не могу поверить, что человека звали не Пётр, а Петр.
20.06.2016 в 21:08
Мой отец участвовал в спасении пассажиров Нахимова когда был курсантом НВИМУ. Вот некоторые моменты о которых официально не рассказывали.
При столкновении многие находились в каютах. Началась паника, люди стали выбегать на верхние палубы и прыгать в воду. Васёв дал задний ход из за чего многих людей в воде затянуло и порезало винтами...
Многие двери на нижних палубах перекосило и в темноте пассажиры не могли выбраться, им даже не сообщили о том что в случае эвакуации "квадраты" - нижняя часть дверей выбивается ногами...
Рассказывал что подняли ночью всех старшекурсников НВИМУ по тревоге. Всю ночь они вылавливали из воды выживших и трупы. Это было неописуемо ужасно... одна девушка в воде не давала себя спасать, отталкивалась от лодки чтобы утонуть, когда её вытянули из воды рассказала что сразу после свадьбы в медовый месяц отправились с мужем в круиз, перед столкновением они находились на верхней палубе, муж спустился в каюту принести ей кофту, он погиб. Можно долго рассказывать…
Возможно многим открою Америку... Среди капитанов есть такая, как бы правильнее написать... экстримальная игра на стальные квадратные яйца, кто сойдёт с курса при вероятности столкновения, моряки поймут.
22.12.2017 в 9:28
В конце августа с берега в Ботаническом саду в Крыму фотографировал "Адмирала Нахимова"и показывал его своим малышам 6 лет.
22.12.2017 в 9:30
А " Конкордия"?